Product-oriented approach
Подход к обучению, ориентированный на продукт рассматривает изучаемые языковые и речевые явления как застывшие образцы, к порождению или пониманию которых следует стремиться в процессе обучения.
Предполагается, что определенный период обучения (курс, урок, фрагмент урока, задание) заканчивается для учащегося созданием какого-либо речевого продукта — отдельного высказывания, диалога, письма и т. д., что и является целью обучения.
1) Применительно к обучению чтению этот подход рассматривает текст как объект, из которого извлекается информация, а сам процесс чтения оценивается по его результату — извлечению информации.
2) Обучение письменной речи также ориентировано на результат — письменное произведение (письмо, сочинение, эссе и т. д.), которое учащийся должен представить на проверку учителю. На основе данного подхода к обучению разрабатываются учебные программы «синтетического» типа.
Подход к обучению, ориентированный на процесс формирования знаний, навыков и умений получил серьезное развитие при обучении письменной речи. Исследователи отмечают выраженный «процессуальный» характер письма, поскольку эссе или рассказ не могут быть написаны сразу в окончательном варианте. Продукт письменной речи появляется в процессе планирования, написания тезисов, набросков и т. д. Предполагается, что обучение письму должно имитировать все этапы реального процесса порождения письменного высказывания.
|
|
9. Deductive approach vs. 10 Inductive approach
Дедуктивный подход к обучению опирается на дедукцию — вид умозаключения от общего к частному. Применительно к преподаванию иностранных языков дедуктивный подход предусматривает объяснение правила и его тренировку на практике, то есть путь от общего к частному, от формы к ее реализации.
Положительное:
1) более экономичен по времени;
2) помогает преодолеть интерференцию родного языка,
3) способствует осознанию структуры и формы языковых явлений.
Отрицательное: всегда имеется опасность того, что заучивание правил станет само-целью и не приведет к формированию коммуникативных умений.
Индуктивный подход, напротив, предполагает путь от частного к общему, от употребления лексического или грамматического явления к пониманию его формы.
Положительное: при индуктивном характере презентации языкового материала учащиеся знакомятся с явлением и использованием его в речи, что способствует коммуникации.
Отрицательное: затрудняет отчетливое осознание механизма формообразования и употребления, мешает самоконтролю.
Влияние на преподавание иностранных языков: индуктивный подход лежит в основе обучения с использованием базы данных и компьютеров.
|
|
11. Structural approach / Grammatical approach
Структурный подход к обучению иностранному языку основан на положениях структурной лингвистики и бихевиористского направления. Обучение предполагает овладение целым рядом грамматических структур-образцов (structures), которые располагаются в определенной последовательности в зависимости от трудности их усвоения. В качестве примера можно привести следующие структуры: I have a family, Could you open the door. Тренировка структуры не заканчивается выполнением языковых упражнений, а предполагает условно-речевые и подлинно-речевые упражнения, что обеспечивает овладение языковым материалом с целью его коммуникативного использования.
Положительные стороны:
1) выделена единица обучения и уточнены грамматические модели,
2) разработана последовательность первичного закрепления новых грамматических конструкций;
3) преподаватель обеспечен набором моделей и последовательностью тренировочной работы с ними.
Отрицательное:
1) недооценивается роль коммуникации,
2) неверно понимается автоматизацияречевых навыков, она часто сводится к заучиванию моделей-штампов;
3) нет свободного конструирования речи.