Политическая идеология 10 страница

Ещё одна важная характеристика- это отношение к input и output.

Например, Алмонд говорит, что политическая культура- это распределение ориентаций. Они могут определяться рациональными или иррациональными компонентами. Человек может действовать в своих интересах, согласно своему статусу, производит расчет, сопоставляет издержки своего поведения. А во втором случае человек действует рационально.

Человек действует согласно укорененным образцам, предрассудкам, убеждениям. Когда люди решают, как себя вести.

Явка чрезвычайно низкая была на выборах 14 декабря. На выборы Президента ходят гораздо больше людей, чем на выборы тех структур, которые определяют поведение людей. Не очень ясно, чем люди руководствуются на выборах, за кого голосовать.

Алмонд выделяет когнитивные компоненты политической культуры: понимание людьми состава, структуры организации политической системы, состава власти. А во-вторых, он выделяет эмоциональные компоненты: эмоции, чувства людей, которые осуществляют власть. В-третьих он выделяет оценочные компоненты- суждения людей о политике.

Все эти подходы Алмонд предлагает рассмотреть в отношении всех элементов политической системы. Он говорит, что нужно посмотреть, что люди знают, о чем они думают.

Нужно прочитать кусочки работы Алмонда по этой теме.

Политическая культура- очень сложное и многоуровневое образование. Если мы говорим о политической культуре, то она неодинаковая. Есть мы хотим сказать о политической культуре России, то мы можем сказать, что это не однородная культура и включает в себя разные материи. И можно сказать, что есть политические суб культуры.

Суб культура отличается неким набором ценностей, которые отличаются друг от друга. Могут быть этнические суб культуры. Есть региональные суб культуры, а есть этнические суб культура. Есть разница в поведении одно и того же этноса, живущего на одной и той же территории. Например, юг России- это регионы, которые ориентированы на политическую партию. Например, Италия более или менее в этническом отношении однородная страна.

В США есть штаты традиционно ориентированные на республиканцев, а есть на демократов.

Целые страны переживают политические проблемы, и даже находятся на гране развала по лингвистическому принципу. Например, Канада. Очень сильный сепаратизм в Квебеке. Они франка фоны и не хотят говорить по-английски. Они время от времени требуют отсоединения от Канады и образования нового государства.

Есть религиозные отличия в политической культуре. Они сказываются на политических ориентациях. Безопасный пример- проблемы между протестантами и католиками в Великобритании. Последнее время это приобрело более спокойный характер. Есть и другого рода развития: например, социально-экономические суб культуры. Люди с разным социально-экономическим статусом, с разным уровнем доходов по-разному себя ведут в разных ситуациях.

Различия в политических ориентациях и поведении людей есть. Люди из определенный районов (богатые) ведут себя в политике не так, не всегда так, как люди из других социальных групп.

Бывают половозрастные отличия, которые могут формировать политические культуры. Например, ориентации на домохозяек. Это особая категория там, где они имеют значение в качестве избирателей. Пенсионеры могут быть политической культурой. Другие социальные группы могли быть у пенсионеров научиться готовности отстаивать свои интересы. Если их интересы серьезно затрагивают, то они способны к очень решительным действиям.

Политическое поведение мужчины и женщины имеет большое значение в политике. Женщины сами не очень активно претендуют на ведущие роли в политике.

Какие функции политическая культура выполняет в общества?

Это функция идентификации. Политическая культура позволяет ориентироваться в политике. Люди привязывают себя к тем или иным социальным группам, ведут себя определенным образом. Политическая культура позволяет адаптироваться людям определенным образом. Политическая культура позволяет осуществлять успешную коммуникацию представителям определенной политической культуры. Существует проблема так называемых сегментированных обществ. Эти различия могут носить культурный характер. Вокруг религиозной структуры общества, может создаваться некое сообщество.

Культурные различия потенциально могут быть опасны для целостности политических сообществ.

Обратимся к типологии политических культур.

На этот сюжет есть разные точки зрения и существуют разные подходы.

В том, что касается типологий, надо понимать, что нужно сразу говорить о критериях. Типологий может быть много, разных. К типологии политических культур можно подходить с разными критериями. Это может быть критерий целостности, открытости.

Алмонд и его коллеги в работе гражданская культура предложили свою типологию. Здесь критерием типологизации является отношение к input и output. На входе в политическую систему вдвигаются определенные требования или предлагается определенная поддержка структурам политической системы. И на входе, как люди относятся к тому, что производит политическая система, её действия. На основании отношения к input и output Алмонд изложил классификацию политических культур. Выделяется три чистых типа политических культур:

1) Приходская или парохиальная (парох- это церковный приход) политическая культура (иногда её называют патриархальной).

Здесь нет никакого интереса на входе и никакого интереса на выходе. Люди не очень интересуются политикой. Люди мало что знают о том, как устроена политическая система, никаких чувств и ожиданий не испытывают по этому поводу.

Можно привести в качестве реализации примера такой культуры- это традиционное общество. Единственное, чем интересуются люди- это новостями своей деревни, округа. Все новости ограничиваются церковным приходом. Священник читает людям проповеди о том, как правильно себя вести, чтобы попасть в рай.

Таких обществ в целом не так много. Люди, которые являются представителями такой, культуры многочисленны.

2) Подданническая культура

Здесь очень высокая ориентация на нисходящий поток, т.е. на решения (на output) и низкая активность на input. Люди почти ничего не требуют, но готовы выполнять решения «сверху». Люди готовы активно осуществлять принимаемые решения, бороться за их реализацию, не оценивая их целесообразность, эффективность.

3) Партисипаторная культура (культура участия)

Это активное отношение по обеим параметрам: и выдвижение активных требований, и законопослушание. В действительности встречаются смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Алмонд говорит, что носителями партисипаторной культуры является не очень много людей. По опросам они составляют не более 10%. В действительности это хорошо. Если представить себе ситуацию, что значимое большое число людей всё время занимается политикой, то это кошмар. С одной стороны, решается проблема политического участия, а с другой стороны, полномочности властей. Если вдруг это случится, то никто не сможет работать. Но если вообще не интересоваться их работой, то они будут делать всё, что хотят и это вообще не будет демократическим правлением.

Этот конфликт разрешается системой выборов. Но, конечно, какая-то часть населения должна присматривать за властями и в промежутке между выборами.

По Алмонду это и есть идеальное сочетание, когда 10% активно участвует в человеческой жизни, но необходим ещё один показатель. Больше 50% не участвуют в этом, но если интересы лица будут затронуты, то он обязательно подключится. Алмонд говорит, что важно, чтобы был потенциально активный гражданин. И таких граждан должно быть большинство.

Как говорит Алмонд, элиты тоже действуют ответственно не потом, что граждане от них постоянно требуют соответствовать их интересам, а для того, чтобы удержать граждан от активности. Вся эта система работает благодаря демократическому мифу или мифу о потенциальной активности правового гражданина. Важно, что если они будут подключаться, то они будут иметь результат. А власть убеждена в том, что если они не будут работать в интересах граждан, то граждане придут и будут требовать. Взаимная вера в интересы гражданина составляет взаимную ответственность, рамки для властвующих, ограничения, заставляют действовать в интересах избирателей. В силу веры в этот миф, когда предлагается что-то, что задевает интересы граждан, на улицы городов выходят миллионные демонстрации.

Поэтому, Алмонд предлагает ещё один тип, который он считает для демократии. Оптимальный тип- это сочетание партисипаторной и подданнической культуры. Большая часть не очень активна на входе, на стадии выдвижения требований.

Ещё один сюжет, это процесс усвоения и воспроизведения- это политическая социализация. Она приводит к формированию у человека определенных навыков, которые позволяют адаптироваться в политической жизни. Через социализацию происходит адаптация человека в политическом сообществе. Существуют различные политические модели такой социализации. Политическая культура, прежде всего, формируется в семье, в детстве. Это очень многое объясняет. Особенно, в ситуации, когда персоны очень много значат, когда личные характеристики оказывают своё влияние.

Всё это очень важно, когда мы говорим о политической культуре.

Есть концепции первичной и вторичной социализации. С точки зрения сторонников вторичной социализации человек меняет свои представления в течение всей своей жизни.

Потом эти стереотипы, мифы, традиции начали воспроизводиться. Процесс социализации имел место.

В ходе социализации важнейшим предметом анализа являются агенты или каналы политической социализации. Среди них человек узнает семью. Здесь очень много воспроизводится. Воспроизводятся способы мышления, даже сама система воспитания (или она авторитарная или она демократическая).

Важнейший агент социализации- это школы. Церковь тоже важный элемент. В том числе, не только на прямую, но также в силу собственной организации, структуры, взаимодействия.

Традиционно таким агентом являются политические партии. Они объясняют людям, что хорошо, что плохо. Важнейший элемент- это друзья.

В целом можно выделить два потока политической социализации:

1) Один сверху- когда органами государственной власти формируется лояльность, стимулируется воспроизводство господствующих ценностей, культивируется конформизм. И есть негосударственные агенты политической культуры, которые могут формировать конкурирующие подходы в политической социализации.

2) Второй поток- со стороны общества, когда общество воздействует на государственные структуры власти.

Мы не будем ее рассматривать. Рассмотрите сами на семинаре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: