Индивидуальное, групповое и организационное развитие

Стратегическое развитие персонала.

Стратегические цели развития персонала вытекают из выбора стратегии предприятия и принципов, которые лежат в основе кадровой политики и в целом – менеджмента персонала. Осознание стратегической важности развития персонала приходит вместе с пониманием того, что ресурсы личности сотрудников становятся центральными стратегическими ресурсами, хотя часто сотрудники являются и самой значительной статьёй расходов организации.

Основные цели развития персонала формируются в результате социологических исследований и анализа характеристик трудовых коллективов.

Впоследствии эти цели могут приобрести стратегическое значение, как это произошло с некогда локальными и тактическими целями. Для стратегии развития персонала важно её соответствие общей стратегии организации, которая выработана руководством. Современные организации все более связывают развитие персонала с индивидуальным развитием сотрудников для последующего развития группового управления и перехода на демократические стили управления.

Итак, стратегическое развитие персонала ориентируется на развитие кадрового потенциала организации, ведущая роль принадлежит индивидуальному развитию сотрудников.

Объектами и направлениями развития персонала являются три приоритетные области:

· персональное (личностный потенциал)

· групповое развитие (формирование кадрового персонала)

· организационное развитие (развитие и реализация кадрового потенциала)

Актуальность развития персонала возрастает и это обусловлено следующими причинами:

· выживаемость организации зависит от знаний, квалификации и карьерной политики;

· при отсутствии развития персонала появляются проблемы его сокращения, аттестации и возникает путаница при ориентации компетентности и полномочий;

· благодаря более быстрой и широкой информированности каждый сотрудник в большей степени осознает свою ценность;

· в центре производственной деятельности стоит человек, а не задача.

Профессиональное развитие персонала имеет решающее значение в свете новых подходов и включает следующие аспекты:

· образование (профессиональная подготовка и обучение)

· дальнейшее образование (повышение квалификации)

· планирование карьеры (продвижение по службе)

Повышение квалификации – это обучение после получения работником основного образования. Оно направлено на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных знаний и приобретение новых навыков.

Выделяют следующие формы повышения квалификации:

1. внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях и специальных центрах);

2. организованная и неорганизованная (самообразование);

3. профессиональная и проблемно-ориентированная;

4. основанная на стандартных или специальных программах;

5. предназначенная для целевых групп или для всего персонала.

Современные программы повышения квалификации ставят цель научить работника самостоятельно мыслить, решать комплексные проблемы, вырабатывать предпринимательский подход к делу, работать в команде.

Рассмотрим наиболее распространенные виды обучения.

Обучение на рабочем месте - дешевый и оперативный способ, обеспечивает тесную связь с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников.

Основными видами обучения на рабочем месте являются:

· Инструктаж.

· Ротация.

· Ученичество и наставничество.

Обучение вне рабочего места – при нем достигается больший эффект в получении современных знаний и формируются новые поведенческие и профессиональные навыки, но требует дополнительных финансовых затраты.

Основными формами обучения являются:

· лекции

· практические ситуации (кейсы).

· деловые игры

Планирование карьеры в организации должно основываться на мотивах продвижения по службе и стать долгосрочной программой перемещения служащих (по горизонтали и вертикали). В результате работник получает стимул к профессиональному росту и видит перспективу. (Смотри вопрос 4.4)

Вопросы по теме:

1. Сформулируйте основные задачи развития персонала.

2. Назовите основные методы развития персонала.

3. Какие возможности развития персонала существуют в организациях (предприятиях) Республики Беларусь?

4. В чем заключаются основные проблемы развития персонала?

5. Представьте последовательность шагов внедрения мероприятий по развитию персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: