Глава 3
Владелец процесса
Владелец процесса должен быть наделен
· полномочиями, по своему усмотрению инициировать изменения в процессе
· несет ответственность за постоянный мониторинг процесса
· Несет ответственность за инициативу по улучшению процесса
· Должен создать группу из сотрудников, которые решают отдельные задачи по совершенствованию процесса
· Уместно включать поставщиков и потребителей
| Производство и доставка продукции потребителю |
| Получение требований потребителя |
| Владелец бизнес - процесса |
| Сотрудник процесса (С. п.) |
| Владелец процесса (В. п.) |
Владелец процесса получает инструкцию от владельцев подпроцессов различных уровней.
Из опыта, на предприятии должно быть 6 – 10 процессов, чтобы на совещании у руководителя (1 час) каждый из них смог отчитаться по следующей схеме:
· План (что планировалось)
· Результаты
· Причины отклонений
· Планируемые корректирующие и предупредительные действия
· Долгосрочные мероприятия (ресурсы)
Пример: владелец процесса довузовской подготовки – декан факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации.
Контрольные вопросы:
1. Что необходимо для идентификации БП?
2. Что такое карта взаимосвязей?
3. Чем отличается межфункциональная блок-схема от простой?
4. Для чего нужна многоуровневая блок-схема?
5. Кто такой владелец процесса и в чем заключается его роль?
Составляется структурная схема управления предприятием. Возможно изображение ……………. Процессов с привязкой к разделам стандарта 9001. Возможно представление процессов предприятия в виде сети подпроцессов с одним руководителем, у которого финансы (директор).
| Удовлетворенный потребитель 4 |
Имеется общая связь с выхода последнего блока на выход блока 1. По каждому из блоков с 1 по 4 составляется схема документированных процедур, относящихся к дополнительному виду деятельности.
Предприятие выделяет функции управления, подразделив их на основные и вспомогательные с присвоением параметров.
Таблица -
| Основные | специальные |
| 010 прогнозирование и планирование | 011 формирование стратегии 012 целеполагающие 013 формирование политики качества 014разработка программ и планов |
| 020 … | |
Процесс может быть отображен в виде контекстной (потоковой) диаграммы.
Пример оформления потоковой диаграммы.
| назначение | Деятельность (поставщик, потребитель) | Ожидание | Потоковый диалог |
| Вход (1) | | | | | | | | |
| - безусловная последовательность операций - условная - ответственный соисполнитель - участник операции |
На потоковой диаграмме отображается последовательность действий, разветвления, линии обратной связи.
Пример: Потоковая диаграмма для процесса довузовской подготовки
| Интерфейсы процесса | Схема взаимодействия участников процесса | Наименование (описание) действий | Ссылки |
| | | | | | | | | |
| Вход (51) | | | | | | | | | | Учащиеся, для прохождения довузовского обучения" – учащиеся школ и специалисты ЗСЖД. | |
| | | | | | | | | | | Заключение договора с учащимися и их представителями на проведение довузовского обучения. Формирование учебных групп по дисциплинам. | |
| Вход (48) | | | | | | | | | | Расписание занятий (выход процесса "Управление учебно-воспитательными процессами") | СО 1.016 |
| Вход (195) | | | | | | | | | | Учебно-методические ресурсы для довузовской подготовки (выход процесса "Управление учебно-методическими ресурсами") | СО 1.004 |
| | | | | | | | | | | Предоставление образовательной услуги на базе университета и в центрах довузовской подготовки Западно-сибирской железной дороги, мониторинг исходных знаний потенциальных абитуриентов, формирование лояльности и приверженности всех заинтересованных сторон | |
| Выход (47) | | | | | | | | | | Отчёт о выполнении учебной программы (вход процесса "Управление учебно-воспитательными процессами") | СО 1.016 |
| Выход (53) | | | | | | | | | | Данные о потенциальных абитуриентах (вход процесса "Управление учебно-воспитательными процессами") | СО 1.016 |
| Выход (54) | | | | | | | | | | Абитуриенты (вход процесса "Отбор и приём абитуриентов") | СО 1.009 |
| | | | | | | | | Участники процесса | Регламенты участников процесса | Ссылки |
| | | | | | | | | | Декан факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации | ДИ "Руководитель процесса" | СО 4.005 |
| | | | | | | | | | Учащиеся | | |
| | | | | | | | | | Преподаватели | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| Условные обозначения | | - Ответственный исполнитель | | - Траектория основного потока | |