Вопрос понятие Конкуренции. Товара. рынка

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хзяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления

2. Понятие рынка.

Рынок- место, где происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.

Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Классификация рынков:

1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4) По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный

3.Функции, структура и типы рынков.

ФУНКЦИИ РЫНКА

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка.

1. Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:

что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идёт бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счёте формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

5. Функция экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

6. Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индиви­дуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7. Эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

8. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.

9. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

10. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

Вопрос о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.

Выше при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

• стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;

• повышает эффективность производства, побуждает экономить труд и ресурсы;


товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

Структра рынка по объектам рыночных отношений
рынок потребительских товаров и услуг
рынок ценных бумаг
рынок сырья
Структура рынка по субъектам рынка
рынок покупателей
рынок продавцов
Структура рынка по географическому положению
местный
национальный
мировой
Структура рынка по степени ограничения конкуренции
совершенная конкуренция
монополистическая конкуренция
олигополия
монополия
Структура рынка по отраслям
автомобильный
нефтяной
Структура рынка по характеру продаж
оптовый
розничный
Структура рынка по соответствию действующему законодательств
легальный
нелегальный

22 вопрос Понятие хозяйствующего субъекта. Понятие группы лиц
К хозяйствующим субъектам рыночной экономики относятся физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и осуществляющие производство либо приобретение товаров с целью их реализации, а также оказывающие востребованные на рынке услуги.

Хозяйствующим субъектом может выступать:

· индивидуум (физическое лицо, гражданин) – ХС проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность (индивидуальное предпринимательство);

· группа индивидуумов (трудовой коллектив) — через совместную деятельность, организационно-правовую предпринимательскую структуру (коммерческую организацию).

Для хозяйствующего субъекта присущи экономические и социальные интересы, прежде всего, польза и выгода. Если в качестве основной цели деятельности хозяйствующий субъект преследует извлечение прибыли, он называется коммерческой организацией. Коммерческие организации в свою очередь могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и других формирований.

Субъекты хозяйствования (как индивидуального, так и коллективного предпринимательства) в рыночной экономике наделены согласно законодательству соответствующими правами и полномочиями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Сущность этих полномочий сводится к исключительному праву гражданина или юридического лица быть собственником имущества, иметь право владения, пользования и распоряжения (по своему усмотрению) созданным экономическим продуктом.

В отношении хозяйствующего субъекта в аграрной сфере получили распространение разные термины и их толкование, основными из которых являются следующие:

• предприятие— самостоятельная и экономически обособленная производственно-хозяйственная единица (хозяйствующий субъект), основная форма организации производственно-хозяйственной деятельности в современной экономике;


• организация— совокупность людей, объединенных общей программой, целью или задачей хозяйственной деятельности (например, коммерческая организация); общественное объединение, созданное в установленном законом порядке на основе общности интересов (некоммерческая организация);

• фирма — производственная высокотехнологичная единица, действующая с целью извлечения прибыли; промышленное или торговое предприятие;

• хозяйство— производственная единица, преимущественно сельскохозяйственная;

• фабрика — сельскохозяйственная производственная единица, использующая промышленные способы производства (птицефабрика, овощная фабрика);

• крестьянское (фермерское) хозяйство— добровольное семейно-трудовое объединение лиц, ведущих совместную сельскохозяйственную деятельность на выделенном земельном участке.

Все эти понятия характеризуют субъект хозяйствования в аграрном секторе как производственную единицу, имеющую перед собой определенную цель, использующую определенные приемы для получения сельскохозяйственной продукции и выступающую как единый и целостный организм. Учредителями их являются как государство, так и частный предприниматель. Они функционируют в разных организационно-правовых формах


Понятие группы лиц в соответстви с антимонопольным законодательством

В соответствии со статьей 9 ФЗ РФ «О защите конкуренции» группой лиц признаются:

хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 основанию.

хозяйственное общество (товарищество), физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 14 основанию входят в одну группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

23 вопрос понятие и виды монополии, монопсонии, виды монополий, понятие и виды наиболее высокой и низкой цены.
Виды монополий
Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу
технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства
ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего,
естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых
другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения,
системы электроснабжения, железные дороги).
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим
товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его
деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
• Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
• Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно
интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
• Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой,
институтом авторских прав.
• Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является
единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении
нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Чистая монополия

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у
которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки,
на которых конкурируют друг с друг

Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Характерные черты чистой монополии:

• Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или
услугу.
• Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
• Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать
товар по данной цене, либо обходиться без него.
• Вхождение в отрасль заблокировано.
• Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).

Естественная монополия

В ряде отраслей народного хозяйства экономия обусловлена ростом масштаба производства, а конкуренция
фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных
монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление).

Это отличает данную монополию от чистой монополии. «Единицей» измерения первой выступает, как правило,
отрасль, где фактически действует один экономический субъект, «единицей» измерения второй является часть
отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные
и покупные цены.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых
является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы,
железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам
деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче
электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов,
аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в
отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик,
определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может
выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер
эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления
данных благ.

Плюсы и минусы естественной монополии

Плюсы:

• возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек
на производство единицы продукции;
• возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на
должном уровне;
• возможность использования достижений научно-технического прогресса;
• возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
• возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
• внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с
риском и неопределенностью.

Минусы:

• возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной
мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
• возможность блокировать технический прогресс;
• возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
• возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической
организации глубоко противоречива. Не возможно однозначно определить, что перевешивает — плюсы или минусы.
Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов.
Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных
факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.
Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — регулированием естественной
монополии.

Методика установления исходной цены включает в себя шесть этапов:

- постановка задач ценообразования;

- изучение спроса;

- оценка издержек;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- установление окончательной цены.

Постановка задач ценообразования. Прежде чем устанавливать цену на товар, предприятие должно определить,
какую цель оно стремится достичь с помощью конкретного товара. Наиболее часто в практике рыночной деятельности
ставятся следующие цели.

1. Максимизация текущей прибыли. В соответствии с этой целью предприятие стремится установить такую цену,
которая при существующем спросе и издержках обеспечит максимальное поступление прибыли в текущий момент. При
такой постановке цели ценообразования текущие финансовые показатели для предприятия важнее долгосрочных.

2. Обеспечение выживаемости. Данная цель возникает в том случае, когда на рынке много производителей и идет
острая конкурентная борьба. В такой ситуации необходимо устанавливать очень низкие цены для привлечения
покупателей, при этом выживание предприятия оказывается важнее прибыли. Пока низкие цены покрывают издержки,
предприятие может продолжать свою деятельность в надежде на улучшение рыночной ситуации.

3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Данная цель направлена на перспективное развитие
предприятия. Для достижения этой цели устанавливают цены ниже, чем у конкурентов (иногда даже ниже
себестоимости) в надежде, что при самой большой доле рынка, а следовательно, и больших объемах производства
предприятие будет иметь самые низкие издержки на единицу продукции и в перспективе самые высокие
долговременные прибыли.

4. Завоевание лидерства по показателям качества товара. В случае принятия такой целевой установки предприятие
устанавливает на товар высокую цену, соответствующую высокому качеству товара.

Изучение спроса. Любая цена, установленная предприятием, отражается на уровне спроса. Эта зависимость
описывается общеизвестной кривой спроса. Данная кривая показывает, какое количество товара будет продано на
рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут устанавливаться в рамках этого отрезка
времени (рис. 4.8).

Монопсония — (греч. μόνος один, ὀψωνία покупка) ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует
с множеством продавцов[1], диктуя им цену и объём продаж.[1] Примером монопсонии является рынок труда, на
котором множество …





Подборка статей по вашей теме: