Применение дерева в строительстве

Лекция № 1. 1. РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА, ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ, ИНСТРУМЕНТЫ

ДПИ

Рассматриваемые вопросы:

1.1. ВВЕДЕНИЕ

1.2. РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА, ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ, ИНСТРУМЕНТЫ

1.3. ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.4. КРЕСТЬЯНСКИЕ ПОСТРОЙКИ

1.1. ВВЕДЕНИЕ

Культура – явление многонациональное, развивающее национальные особенности искусства каждого народа.

Наша национальная культура является одной из передовых. В ней народ показал свою творческую самостоятельность на всем протяжении развития искусства.

В связи с этим изучение отдельных вопросов развития белорусского декоративно-прикладного искусства не только может, но и должно принести пользу в деле дальнейшего развития современного декоративно-прикладного искусства.

Дерево как строительный и художественный материал с глубокой древности вошло в быт человека. Поэтому вопросы художественной обработки дерева представляют для нас большой интерес и кроме чисто познавательной, имеют определенную практическую ценность. Практическая сторона их изучения определяется требованиями нашего времени, поскольку дерево не потеряло своего значения для декоративно-прикладного искусства (прежде всего в мебели) и архитектуры.

Каждой общественно-экономической формации были присущи свои, новые, не только формы организации и способы труда, но и иная направленность искусства, понятие о красоте. Вместе с тем па каждом новом этапе развития искусства, в бытовом укладе существует преемственность, связь с прошлым.

При разработке новых декоративных форм, новых типов, мебели связь с прошлым не должна носить случайный, стихийный характер; она должна быть критически осмысленной, отобранной. Для того чтобы осуществлять это, необходимо знание всех сторон искусства прошлого.

Наш народ всегда отличался мастерством в разнообразных ремеслах. Уже ко времени образования Киевского государства (IX в.) насчитывалось до 60 видов ремесла. Многие из них стояли на очень высоком техническом и художественном уровне. Наиболее распространёнными были ремесла по обработке дерева в результате широкого применения дерева в быту.

Изобилие лесного материала, легкость его обработки и его близость к населенным пунктам также благоприятствовали этому.

Дерево широко применялось для строительных работ. Из него строили жилые дома, хозяйственные помещения – амбары, бани, сараи, а также мельницы, плотины и мосты. Из дерева возводили здания культового характера – соборы, церкви, сооружали стены и башни кремлей и других укреплении города. Дерево употребляли в дренажных и водопроводных сооружениях, при благоустройстве улиц и площадей. Из дерева строили корабли, баржи, плоты, лодки, делали сани, телеги и пр. Из дерева же делали мебель, посуду – ложки, ковши, чаши, солонки, разнообразные предметы домашнего обихода – ступы, кадушки, ведра и др. Из дерева выполняли и многие орудия производства, как, например, прялки, ткацкие станки, грабли, бороны и др. Дерево получило также широкое применение и в изготовлении разнообразных игрушек.

Изобретательность человека сказалась в том, что для некоторых изделий использовалась береста, наплывы, лыко, ивовый прут. Из береты делали бурачки (туески), лукошки: по бересте вырезали ножом или писали на ней чернилами грамоты и письма. Из наплыва делали посуду, гребни, некоторые детали ткацких станков, мелкие бытовые предметы. Из лыка плели корзины, делали укладки, короба. Ивовый прут использовали для плетения корзин, легкой мебели и пр.

Такое всестороннее применение древесных материалов было типичным для быта основной массы крестьянского населения вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Для быта привилегированных слоев общества широкое применение дерева было характерным до начала XVIII в.

Позднее, в XVIII и XIX вв., когда распространяется строительство из камня и кирпича, дерево сохраняет свое широкое применение в дворцовом интерьере как декоративно-отделочный материал. Это способствовало тому, что наш народ выработал высокотехнические приемы обработки дерева и совершенствовал их, передавая от поколения к поколению.

Высокие технические навыки обработки дерева органически совмещались с художественными приемами. Основным, самым распространенным видом художественной обработки дерева была резьба.

Резьба широко применялась в строительстве. Многие деревянные постройки прошлого отличаются не только грандиозными размерами и техническим мастерством, но и искусством выполнения резных украшений. Резьба также выполнялась на предметах обстановки и домашнего обихода: посуде (солонках, чашах, ковшах), на пряничных досках и особенно на прялках, рубелях и др. Резьбой часто украшали корабли, лодки. Резные украшения широко применялись в интерьере храмов – на иконостасах, царских вратах, рамах для живописных икон, церковной мебели и утвари. В этих произведениях творческие замыслы мастеров находили наивысшее выражение, поскольку христианская религия пронизывала все стороны духовной жизни людей того времени, и поэтому представление о красоте, обобщение и типизация всего того, что было создано в области художественной обработки дерева, было представлено здесь наиболее ярко.

Искусство резьбы по дереву использовалось и при развитии других видов ремесел. Например, для оформления тканей способом ручной печати (набойкой) рисунок первоначально вырезали на деревянной доек; (манере), с помощью которой и наносили его на ткань. Для получения керамических плиток с рельефным узором выполняли деревянные формы с контррельефной резьбой

Изображения на бумагу долгое время переносили путем оттиска с деревянных резных досок (гравюра по дереву).

Таким образом, резное искусство по дереву имело всестороннее применение в русском быту.

Наряду с резьбой в архитектуре, мебели, посуде и игрушках значительное место получили токарные работы.

Кроме резьбы и токарных работ, была распространена роспись по дереву. Иногда, при украшении одного предмета, совмещали резьбу и токарную работу, резьбу и роспись, резьбу и раскраску или другой вид отделки.

Украшения всегда отличались предельной выразительностью, ясностью и простотой композиции. Вместе с тем в них умело было выявлено главное и второстепенное. Украшения на предметах, даже одинаковых по назначению и форме, обычно имели большое разнообразие. Содержание украшений, техника их выполнения, композиционное размещение узоров всегда органически увязывались с назначением предмета, его формой и не нарушали общей конструкции предмета.

Через всю многовековую культуру наш народ пронес необычайную любовь к ремеслу художественной обработки дерева. Эстетические основы труда в процессе обработки древесины выступают гораздо ярче, чем при обработке какого-либо другого материала.

В процессе художественной обработки были освоены структурные свойства древесины — плотность, упругость, сопротивляемость действию влаги и др., которые всегда учитывались при выборе материала и выполнении резных работ.

Породы деревьев, применяемые в резьбе, делят на мягкие и твердые. К мягким породам относятся липа, сосна, тополь, осина, ольха, ель, лиственница. Твердые породы – дуб, клен, береза, самшит, тис, пальма, орех, кедр, бук, граб. Наплывы отличаются большой твердостью.

Такие породы, как липа, осина, клен, вяз, груша, яблоня, орех, обладают однородностью строения древесины. Эти породы дают возможность решать в резьбе пластический переход одной формы в другую, выполнять резьбу мелкого рисунка с предельно четкой деталировкой. Поэтому древесину липы наиболее широко использовали для иконостасов, игрушек, прялок, мебели и др.

Сосна, ель и береза не обладают однородностью строения древесины, резать из них труднее, дерево раскалывается. Поскольку сосновые и еловый материал, обильно пропитанный смолой, меньше всего поддается гниению, то и резные работы из сосны применяют главным образом в наружном оформлении зданий. Крупные декоративные формы резьбы, без мелкой и дробной разделки элементов резного узора, типичные для монументальной резьбы, вполне соответствуют их применению в архитектуре.

В резьбе из дуба трудно избежать впечатления сухости, угловатости, некоторой графичности. В резьбе из груши, наоборот, легко достигнуть тонкой игры света и тени.

Токарная посуда с типичной для нее тонкой профилировкой, гребни, части для ткацких станков, требующие особой прочности, в большинстве своем делались из упругих и ценных материалов – наплывов, самшита и др.

Постепенно были открыты и использованы художественные и декоративные качества древесины – рисунок ее строения (текстура) и цвет.

Каждая порода дереза обладает определенной, присущей только данной породе, текстурой, дающей часто богатые и разнообразные рисунки (от мелкого до более крупного, от простого до сложного). Применяя различный распил ствола дерева – радиальный, тангентальный, полу-радиальнын, полуторцовый, лущение, – можно получить еще большее разнообразие текстур в пределах отдельной породы.

Каждая порода дерева обладает только ей присущим цветом: белым, желтовато-белым, желтоватым, желтовато-красным, розовым, коричневым, черным и т. д. При этом в пределах основного цвета можно различить множество оттенков и светлот. Только древесина ореха дает до двадцати степеней светлот.

Кроме использования естественных расцветок, не исключается возможность получения нужных цветов путем искусственной окраски древесины. Применяя искусственную окраску, можно добиться имитации простых пород дерева под дорогие.

Учитывая недостатки древесного материала – способность растрескиваться, разбухать, коробиться, изменять естественный цвет, подверженность гниению, поражению вредителями, порче от пыли и загрязнения, на поверхность дерева (гладкого или ровного) наносят защитный лицевой слой, благодаря которому увеличивается прочность и удлиняется срок службы изделия.

Защитный лицевой слой создают различными способами: полированием, лакированием, окраской, металлизацией. Под лицевым слоем можно совершенно скрыть рисунок и цвет дерева, но можно, наоборот, выявить. подчеркнуть его декоративные качества. К способам отделки, помогающим выявить естественный рисунок и цвет древесины, относятся полирование, лакирование, вощение.

Художественные качества материала в произведениях декоративно-прикладного искусства играют большую роль. Каждый материал обладает только ему присущими, художественными качествами. Знание и умелое использование художественных качеств древесины значительно расширяют возможности художника, резчика, мебельщика, специалиста, работающего в области художественной деревообработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: