Психотерапевтические технологии

Comprehension approach

Аудитивный подход основан на положении о том, что обучение ИЯ долж­но имитировать процесс овладения детьми родным языком.

Согласно данному подходу процесс обучения строится на следующих принципах:

· аудирование как рецептивный вид речевой де­ятельности является ведущим в процессе обу­чения и должно опережать формирование других умений;

· обучение речи начинается только после того, как сформированы умения понимать речь на слух;

· обучение должно строиться на переносе уме­ний в аудировании на другие виды речевой де­ятельности;

· главное внимание должно уделяться значению изучаемого языкового явления, а не его форме;

Значение для методики. Данный подход реализуется в таких методах преподавания иностранных языков, как метод опо­ры на физические действия, натуральный подход.

Лекция 11 Современные технологии обучения иностранному языку. Изучение и обобщение педагогического опыта.

План:

1. Психотерапевтические технологии

2. Мнемотехники

3. Экотехнологии «НЕОС»

4. Личностно-ориентированные технологии

5. Разноуровневое обучение

6. Коммуникативные технологии

7. Новые технологии, основанные на традиционных методах.

1. Гипнопедия – обучение с помощью гипноза. При этом идет полное подчинение воли гипнотика. Он реагирует либо на слова гипнотизера (рапорт), либо на слова всех присутствующих в комнате. Техника не рекомендуется.

2. Медитационные техники (суггестопедия – Г.Лозанов) – обучение, при котором информация поступает через недоминантное полушарие. Человека погружают в транс, и обучение идет начитыванием информации в трансе, как правило, под музыку.

3. Нейролингвистическое программирование – выявление у человека канала восприятия. Идет подстройка к этому каналу. Первое воздействие – положительное, а затем такое, какое надо вам. НЛП в методику ничего нового не добавило. Использование на детях запрещено.

2.Мнемонотехники: например,

1. Запоминание по какому-либо принципу: стишок по первым буквам, смешное звукосочетание и т.д. «Каждый Охотник Желает Знать, где сидит фазан». «Иван родил девчонку велел тащить пелёнку». BICYCLE – «бикукле», лужа – пэдл (падать в лужу, падал)

2. Эйдотехники. (техника обрзного мышления)

(Прочитать, не писать: Любой телефонный номер можно составить из комбинации всего 100 двузначных чисел. Произношение любого иностранного слова можно описать комбинацией всего 48-ми транскрипционных знаков. Именно так произношение обозначается в словарях. Если придумать образы-заменители транскрипционных знаков, то можно очень точно фиксировать произношение слова путем записи этих образов на смысловом образе. И такие образы, обозначающие международную транскрипцию, вы можете найти в справочнике образных кодов на сайте Mnemonikon. Они называются "фонетические образные коды". Это понятие впервые введено в мнемотехнику в системе запоминания "Джордано". И в этом заключается основное (принципиальное) отличие техники запоминания иностранных слов в данной системе от других методик запоминания. Чтобы пользоваться фонетическими образными кодами, их следует заранее и очень хорошо выучить. Фонетические образные коды подбираются по очень простому принципу: дифтонг |au| обозначается образом "пАУк", звук |m| - образом Магнит. И так далее. Для запоминания иностранных слов другого языка необходимо составить (и выучить) образы-заменители для звуков другого языка. Обратите внимание на то, что ни в коем случае не следует устанавливать связь между русским произношением и английским произношением. Английское произношение привязывается сразу к образу-значению, что обеспечивает непосредственное понимание слова, без проговаривания на родном языке (без перевода). Фрагмент техники

Запоминанию произношения предшествует этап запоминания образов-значений запоминаемых слов. Перед запоминанием произношения образы-значения новых слов необходимо запомнить последовательно с помощью системы вспомогательных опорных образов.

Три способа запоминания произношения:

- многократное прослушивание произношения слова с одновременным представлением в воображении образа-значения (образы "снимаются" с системы опорных образов, на которые они предварительно были запомнены);

- на образах-значениях делаются образы-метки, подсказывающие произношение; эти образы-метки подбираются приемом привязки к хорошо знакомой информации, то есть, через хорошо знакомые русские слова или слова любого другого языка;

- на образах-значениях делаются образы-метки с помощью фонетических образных кодов; для английских слов это образы, обозначающие знаки международной фонетической транскрипции.

Как правило, второй и третий способы запоминания произношения используются в комбинации. Часть слова может быть преобразована в образ-метку через хорошо знакомое слово, другая часть - с помощью фонетических образных кодов.)

Запись- МНОГОКРАТНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВА – и есть эйдотехника

Произношение большинства слов запоминается путем многократного прослушивания произношения. Однако проверить этот эффект можно лишь в случае предварительного запоминания последовательности образов-значений. Вспоминаемые образы-значения служат стимулами, которые вызывают в качестве реакции произношение слова, которое воспринималось многократно и одновременно с представляемым в воображении зрительным образом.

3. НЕОС = нестрессовая естественная обучающая система (имеет стандарты: 7 статей и 19 пунктов). В день проводится 1-2 занятия по 3,5 часа. Занятия ведут 2 ко-педагога. Один из них как бы отец, вторая - мать. Гарантирует 100% успеха. Создатели:

Н. В. Черемнова Руководитель проекта НЕОС. Педагог и филолог (английский и русский языки). Специалист в области конструирования обучающих технологий и интенсивных методик освоения иностранных языков   В. С. Черемнов Консультант проекта НЕОС. Специалист в области реабилитации и медицинской психологии. Кандидат медицинских наук

4. Личностно-ориентированные технологии:

1. Обучение в сотрудничестве (в команде).

Команда выполняет 1 задание, получает 1 оценку на всех. Оценивается не столько грамотность, сколько прогресс.

2. Языковой портфель. Комплект документов, в который входят лучшие задания, выполненные учеником, грамоты, дипломы, а также анкеты для родителей и экспертной группы. Делится на 3 группы:

a. Языковой паспорт

b. Языковая биография (листы самооценки ученика)

c. Досье (все темы, которые ученик отобрал)

3. Метод проектов. Решение проблемы исследовательскими методами. Ход проекта:

a. Выбор темы

b. Распределение задач

c. Выдвижение гипотезы

d. Работа над заданием

e. Проверка гипотезы

f. Подведение итогов.

5. Разноуровневое обучение (= профильное обучение)

Каждый ученик овладевает материалом на разном уровне:

1. Уровень А – стандарт, 2. Уровень Б – профильный

Учеников формируют в разноуровневые группы.

6. Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: · аудирование говорение чтение письмо.

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из

· речевых поступков и - речевой ситуации

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

· ученик спрашивает

· подтверждает мысль

· побуждает к действию

· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации

· устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается

· мотивируется общение

· презентуется (преподносится) речевой материал

· приобретаются речевые навыки

· развивается активность детей и самостоятельность общения.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

· новая речевая задача

· новый собеседник

· новый предмет обсуждения

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

· отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения

· возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения)

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

· приносить детям радость

· сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями

7. Новые технологии, основанные на традиционных методах

А) Пассов. Прием функционального замещения (подстановочная таблица)

Пассов Е.И. различает виды наглядности согласно способу вызова ассоциаций на этапе развития речевого умения и отмечает, что “поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно различать словесные и изобразительные опоры.

Так, например, он предлагает учащимся следующее задание: обсудить план осмотра города с помощью опорной подстановочной словесной таблицы.

1. Сообщение, вопрос 2. Предложение
3. Отказ, обоснование 4. Новое предложение
5. Согласие 6. Сомнение
7. Уверенность.

Для детей младшего школьного возраста возможна изобразительная опорно-подстановочная таблица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: