Понятие социальной ответственности

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ТЕМА 5. ЭТИКА БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНАЯ

Всякий раз, когда тебе что-нибудь очень

хочется сделать, остановись и подумай:

хорошо ли то, чего тебе хочется.

Л. Толстой

История концепции социальной ответственностиначалась с формирования концепции «служения» в конце XIX - начале XX вв. в среде американских инженеров, имеющих целью по­высить престиж своей профессии. К 20-м гг. прошлого сто­летия эта концепция утратила свою актуальность и была заменена концепцией социальной ответственности. Основопо­ложником этой концепции считается Г. Боуэн,сформулиро­вавший доктрину социальной ответственности как обязательства соответствия политики компании целям и ценностям общества.

Социальная ответственность - обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибыли от своего бизнеса.

К примерам социальной ответственности предприятий относятся пожертвования на обновление города, оказание помощи инвалидам, поддержка искусств, спонсирование и др.

Не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания предприятий. Для любого предприятия на первом месте стоит выживание и только потом - проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится чисто академическим. Но как бы то ни было, компании должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями и этическими нормами.

Социальная ответственность состоит из след сфер:

· Экономическая ответственность – предоставлять товар и услуги обществу по разумным ценам.

· Юридическая – подчинение законам, как гражданским, так и уголовным, а также специальным законам, которые регулируют деятельность производителей (закон защиты прав потребителей, загрязнение окружающей среды и др.).

· Этическая ответственность – правильное и пристойное поведение предприятия. Например, производство и распространение табачных изделий разрешено, но в условиях нанесения вреда здоровью, многие считают неэтичным продажу сигарет.

К причинам расширения практики неэтичного ведения дел относят: конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения; общее снижение значения этики; нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями управляющих. Существование этой последней причины подтверждается результатами проведенного исследования, в котором было установлено, что основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имело поведение их руководителей. «То, что делает, и как ведет себя хозяин», - основной фактор влияния на поведение подчиненного.

К вариантам поведения, запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов компании, противоправное поведение ради интересов фирмы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: