Физические лица в МЧП

Проблемы МЧП

Лектор: Кучер Алена Николаевна

01.03.2012 г.

Международное частное право – оно не совсем международное, т.к. национальное и не совсем частное, даже не совсем право.

Основная сложность в изучении в том, что МЧП национальное по своей сути. Создаются коллизии между нормами, которые должны разрешать коллизии и т.п.

Единственное, что нам пообещают – зачет будет проходить достаточно жестко. Гуманный подход к зачету – это ложно и квазигуманно. Жалеть не будут.

В этом семестре мы будем изучать особенную часть МЧП. Особенная часть МЧП – это тебе не особенная часть УП или ГП.

Здесь казалось бы отрасль частного права и пытаешься найти аналогию с ГП (там изучают в особенной части конкретные обязательственные правоотношений), то в МЧП мы будем начинать с правового статуса лиц.

Т.к. это одна из самых молодых отраслей права (за исключением, пожалуй что экологического права), она начинает с определением самой себе – каков мой предмет и метод.

Да даже с предметом и методом в МЧП возникли проблемы. На следующей лекции будем много говорить об определении объема правоспособности ФЛ и ЮЛ. Тут много из МЧП, но и придется рассмотреть вопросы правоспособности ЮЛ и ФЛ по национальному праву иностранных стран, что а) предмет МЧП; б) или не предмет МЧП? Тут же коллизионного вопроса не возникает. МЧП же разбирается с впоросами коллизий. Так что и с предметом проблемы.

А изучением методов мы вообще весь прошлый семестр занимались.

Установление содержания норм иностранного права и т.п. – это дело предыдущего семестра. Но считаем, что этот материал у нас уже пройден.

Если успеем, начнем в конце лекции и ЮЛ.

У МЧП есть 3 предпосылки:

1. Развитое гражданское право;

2. Развитый торговый оборот (и регулирование этого оборота должно быть развитым);

3. Признание прав за иностранцами.

Развитая торговля между странами – вопрос коллизии между правопорядками возникает именно тогда, когда с разными странами начинаешь вступать в отношения. При феодализма такого не было – хозяйство же было натуральное, отношений особых с иностранцами не было.

С 5 века н.э. – западная Римская империя пала. Варварские племена хлынули на Римскую империю. Вот – теперь есть и торговый оборот! Но не было развитого гражданского права! Трагедия римского права – когда суперразвитая концепция была заменена простым правом варварским. Максимальная потребность урегулировать отношения между лицами из разных правопорядков не была удовлетворена, т.к. было 2 основных закона, которые были очень простые.

Право было по территориальному признаку сильно привязано – человек «носил» с собой свое собственного права (своей юрисдикции) – Агаббат – 5 челвоек в одном месте сидят и у каждого свое право с собой. НО настолько были права между собой похожи и просты, что коллизий не возникало.

Признание права за иностранцами. Отсутствие этой предпосылки объясняет то, почему в Риме не было МЧП. В Римском праве, особенно в Древнем, иностранцы не имели прав, они даже были врагами народа, они были объекты, а не субъекты. То, как регулируются права этого объекта – вообще такого вопроса не возникало.

Потом для всех пилигримов (не градан Рима) появилось Jus Gentium в противоположность Jus Civile (право граждан Рима). И тут уже появились определенные предпосылки. Но у всех неграждан Рима были одинаковые права по jus gentium – поэтому коллизий серьезных не было. Не мой ты гражданин – стаус и тебя будет такой и не важно из какой конкретной ты страны.

Даже после реформы Caracall’ы – когда признали всех свободных людей гражданами Рима –

13-14 век н.э. – возникло МЧП. Возникло в Италии. Но начиная с этого периода и до Великой Французской Буржуазной Революции – идея была разрешить раздробленность Италии. Это была попытка распространить свое право на другие террториии, чтобы объединить территорию.

16 век - автономия воли – появились такая новая теория.

Автор – Шарль Демулен (наиболее устовшаяся позиция). Этот принцип был направлено на решение вопрсов феодальной раздробленности. Принцип распространения своего закона на всех – куда бы мой гражданни не поехал – везет с собой мой закон, а все, кто приехали на мою территорию – тоже под моими законами ходить будут. Но решили немного допустить автономию воли (кстати, тоже для преодоления раздробленности). И снова во главу угла ставились не права иностранцы (не думали –чье же право преминить – мое или его), но интересовал вопрос лишь «экспрорта» моего права. Однонаправленный подход своеобразный.

Когда зародилось МЧП в 14 веке основоположником считается Бартол – основоположник школы статутариев – поставил центральный вопрос – действует ли мой закон экстратерриториально с моими гражданами и действует ли он обратно – привозят ли иностранцы на моей территории свой закон. Придумали 2 статута – территориальный (мои законы действуют на моей территории) и личный (перевожу свой закон с собой).

Когда же вопрос второй – а приносят ли иностранцы с собой свое право – стал волновать?

1804 – Французский ГК - решили уравнять в правах и иностранцев – распространили на них национальный принцип, но на основе взаимности. На вас, иностранцы, будет распространяться все те же права, что и на моих граждан, но если только в вашей стране относятся к моим гражданам так же. Сделали так – за иностранцами на территории Франции стали признаваться права такие же, какие признаются за французами на вашей иностранной территории.

Не всегда могли заключаться по политическим причинам потом от этого стали отходить, но торговля-то идет. Как нужно было общаться нам с иностранцами? Просто жестко применять свое право?

Принцип Франции рожденный модифицировался. Сейчас он етсь в Уставе ООН, Всеобщей Декларации Прав Человека, ст. 62 Конституции РФ, ст. 2 ГК РФ, ФЗ «Об иностранных инвестициях».

Иностранные граждане и лица без гражданства несут права и обязанности такие же, как и граждане РФ (и без учета того, как к гражданам РФ относятся на другой территории), кроме случаев установленных ФЗ, (в конституции еще добавлено – и международным договором).

Во Французском ГК была ведь обратная презумпция – иностранцы не пользуются нашими правами, но если моим гражданами предоставляются права у вас, в вашем иностранном государстве, тогда можно признать эти права на моей территории.

И вот благодаря современной трактовке возникают коллизионные проблемы. Есть тонкий подход применительно к тому, чем же можно внести ограничения в этот «национальный принцип» - только ФЗ или еще ФЗ и МД? Еще одно разночтение прослеживается внутри ГК РФ – ст. 2 и ст. 1196. Ст. 2 – когда применяется ГК РФ в целом, а статья 1196 – смотрим под углом установления правоспособности. Но тут скорее всего не разночтение, а просто особенность.

ФЗ «ОБ иностранных инвестициях» - иное может быть предусмотрено ФЗ, но только в том случае, когда это необходимо для обеспечения обороны, нравственности, общественной безопасности, прав и свобод третьих лиц и т.п. Этот закон специальный, можно сказать, что это сужение предусмотреть иное релевантно только для иностранных инвестиций. Но скорее всего надо понимать это более широко – т.е. вообще любое ограничение должно пройти через этот фильтр (обоснуй ограничение).

В сфере внешней торговли (а что это такое – это то еще вопрос) появился еще один принцип – принцип наибольшего благоприятствования. Национальный режим – этот режим установлен во внутреннем законодательстве установлен, но это вопрос каждой страны.

Принцип наибольшего благоприятствования – этот принцип установлено не конкретной страной, а установлен между конкретными странами на международном уровне. Почему? Если в национальном режиме я сравниваю иностранцев со своими, то при режиме наибольшее благоприятствования сравниваю иностранцев с иностранцами. «Я права твоих иностранцев сделают не хуже, чем права, которые дам другим иностранцем», если я случайно сделаю другой стране режим получше, то ты можешь попросить у меня такие же права, которые я дам другому государству.

Можно проверит – какое такое наибольшее благоприятствование дал другим странам – это большой этап, нужно пробежаться по другим странам. Но это не без исключений! Ведь иное может быть предусмотрено в законе. Какие у нас предусмотрены ограничения.

Если национальный режим – это общее правило, то в режиме наибольшее благоприятствования нет такого общего правила.

1. Вопросы миграции.

Ряд тех исключений, о которых мы будем говорить будут касаться вопросов публичного права.

Вопрос публичного права – каким образом осуществляется миграция. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» - там есть положения, которые касаются большого количества норм – исключений из национального режима. Иногда пожестче, иногда поменьше.

Примеры ограничений:

Ст. 11 этого ФЗ – пребывающие на этой территории иностранец не может менять место своего проживания – т.е. приехал в один субъект, то вальяжно в другой субъект не уедешь.

Никто же жестко этой статьи не придерживается. Если вы в миграционной карточке написали, что будете жить во Владивостоке, а там не живете – могут быть последствия.

Ст. 7 – временное проживание без визы. Есть много критериев, когда вы можете временно проживать. Состояние здоровья – вы должны принести справки, что вы тем-то тем-то не болеете. Например, вы не должны болеть ВИЧ-инфекцией. Т.е. такой иностранец не может проживать в России.

Вокруг этой нормы была интересная ситуация – граждан Украины, у которого жена и дочь жила в РФ хотел приехать на временное проживание в РФ, но был болен ВИЧ инфекцией. Ему отказывали. И в 2006 г. №155-О (Постановление КС РФ) создало интересный президент, КС сказал, что эта норма не конституционная, а то, что нужно при применении этой нормы руководствоваться гуманитарными соображениями. Если тут у него семья, то запрещать ему приезжать в РФ видеться с семьей – это нарушение всех прав человека! Но нужно, чтобы соблюдались все нормы предосторожности и профилактики, чтобы дальше не распространять заболевание.

Второй вид исключений из национального режима: как может осуществляться трудовая деятельность иностранцев. Не будем говорить о трудовом праве – частная или частно-публичная эта отрасль, подотрасль ГП или нет.

Вопрос о том, насколько это частное право, существует.

ФЗ «О правовом положение иностранны граждан» - общее правило – для того, чтоыб нанять иностранца на работу нужно:

· Разрешение работодателю на привлечение иностранных работников

· Разрешение иностранцу на работу

Есть определенные исключения – для высококвалифицированных работник – разрешение иностранцу на работу не надо (и вроде как и работодателю не надо разрешение проверить).

Для журналистов, для тех, кто обучать будет (для обучения), но есть и определенные исключения – надо их посмотреть.

При выдаче разрешений для работодателя выдаются квоты – в начале года проще квоту получить. Многочисленные проблемы из СМИ о работе нелегальных мигрантов возникают – это вопросы об отсутствии разрешений на осуществление трудовой деятельности (часто их не получают).

Третий вид исключений: запрет на осуществление определенных видов деятельности.

Их довольно много и они разрознены – нет единого акта или единого подхода. Какими можно – ст. 62 Конституции. Какими нельзя – бессистемно. Чтобы сделать полноценный вывод – нужно посмотреть все НПА! Мы будем об этом больше говорить, когда будем говорить о занятии определенных лиц коммерческой деятельностью. Пример

· ВК – летный экипаж в коммерческих авиалиниях может только из граждан РФ состоять. Лечу в самолете – там за штурвалом будет гражданин и стюардессы будут русские; Запрет абсолютный.

· Работа с государственной тайной – ознакомление, передача информации. Там есть отсылка в ФЗ к Постановлению прав 1003 от 28.08.2008 г. – допуск иностранцев, лиц без гражданства к государственной тайне – режим жесткий и на практике не соблюдаемый.

Чтобы допустить иностранца к государственной тайне, надо чтобы со страной иностранцы был МД о сохранении государственной тайны. Но таких МД пока нет. Есть определенная процедура предусмотренная для получения допуска. Будем напримере ЮЛ разбираться.

Запрет владеть на ПС определёнными объектами.

Сельскохозяйственные земли – ФЗ «Об обороте с/х земель» - от 24.07 – можно владел только на праве аренды, в собственность иностранцам не дадут. Более сложные ограничения применительно к ЮЛ.

Земли приграничных территорий – в ЗК РФ есть общее правило, что по перечню, установленному исполнительными органами – Указ Президента - 09.01.2011 г. № 26. Достаточно большой перечень территорий. Указ президента просто перечислил 380 конкретных муниципальных образований. Самый на слуху – Кронштадский район Санкт-Петербурга (там иностранцам нельзя право собственности приобретать). А там некоторые иностранцы уже владели землей.

Следующий вид исключений – реторсии (взаимности).

Реторсия – 1194 ГК РФ – он дает право Правительству РФ установить ответные ограничения на права иностранцев, если права граждан РФ в таком государстве ограничиваются. Этот такой ответ на ограничение.

Это не общий принцип, в отличие от взаимности, а конкретная мера исполнительного органа в отношении граждан конкретного государства. Пока таких реторсий не устанавливали. Пока только в отношении Прибалтийских государств установили подобные ограничения.

Последнее исключение – это взаимность.

Что это такое, объяснять не будем- есть материальное, процессуальное, коллизионное право – каждое понимает по своему.

В отличие от реторсии – это установление общего правила в отношении всех иностранных граждан – правило обусловленности – если для российских граждан дают такие права на территории иностранцев, то и мы дадим такие права иностранцам на территории РФ - 1336 – исклчюительные права иностранцев, изготовителей баз данных (если на территории иностранного государстав права наших граждна на базы данных защищаются, то и мы права таких иностранцев защитим на своей территории – это работает в автоматическом режиме).

Интересный пример с взаимоностью по закону об ОСАГО. Почему на нем внимание акцентируем? Этот пример подчеркивает, что взаимность в современном коммерческом обороте плохо работает. Изначально в ФЗ «Об ОСАГО» - иностранцам право выплаты по полису об ОСАГО предосталвяллось, только если на территории иностранного государства граждане РФ могли получить похожие выплаты. Это было не удобно – каждый раз бегать и проверять иностранное государство… В ОСАГО почему вдруг стали ограничивать иностранцев? Решили вдруг поменять закон – убрали принцип взаимности – так же как и наши гражданам будут платить по ОСАГУ – национальный режим сделали.

Для того, чтобы понять статус иностранца на своей территории – надо посмотреть и его законы в отношении своих граждан. Нужно 3 этапа просмотреть (см. выше) – и только после этого можно определить статус иностранного гражданина на нашей территории.

Мы смотрим, как правило, именно на гражданство, а не на проживание.

Иностранцы, проживающие на территории РФ по 1135 ГК РФ – есть определенные

Право и дееспособность иностранцев

С 13 века, особенно в 14 веке – право и дееспособность определялись по личному закону лица.

Что такое личный закон лица? Есть 2 вида – личный закон ФЛ и личный закон ЮЛ.

Личный закон ФЛ – это право той страны, с которой ФЛ в наибольшей степени связано (это как рубец родовой раны – личный закон всегда путешествует с собой).

Следовательно, вначале нужно определить личный закон, а потом смотреть, какие вопросы решает личный закон. 4 группы вопросов определяет:

1. Вопросы, связанные с гражданским состоянием лица (приобретение и прекращение право и дееспособности);

Ст. 1196 - правоспособность и 1197 – дееспособность. В отношении право и дееспособности (есть они у иностранца или нет) – будем смотреть личный закон иностранца.

Смотрим – личный закон иностранца. Смотрим его закон – дееспособен ли он? Потом смотрим на ограничения, установленные в конкретном правопорядке, где иностранец захочет свои права реализовать. И только так, надо смотреть «этот второй слой». Ведь все-равно в РФ у нас экипаж коммерческих «авиалиний» - будет состоять только из граждан РФ, пусть даже иностранец по свеому праву может летать.

2. Вопросы личных неимущественных прав (они регулируются личным законом)

1198 – право на имя. То, как вас величать и называться будет определяться вашим личным законом.

3. Вопросы семейного права, вопросы опеки и попечительства.

По общему правилу это вопрос тоже личного заокна. Но опекуна или опекаемого? Логично было бы опекаемого! Ведь нам нужно его защитить – нужно восполнить его правспособность.

Когда вы составите дееспосоность опекаемого и то, что может делать опекун/попечитель по своему закону – получится полная картина.

Но логичнее использвоать право опекаемного по всему блоку вопросов - 1199 (личный закон лица, над которым опека и попечительство устанавливается).

4. Вопросы наследования движимого имущества

Некоторые страны до сих пор закон законодательства страны личного закона наследодателя.

Раньше использовался закон наследодателя. Но стали от этой концпецнии отходить1224 ГК – движимое наследуется по законодательсву последнего места жителсьват – это

Как установить личный закон

Есть 3 приема и все 3 используются.

1. Закон гражданства (национальынй закон) - страна, гражданином которой ты являешься и «определит» твой личный закон

Так во Франции, Германии, Япония, Турци, Португалия, Испания, Италия, часть латинской америки.

Lex patriae – национальный закон или закон гражданства

2. Закон постоянного места жительства

Lex domicilii

Не важно, гражданином или подданым какой страны ты являешься – для определения твоего личного закона нужно смотреть на то, в какой стране ты постоянно проживаешь.

США, Великобританяи,, Дания, Норвегия, другая часть Латинской Америки

3. Смешанный подход

Нет красивого термина.

К своим гражданам –Lex patriae, а к иностранцам на своей территории – lex domicilii – т.е. самый широкообъемлющий подход.

Мы считаем, что наши за границей – притащат наш личный закон, а также для иностранцев проживающих на нашей территории.

1195 – такое вот в РФ установлено.

Швейцария, Австрия, некоторые страны Латинской Америки.

По какому принципу выбирают эти признаки страны? По тому, экспортируют своих граждан или импортируют чужих.

Если уезжают – lex patriae закрепят. Уехал испанец – утащил с собой свой закон.

Если часто приезжают – lex domicilii. Если в США понаедут со своими личными законами, как мы с ними будем разбираться? Вот и придумали – как только вы к нам приехали – сразу же мы распространим на вас наш закон.

Есть такие страны, которые решили устроить самый жадный подход. Пока на международном уровне никто не против.

Но вот проблема – приехал на территорию РФ гражданин Германии для того, чтобы жить в РФ, то по немецкому праву – у него личный закон Германии, а по нашему закону – личный закон РФ.

1195 – очень интересная формулировка – сказано не постоянное место жителсьтва, а «место жительства» - неужели день прожил и все, поменял свой

По ст. 20 «место жительства» - там дано понятие – и сказано место жителльство – то, где ты постоянно или преимуещственно проживаешь! Так что трактуй через ст. 20 ГК РФ.

1195 – двойное гражанство – нужно выбирать личный заокн той страны гражданства, в который ты проживаешь (лучше почитать самому эту статью, чтоб понять все).

С гражданством – вроде все попроще – устойчивая политико-правовоая связь с госудраством. Принцип крови и принцип почвы. Основной принцип – крови, но есть определенная смесь – когда один из родителей в РФ – то ребенок будет гражданни РФ. Если один из родителей …

Если оба из родителей не граждане РФ, но живут тут- то сработает принцип почвы.

Lex domicilii – тут сложнее – нет четкой процедуры. Найти это место достаточно сложно. У нас сказано «постоянно или преимущественно проживат» - что такое преимущественное проживает? Не ясно.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» - для постоянного проживания нужен вид на жительство – если есть вид на жительство – то выпостоянно проживете, а если нет – то не проживаете. Так, наверное, можно сказать, но это не бесспорно. Ведь это же миграционне законодательство.

В Англии – место жительство по определению суда. Англичанин даже если толком неживет в англии, но все-равно будет считаться проживающим в Англии. А вот в отношении иностранцев – наоборот. Нужно будет доказать, что вы практически порвали все свои связи со старой страной и не уедете туда – т.е. Англия по сути перешла к принципу гражданства, пусть даже так опосредовано.

Итого – lex domicilii – нужно смотреть и на закон и на чужую судебную практику другого государства, чтобы определить, что все правльно.

15.03.2012 г.

Продолжаем разговор о правовом положении иностранных ФЛ

Характеризовали личный закон ФЛ, поговорили о теории, вкратце перечислили вопрсо, которые он регулирует.

Определение правового статуса (положения) иностранца

Правоспособность

На прошлом занятии говорили через историческую перспективу. Правоспособность иностранных ФЛ определяется по личному закону и приравнивается к правспособности граждан собственным государства. Им в РФ дается национальный режим за исключением некоторых исключений (отдельные ФЗ).

Первый раз поставили вопрос ребром о праовспособности иностранцев – ст. 11 ФГК – первая разрешала этот вопрос – иностранцы будут пользоваться теми же самыми правами, что и французы на территории иностранцев, в соответствии с международным договором. Конечно, практика уже успела поменяться (Устав ООН сделал свое дело в том числе), но текстуально формулировка та же.

Правоспособность мы уже определили.

Дееспособность

Установлена та же самая формула – дееспособность определяется по личному закону ФЛ (гражданстсва, места жительства, по смешанному закону).

Почему вопрсо дееспособности имеет такое большое значение для МЧП?

1. Полный возраст дееспособности в разных странах разный (для многих стран – 18 лет – РФ, Англия, Франция, Германия по общему правилу)

В других странах иногда не 18 лет, а иной возраст от 14 до 21 года

a. От 14 лет – Фарерские острова;

b. 16 лет – Куба (поедешь с детьми на Кубу – глаз да глаз за ним – может таких сделок там назаключаться)

c. 19 лет – Обама, Небраска, некоторые провинции Канады

d. 20 лет – Корея, Япония, Тайвань, Тунис

e. 21 год – Египет, Монако, Сингапур, некоторый штаты США – Нью-Йорк, Миссисипи.

Так что заключая сделки, вступая в брак нужно иметь это в виду.

2. У малолетних лиц, которые не достигли этого возратса несовершеннолетия по разнмоу порог определяется

У нас до 6 – недееспособный

С 6 до 14 – мелкие бытовые и некоторые иные

От 14 до 18 – еще больше.

Но некоторые страны по другому этот вопрос решают. В Германии – до 7 недееспособны; а с 7 до 18 – нужно для заключения любой сделки согласие представителя.

Во Франции много обычаев тут – согласие на сделки иногда дается семейным советом. Пусть недееспособный, но нужно смотреть конкретно, т.к. что-то может заключать.

3. В разных странах – разные основания лишения дееспособности.

У нас основание – если злоупотребляешь спиртными или наркотическими, которое вводит семью в тяжелое положение.

В других странах есть расточительство. Может быть в других странах не только злоупотребление спиртными или наркотическими.

Вопрос – если лицо приехало на территорию РФ и стало злоупотреблять – по какому закону нужно его лишать? ПО разному решают.

4. Есть разные основания для приззнания безвестно отсутствующим и умершним.

В некоторых странах нет института безвестно отсутствующих.

Ст. 1197 – дееспособность определяется личным законом, но есть исключения.

Исключения

1. Право на занятие предпринимательской деятельность (хоть это и элемент дееспособности)

Для этого вопроса установлено иное правило – применяется право законы страны, где лицо зарегистрировано как предприниматель! Зарегистрировался в США и работаешь в РФ – будут правила США применяться.

Достаточно часто начинают заниматься предпринимательской деятельностью и не регистрируются – см. ст. 23 – если лицо занимается этой деятельностью и не регистрируется, то все-равно будут нормы о предпринимателях приниматься – и в вопросе об ответственности и т.п. Т.е. смотрим по факту.

Но что есть предпринимательская деятельность – когда помидоры с моего участка я продаю как предприниматель?

МЧП что делает? 1121 – если лицо не зарегистрировалось – применяется право страны, где лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность (т.е. там, где лицо должно было бы зарегистрироваться).

2. Признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным.

1197 – в данном случае применяется к иностранцам право РФ.

Почему такое исключение было установлено? Этот институт придумали, чтобы защищать само лицо и третьих лиц от его «действий» - по ГК – только психическое расстройство в плане недееспособности и злоупотребление по ограничению дееспособности.

Если бы мы применяли личный закон иностранца, то мы могли бы своих граждан не защитить на территории РФ.

Лицо могло бы «замечательно злоупотреблять» на территории РФ, если в его государстве такого основаняи для ограничения дееспособности нет.

Процедура тоже будет особенная в суде – нужно смотреть по нашем законам.

3. Последующее приобретение гражданства другого государства

Ст. 7 вводного закона ГГУ – в Германии раздел МЧП помещен во вводный закон. Она говорит, что если в последующем приобретено гражданство другого государство, которое применяет иные правила о дееспособности, то вы не лишаетесь своей дееспособности – т.е. поменяется твой личный закон, когда поменялось твое гражданство, но дееспособность не трогаем, если бы ты бвл уже дееспособным.

· «Если лицо признается дееспоосбноым по своим законам, то оно будет дееспособным везде»

· А если лицо недееспособно по своим законам, то это не всегда будет значить, что лицо будет недееспосбным, куда бы оно не поехало.

П. 2 ст. 1197 – лицо не может ссылаться на свою недееспособность по своему личному закону, если по месту совершения сделки такие ограничения не существуют и другая сторона не знала и не должна была знать о таких ограничения.

Почему такое ограничение было установлено? Прецедент есть очень интересный в истории. 1861 г. «Дело Лизарди».

Несовершеннолетний мексиканец. Там возраст полной дееспособности был 22 года (в то время, сейчас 18 лет).

Мексиканец выехал во Францию и заключил сделку. Француз об этом не знал – там было правило про 18 лет. Тем более сделка была не предпринимательская – зачем французу все проверять.

Когда мексиканцу сделка разонравилась он сказал, что она ничтожн, т.к. по его личному закону – он не дееспособен. Суд сказал – формально все правильно, но надо защитить оборот. Француз не знал и не должен был знать, что такое ограничение есть (тем более сделка в Франции заключалась).

И вот тогда появилось правило, которые у нас появилось в п. 2 ст. 1197 ГК.

Такое же правило в ст. 12 вводного закона ГГУ. Только там привязка не к закону места совершения сделки (у нас так – сказано «если сделка на территории РФ и россиянин не знал и не должен был знать…») – то ГГУ привязывает этого к месту нахождения обеих сторон! Обычно это и бывает местом заключения сделки, но бывают точечные исключения.

3068 ГК Квебека – там делают сравнения с законом страны второй стороны сделки. Будут смотреть не на закон места нахождения, как в Германии, и не на место совершения сделки, как в РФ, а на личный закон второй стороны сделки (это исключение более широкий круг случаев охватывает – если гражданин РФ с иностранцев на территории Квебека заключают сделку и будет такой вопрос, то будут смотреть на право гражданина РФ!).

Безвестное отсуствие и признание умершим.

Есть ли тут исключния? ПО общему правилу – личным законом ФЛ. НО не все страны это признают.

· Оба института есть в РФ, Германии, Италии,.

· Нет признания умершим (но есть безвестное отсутствие) во Франции

· Нет в США института безвестного отсутствия – вопрос есть только о презумпции факта смерти для конкретной ситуации. В РФ лицо признается умершим и на все правоотношения эти распространяюстя, то в США – будет эта презумпция распространяться только в отношении того лица, который обратился в суд для установления презумпции.

Если нужно признать сделку прекращённым в связи с признанием смерти вашего контрагента, пусть даже для себя супруг уже подсуетился – то все-равно придется в США тебе, как контрагенту, пойти.

Нужно будет доказывать презумпция факта смерти. Есть из этого правила определенные исключения.

Ст. 1200 – признание безвестного отсутствия и призанине умершим – по нашему закону надо смотреть. Т.е. на территории РФ нам все-равно что говорит другой закон.

Это не совсем стандартный подход, не во всех странах. Почему у нас так? Аналогичный ответ – как и при признании недееспособным.

При установлении факта смерти, при признании умершим – мы защищаем третьих лиц. И если они обратились в суд РФ, то мы не будем разбираться с тем, что там другое законодатеьство думает – будем смотреть просто наше законодательство.

Безусловно такое решение ведет к тому, что решение о признании гражданина безвестно отсутствующим на территории РФ не будет иметь ни какого значения для США! Нужно будет идти в их суд для установления

403 ГПК – надо смотреть в каких случаях можно подавать иск. Там появились дополнительные ограничения!

Нужно доказать будет почему вы вообще пришли в процесс и какие права ваши нарушаются – нужно будет

Ст. 9 Вводного ГГУ признание умершим устаноавливаестя по личному закону гражданина, но есть исключние: можноэ то сделать и по германскому праву, если в этом есть правомерный интерес.

Тут нужно будет доказывать не почему вы в суд пришли, а почему тут надо применять закон – это даже более жестко по сравнению со ст. 403 ГПК.

Правовые последствия признания отсутствующим и умершим имеют свои статуты (применимое право).

Последствия – определяются по нормам самостоятельного статута! Вот признали по закону РФ умершим. А вот как открываться будет наследство и прочие вопросы, связанные наследствия – по другим правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: