Политическая идеология 7 страница

В Америке лоббисты регистрируются официально, платят налоги, заключают договора с отдельными фракциями.

Также интересно регулирование конфликта интересов.

Ещё одно важнейшее направление- политическое финансирование. Но про это подробнее на семинарах.

Политическим партиям оказывают финансовую поддержку, т.к. они нуждаются в поддержке.

Например, что происходит сейчас во Франции? Скандал по поводу финансирования. На сегодня денег у партий нет. Взносов никто не платят, и их недостаточно. Расходы растут. Партии должны найти деньги, а найти их очень сложно. Саркози нашел деньги у Каддафи.

Мощные группы интересов, обладающие мощными ресурсами, готовы политикам платить и решать их проблемы. Вопрос в том, в обмен на что они это делают. У нас государство ясно объясняет бизнесу, кого можно финансировать, а кого нельзя. Это тоже поле для законодательного регулирования. У нас здесь много всего непонятного.

Была статья «Айсберг российских политических финансов». Надводная часть политического финансирования намного меньше подводной, о которой можно только догадываться.

У нас есть суды, которые призваны контролировать процессы в этой сфере.

Взаимодействие групп интересов с политическими партиями

Группы интересов активно взаимодействуют с политическими партиями. Многие из них превращаются в аффилированные структуры или коллатеральные структуры партий (так в Италии).

Группы интересов осуществляют дотации партиям. Это законный способ. В некоторых странах есть ограничения: например, по суммам.

А потом все эти группы интересов идут на выборы голосовать за политические партии.

Есть ещё promotional groups - группы интересов продвижения: например, защитники окружающей среды. Это информационный лоббизм, т.е. через средства массовой коммуникации. Насколько эффективно это получается, это зависит от многих факторов.

От чего зависит эффективность деятельности групп интересов?

1) От природы политической системы: восприимчива она или нет, слушать общество или нет.

Со второй стороны условия важны: могут ли группы интересов свободно выражать собственные интересы или нет;

2) Уровень легитимности самой группы

Есть такое выражение в Америке: «Что хорошо для General Motors, то хорошо для США».

В Америке люди ездят на машинах GM, покупают акции. И вот когда принимают закон, думают, «а хорошо ли это будет для GM?».

У нас таким GM хотят сделать Газпром.

Факторы, влияющие на эффективность группы интересов

Есть группы интересов, с которыми общество не намерено считаться. У нас группа интересов бизнеса не высокой легитимностью обладает. В развитых странах это наиболее активная часть общества.

В особенности, это касается интересов корпораций, крупного бизнеса. Есть интересы различных видов бизнеса по отраслям.

В большинстве развитых стран интересы массового бизнеса- это интересы населения. Большое количество мелких и средних собственников. У нас этот бизнес немногочисленный и неактивно отстаивает свои интересы в форме организаций и ассоциаций.

Следующий фактор- это ресурсы, которыми обладают группы интересов. Это не обязательно финансовые ресурсы. Очень многочисленная группа интересов может не располагать никаким ресурсом, кроме как своей организованностью и количеством.

Какие ресурсы хороши, зависит от политической системы, об общества и государства. Если в основном между государствами и группами интересов происходит открыто, то материальные ресурсы могут быть не обязательно решающими.

Есть ещё такой вид ресурса как административный ресурс. Это использование личных, персональных связей с представителями связи. В качестве недостатка можно сказать, что это ресурс наименее устойчивый, наименее стабильный. Прочные отношения могут рухнуть в один день. Административный ресурс зациклен на одном человеке и взаимоотношений с ним.

Когда Ельцин ушел со своего поста, и весь бизнес пострадал, т.к. взаимодействовал с этим Президентом. У некоторых компаний владельцы полетели в Лондон. Все специалисты, которые рассуждают о взаимоотношениях бизнеса и государства ратуют за то, чтобы создавались публичные механизмы взаимодействия.

Модели взаимодействия групп интересов с органами власти

Во всех режимах уровень артикуляция групповых интересов существует. Например, внутри советского народа можно было выделить такую группу, как военно-промышленной группы.

В целом, выделяют два варианта моделей взаимоотношений между государствами и группами интересов:

1) Плюралистическая;

2) Корпоративная.

Рассказывая о плюралистической модели, можно иметь модель взаимодействия групп интересов с органами власти Роберта Даля. Свободно существуют такие группы интересов. Они соревнуются между собой за влияние на органы власти. Все имеют возможность высказаться и быть услышанными органами власти. Если они захотят заявить о своих интересах, то они имеют возможность это сделать, и власти могут сделать вид, что они их не видели.

В Израиле придумали машину, которая ездит по городу и разбрызгивает жидкость, и участников манифестаций можно узнать за несколько дней по запаху такой жидкости.

Когда люди безоружно собираются, то никто их не забирает никуда. Люди выходят, заявляют о своих интересах, и их слышат органы власти. Либо это отражается в принятии государственных решений, либо им объясняют, почему они не могут быть у власти. Саркози говорил, что он видел и слышал протестующих, но политику менять не хотел. В итоге он проиграл выборы. Деятельность групп интересов не исключает прочих форм представительной демократии. Функциональное представительство, т.е. через группы интересов дополняет партийно-парламентское представительство через выборы. Представители бизнеса могут нанять себе лоббистов, чтобы их интересы были представлены в парламенте, Правительстве. Но получается, что все должны быт равны-«один человек- один голос», и это не зависит от счета в банке.

Плюрализм пронизывает всю политическую систему, весь процесс принятия решений развит по всему обществу и охватывает большое количество участников.

В 70-х годах появились работы, которые не учитывали определенные явления. В Западной Европе отмечался отход от модели плюралистической демократии, новые способы взаимодействия государства и общества, ведущие к принятию политически значимых решений. К концу 60-х годов стало очевидно, что сформировались огромные корпорации, в некоторых странах приобретшие национальный характер. Но это не партии, и даже не правительства. Им противостоят очень хорошо организованные и широкого масштаба охвата организации наёмных рабочих. Профсоюзы объявляют забастовку. Она может общенациональный характер приобрести. Профсоюзы входят в переговоры с представителями организаций работодателей. Если работодатели обещают не сокращать рабочие места, не понижать з/п, то профсоюзы обещают, что не буду участвовать в акции протеста. Представители организаций принимают решение от имени огромного количества людей. Важно, что эти решения потом выполняются. Работодатели, представляющие частный бизнес также выполняют свои задачи. Это явление и стали называть корпоративизмом.

А сословия- это корпорации. Слово корпорация это не только компания, фирма с единой структурой. Это некая структура, объединяющая носителей единого интереса корпорации существовали давно, гораздо раньше представительных парламентов. Король договаривался отдельно с каждой корпорацией.

Средневековое общество было насквозь корпоративным. Любой человек был членом какой-либо корпорации.

Сегодня о корпоративном представительстве вспомнила католическая церковь. Она выступила со своей социальной доктриной. Там шла речь о чем: не нужно делить на пролетариат и буржуазию, их нужно объединять. Нужно создать совместные корпорации рабочих и буржуа.

Второй вариант- это идея Бенито Муссолини. Он в молодости был социалистом. Он отталкивался от неприятия буржуазного парламентаризма. Идея состояла в том, что всё общество нужно поделить на корпорации и представители этих корпораций будут доносить эти корпоративные объяснения до властей.

Когда корпоративное представительство сочетается с другими формами корпоративного представительства, эта форма дополняет другие формы. Стали называть это явление нео корпоративизмом.

В странах Европы дифференцированное, хорошо организованное гражданское общество со своими группами интересов.

Сегодня надо сказать, когда говорят о корпоративизме, изменяется понятие корпорации, оно оформляется новым содержанием. Ассоциации работодателей не ушли в прошлое.

Появляется новый вид корпораций. Сегодня чаще всего имеют в виду систему представительства корпораций как крупных экономических субъектов. Они участвуют в принятии политических важных решений. Особенно транснациональные корпорации.

Конгресс политологов был посвящен теме «Корпоративный век». Самые развивающиеся концепции третьего пути. Теоретики демократии, чувствуя эту опасность, пытаются их превратить в структуру гражданского общества. Сегодня корпорации- одна из важнейших ячеек гражданского общества.

Развиваются концепции stakeholders companies - участники компаний не только акционеры, но и работники, менеджмент, банковские структуры, т.е. все участники должны иметь возможность участвовать в принятии решений.

Когда корпорации при неокорпартивизме были структурами, выражающие социальный конфликт- сторонами были наемные работники и работодатели.

Сегодня корпорации сами решают свои конфликты. Все участники имеют единый корпоративный интерес на участие в делать корпорации.

Когда характеризуют нашу систему взаимоотношений то говорят, что это система корпартивиская. Это называется олигархический корпоративизм. Он впервые сформировался в Азиатских странах. Государство целенаправленно выстраивало корпорации, с которыми государства хотят иметь дело. Государство пыталось стимулировать рост экономики и целенаправленно развивало какие-либо отрасли.

Вместо трипартизма- бипартизм. У нас два участника. Но вроде бы профсоюзы ещё есть у нас. Наши профсоюзы настолько незаметные и интегрированы в общую систему. Стороны у нас две- государство и корпоративный капитал. Также не очень заметна РСПП.

Вторая особенность- способ взаимодействия: не публичность, не формальность, теневой характер.

У нас важнейшая проблема, как договариваются, о чем договариваются. В начале своего президентства Путин обещал диктатуру Закона. Он, встречаясь с бизнесом, говорил, что будет выстраивать только публичные отношения, и отношения открытые, понятные для всех.

Государственное управление

Мы говорили о макро концепциях, о том, как в целом можно осмысливать политическую сферу. Дальше поговорили о государстве, политических партиях, о группах интересов, и их взаимодействие.

Теперь будем говорить о динамических характеристиках политической системы. Всё это можно назвать одним термином- политический процесс. Это всяка динамическая характеристика политической системы. Внутри этого процесса можно выделить два под процесса или уровня развития политического процесса:

1) Макро процесс- это целостное развитие политической системы, её развитие, воспроизводство, в т.ч. и под влиянием факторов, действующих из вне. макро политический процесс включает в себя воспроизводство институтов и процессов, а также их развитие, т.е. когда в ходе функционирования происходит изменение процессов (например, их функций, переход от одной стадии к другой).

2) Микро процесс- здесь имеется в виду совокупность суб процессов, т.е. тех процессов, которые касаются характеристики отдельных участников процесса, т.е. авторов. В этом смысле политический процесс- это совокупность суб процессов, микро процессов.

На макро уровне используется дедуктивный метод анализа, т.е. от общего к частному, а на микро уровне действует индукция, т.е. от частного к общему. Мы можем посмотреть на макро уровни и приглядеться на отдельные детали. Но детали не могут существовать без макро процессов. Т.е. разорвать это всё довольно сложно.

Нужно запомнить различие между понятиями «политический процесс» и «политическое развитие». Можно понимать политический процесс в более узком уровне: он может употребляться в отличии от политического развития и в этом случае под политическим процессом понимается процесс воспроизводства политической системы. Всё работает, но система не изменяется. Т.е. это динамика во имя сохранения. Например, фабрика, которой всё время что-то подвозят, поступают меры поддержки. Это политический процесс- в системе всё работает, функционирует, но в системе всё воспроизводится. А политическое развитие характеризует динамику самой системы, эволюцию развития такой системы. Например, сырье перестали привозить на фабрику. Раньше были репортажи, когда заводы в Нижнем Тагиле производили танки, а их перестали покупать. Танки увозили в лес, и там они так и стояли. Оборонные предприятия стали производить кастрюли, бытовую технику. Завод как система изменился, стал другим. Политическая система также меняется- это уже развитие. Все транзитные процессы описывает понятие развитие. Это динамика политической жизни в эволюции её формы.

Например, наиболее выразительной является мысль Полибия: одни формы перетекают в другие. До Полибия описывался круговорот форм правления. Полибий считал, что государство не успевает пройти этот цикл, они разрушаются изнутри. У него динамика шла от начала, через расцвет и к упадку.

Например, у Фреда Паретты была теория циркуляции элит. Всегда формируется элита. С элитой взаимодействует контр элита. Есть пассивные элиты.

Артур Бентли в теории политического процесса произвел революцию. В 1908 году он выпустил книжку «Процесс управления»- там была изложена категория групп интересов, а политический процесс рассматривался как борьба и влияние политических групп, а правительство рассматривалось как групповой арбитр, регулирующий конфликты.

Важной является и фигура Трумэна. Он последователь Бентли. Трумэн актуализировал его теорию, выпусти в 1950 году книжку «Управленческий процесс». Он считал что политический процесс- это борьба групп интересов за власть и за определенные ресурсы. Он считал, что есть равновесие между группами интересов и властью, потом происходит разбалансировка и устанавливаются новое стабильное состояние, устойчивость в групповом взаимодействие. Т.е. сначала развивается баланс, потом переходит к дисбалансу, а потом снова баланс.

Теорию политической системе Истана также можно отнести к политическому процессу. В этом случае мы можем говорить о воспроизводстве: замкнутый цикл- первая фаза- это вход, потом конверсия («черный ящик»), потом там происходит преобразование политической системе, всё это поступает на выход и получается петля обратной связи и таким образом устанавливается равновесие.

До конца 60-х годов преобладал анализ процессов воспроизводства. В конце 60-х годов начинаются бурные процессы в третьем мире, рушится колониальная система, происходит большое политическое развитие. Начинаются переходы от одного состояния в другое. Есть также концепция Алмонда (структурно-функциональная модель политической системы). Алмонд выделяет основные блоки функционирования системы, где выполняются основные функции. Первый блок- функции процесса, там происходит преобразование социальных потребностей. Сначала группы интересов (артикуляция, агрегирование интересов), потом процесс переходит к партиям, потом процесс передвигается к парламентским интересам, потом реализация решений и контроль за их исполнением. Второй блок- там уже функция управления, блок воздействия системы на общество, на окружающую среды через извлечение, регулирование и распределение ресурсов. Третий блок- это блок адаптации системы к внешним условиям, где выполняются функции адаптации, социализации и рекрутирования. Алмонд перешел с процесса воспроизводства на адаптацию и развитие политической системы.

На базе теории развития, в частности, сформировалась теория социализации.

Политический процесс можно анализировать на микро уровне. Здесь используется интеракционисткий подход. Здесь анализируются внутренняя структура политической системы, где анализируется субъект и объект с точки зрения их взаимодействия. Политический процесс рассматривается как равнодействующая всех участников, которые друг с другом взаимодействуют. Здесь встречается знакомый нам бихейвиреализм, т.е. изучается микро процесс с точки зрения поведения, т.е. изучается политическое поведение. Здесь также затрагивается теория рационального выбора. Всякое действие можно разложить на отдельные элементы: субъект, объект, условия, результаты, мотивы, установки, цели. Действует групповой субъект, его можно рассматривать со всех точек зрения.

Что касается типологий, то политические процессы очень разные. Есть макро уровень, микро уровень, разные страны. В одной и той же стране могут существовать процессы с разными характеристиками. Мы можем видеть, как в одной и той же стране происходят стабильные и кризисные процессы. Например, Великобритания- это страна со стабильными процессами, но есть Северная Ирландия, где есть кризисные процессы. Макро процесс может быть стабильным, а в него включены отдельные суб процессы.

Можно выделить разновидность политического процесса по уровню пространственного распространения во времени и пространстве:

1) Локальные: например, муниципальные выборы. Но при определённых обстоятельств локальные выборы могут вызвать шок всей политической системы и дать большой резонанс.

2) Региональные

3) Глобальные.

Можно выделить внутрисистемные и переходные процессы. Внутри системные модели развития: например, футбол: есть правила игры, но все играют по одним и тем же правилам. Когда правила изменяются, то может получится игра без правил, это уже транзитивный процесс, переходный процесс. Транзитивные процессы есть в странах, которые переживают какие-либо переходные изменения. Например, переход от Советского Союза к России.

Можно также выделить стабильные и кризисные процессы. Стабильный процесс часто связывают с реформами, а кризисный- с революцией. Это не обязательно так. Из кризисного состояния можно выйти с помощью реформ, а из стабильного состояния можно впасть в революцию. Важна расстановка сил, границы сил.

Очень важно, что легальный политический процесс или нелегальный. Политологи акцентируют внимание на разнице между тем, что предписано, и что есть на самом деле. А юристы смотрят только на то, что предписано. Такие политические процессы как восстания, переговоры всегда нелегальны. От того, насколько такие процессы будут легитимными, будет зависеть расстановка политических сил, а также, какие будут границы между легальностью и легитимностью. Где-то после камендатского часа в 22:00 нельзя выходит и выход будет нелегальным, а где-то это будет совершенно нормально.

На политический процесс также смотрят как на сочетание двух суб процессов: т.е. государственное управление, которое осуществляют органы государственной власти (т.е. все государственные институты) и процесс гражданского участия, т.е. процессы, идущие в обществе. Это с одной стороны сознательно рациональное действие «сверху», а с другой стороны- спонтанные действия общества. В этом смысле могут существовать два варианта оценки взаимодействия между государством и обществом. С одних позиций, эти два участника могут рассматриваться как равные в процессе взаимодействия, они партнеры, стремятся к достижению общих целей и стремятся это делать как-то согласованно. В первом случае может формироваться система нео компаративизма, когда государство начинает налаживать контакты с населением. В рамках равноправного сотрудничества государства и общества государство создает различные модели участия общества в принятии решений. Второй вариант- государство рассматривает общество как стихию: т.е. то, чем нужно управлять, взять в рамки и повести куда-нибудь. Такой концепции придерживается французское государство. Она рассчитана на то, чтобы воспитывать менеджеров, государственных служащих. Им внушается, что они должны отстаивать общегосударственные интересы. Все другие политические партии, по их мнению, отстаивают только свои личные интересы и не защищают идеи Франции.

У каждого участника политического процесса свои функции. Государство интегрирует общество, т.е. объединяет его. Политические институты- это те, которые в отличие от остальных, следят за тем, чтобы другие институты могли преследовать своим частным целям и не разрушали общих целей. У общества другая задача: граждане оказывают давление, чтобы государство не превратилось в частные интересы, а чтобы было обеспечено представительство интересов граждан. Фундамент любого политического процесса- это деятельность отдельных людей. Результаты макро процесса складываются из различных мирко процессов, а микро процессы состоят из акций и интер акций, т.е. действий большого количества людей. Например, выборы включают не только наши голоса, а деятельность избирательных компаний, агитационную компанию. Это не стихийный процесс. ЦИК за этим внимательно следит. Судебные органы также участвуют в избирательной системе. Нужно также учитывать действия активного меньшинства, куда входят элиты, нужно учитывать и действия активных масс. Нужно учитывать действия и взаимодействия теневых акторов- это аппараты разного уровня: аппараты государственных структур, родственники политиков. Например, это Администрация Президента, где есть Управления внутренней политике.

Три основные характеристики акторов:

1) Потенциал и статус актора- т.е. индивидуальный или групповой;

Ø Уровень и способ организованности, сознательности, мобилизованности;

Ø Состав и объем ресурсов, которые находятся в распоряжении этих акторов;

2) Вид действий, которые они используют: например, насильственные или не насильственные; бюрократические способы воздействия; официальные и неофициальные;

3) Тип взаимодействия между акторами: например, союз, сотрудничество, консенсус.

В прошлый раз мы не закончили тему политического процесса.

В прошлый раз мы говорили о политическом процессе на микро уровне. Способы взаимодействия между субъектами очень важны.

Действия каждого и всех месте субъектов создают некую картину: political performance. Создается соотношение и расстановка сил, т.е. то, что мы видим в конкретный момент. Расстановка сил и соотношение сил- это две важные составляющие политического процесса.

Расстановка сил- это позиция участника процесса (позиция актора или участника политического процесса относительно власти). Диспозиция- это положение участника относительно других акторов. Позиция и диспозиция составляют понятие расстановка сил.

Соотношение сил- это их потенциал, ресурсы, которые они контролируют, а также способность мобилизовать эти ресурсы. Соотношение сил предполагает либо равновесие распределение потенциала участников либо неравновесное. В совокупность расстановка и соотношение сил дают некий баланс, который характеризует политический спектакль в тот или иной момент.

Важнейшим условием равновесия на политической сцене является деятельность органов государственной власти.

Мы переходим к субпроцессу- к процессу государственного управления.

Это ключевой процесс в структуре целостного политического процесса. Решаются две основные задачи:

1) Аккумулируется коллективная воля сообщества, формулируется такая воля;

2) Через деятельность таких институтов эта воля регулирует общественные дела.

Для решения этих двух задач в структуре государственного управления реализуются два субпроцесса:

1) Распределение коллективных ресурсов общества, т.е. руководство и управление ресурсами;

2) Руководство и управление людьми, т.е. поддержание общественного порядка.

Факультете Государственного Управления на английском именуется School of public administration. Но это неверное понимание, т.к. государство и общество всегда в оппозиции между собой. Сегодня public- это те государство, где оно выразитель общественной воли, где они формируются обществом, ответственны перед ним. Public- это общественность, это продукты реализации демократической парадигмы. Public policy- это публичная политика, она же и государственная, если государство является выразителем общественных интересов. Public administration- государство, которое формируется обществом, выражает его волю через демократические процессы. Есть state, а есть public.

Политическое управление- это взаимодействие трех субъектов: вверху действуют бюрократы, внизу граждане, а между ними- органы управления.

Государственное управление универсально, распространяется на всех членов политической общности, опирается на базовые конституционные нормы, осуществляется государственными организациями. Государственная политика- выработка стратегического курса развития общества, основных направлений развития государства, способов реализации и осуществления задач государства и общества. Представители государства путают свои интересы с интересами общества. И когда говорят, что оскорблено государство, то часто бывают оскорблены государственные деятели. Но чиновники- наемные служащие на службе у государства, т.е. общества, т.е. публики.

Государственная политика состоит из четырёх основных элементов:

1) Субъекты государственной политики и процесс их формирования (формирование легитимных субъектов и институциональных иерархий государственной политикой).

Подход к этому элементу может быть разный. Можно выделить элитарный подход, компаративистский, плюралистический и партисипаторный (подход участия) к формированию субъектов государственной политики.

Элитистский подход- управлять должны профессионалы, те, кто хорошо обучен, компетентен, т.е. должна управлять элита. Если мы считаем, что управлять должна элита, то лучше, чтобы никто ей в этом не мешал. Когда люди говорят, что не вмешиваются в политику, то считают, что там есть более умные люди, которые за них будут принимать решения.

Компаративистский подход полагает пристальное внимание к группам интересов. Необходимо их привлечь к политике, создать механизм участия групп интересов в политике. Это ключевой субъект политического процесса. Если это выглядит формально не так, то именно группы интересов определяют эту политику. Может быть бюрократия как основной субъект государственной политики, бюрократия, и т.д. компаративисты считают, что это абсолютно нормально и неизбежно. Особое внимание уделяется бизнесу. В нашем случае крупный бизнес является влиятельной группой интересов. В других странах мелкий и средний бизнес более влиятельно и активно включен в политический процесс.

Плюралистический подход: органы власти формируются и должны формироваться на основе очень широкого и равноправного представительства. Все должны участвовать в государственной политике. Сторонники этого подхода считают, что нужно ограничивать влияние групп интересов, в частности, корпораций как влиятельной группы интересов.

Партисипаторный подход или подход участия- это радикальный подход. Сторонники этого подхода считают, что лучше переходить к разным формам управления. Государственная политика должна формироваться на местах, на низших уровнях управления, на референдумах, в органах МСУ.

Процесс формирования субъектов государственной политики в значительной степени происходит во время выборов. Ключевым является избирательный процесс или референдум.

2) Разработка стратегического курса и принятие государственных решений

Этот элемент осуществляется законодательными и исполнительными органами власти. Можно выделить две модели по признаку участия парламента в этом процессе:

Ø Если парламент более активно вовлечён в процесс выработки политики, то это более активная модель;

Ø А может быть ситуация, когда парламент в основном осуществляет представительские функции. Или когда формально парламент осуществляет представительские функции, а решения фактически принимаются не там. Когда правительство вырабатывает законопроекты, приносит в Парламент, а парламент просто штампует решения правительства.

При Ельцине Парламент играл активную роль. У Президента там не было большинства. Ком партия находилась в жесточайшей оппозиции к Ельцину. Всё время инициировалась процессы по возбуждению процедуры импичмента президенту. Недавно парламент не был место для дискуссий. Сейчас большинство принадлежит партии, которая безоговорочно поддерживает исполнительную власть. Сейчас парламент место для дискуссий, но не место для принятия решений.

3) Административные средства реализации управленческих решений

То, какие методы и технологии применяются для реализации управленческих решений, зависят от политического режима. Это зависит от режима и среди этих методов можно выделить методы принуждения и убеждения. Понятие режима достаточно независимо.

4) Государственный контроль и арбитраж

Контроль за управленческими решениями, коррекция и самокоррекция таких решений. Здесь задействованы судебные органы, надзорные, контрольные органы, прокуратуры. Сюда же можно отнести омбудсмена. Он надзирает за тем, как исполняются решения, касающиеся прав человека.

Государственная политика осуществляется государство. государство- это субъект государственного управления, а общество- объект государственного управления.

Государство как субъект управления- это система институтов, которые можно разделить по горизонтали и по-вертикали. Мы можем в процессе государственного управления не приглядываться. На первом уровне мы можем выделить три горизонтальных процесса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: