Безработица. Биржа труда
Безработица – результат нарушения равновесия между спросом и предложением на рынке труда.
В точке Е теоретически не должно быть безработицы, во всех остальных случаях она возникает.
Виды безработицы:
1. Вынужденная – когда заработная плата поднимается выше точки Е (отрезок АВ на графике).
2. Добровольная – ниже точки Е (отрезок СД).
3. Сезонная – безработица, связанная с временами года.
4. Фрикционная – безработица, связанная с переездами населения.
5. Циклическая – связанная с циклами развития экономики (на спаде экономики, кризисе – усиливается, на подъеме – уменьшается).
6. Структурная – связана с изменением отраслевой структуры экономики.
Институтом, олицетворяющим рынок труда, является биржа труда.
Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посреднические услуги между работниками и работодателями в процессе заключения сделки купли-продажи труда.
Функции биржи труда:
1. оказание посреднических услуг при заключении сделки купли-продажи труда;
|
|
2. изучение спроса и предложения на рынке труда.
3. предоставление информации по требующимся профессиям;
4. профориентация молодежи;
5. выплата пособий по безработице.
ЛЕКЦИЯ № 12. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предприниматель – это собственник, идущий на экономический риск ради достижения какой-то поставленной цели и получения прибыли.
Классификация предпринимательства:
1) по масштабам деятельности:
- индивидуальное предпринимательство (коммерческая деятельность одного человека или семьи);
- коллективное предпринимательство:
- мелкий и средний бизнес (до 500 человек);
- крупный бизнес (свыше 500 человек).
2) по характеру деятельности:
- бизнес в сфере производства;
- бизнес в сфере торговли;
- бизнес в сфере услуг;
- бизнес в сфере культуры.
Управленческая деятельность.
Предпринимательство – это, прежде всего, организаторская управленческая деятельность. Управленческая деятельность представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда.
Управленец должен:
- организовывать процесс производства,
- согласовать все спорные вопросы,
- регулировать и контролировать процесс производства.
Предмет управленческой деятельности – информация, необходимая для управления.
Продукт управленческой деятельности – управленческие решения.
Объект воздействия – трудовой коллектив.
Показатель эффективности – общие результаты экономической эффективности предприятия.
Управленческая революция.
В 30е годы 20 века происходит так называемая «управленческая революция». Суть: 1) если в 19 веке собственник предприятия был один, т.е. полностью владел всем предприятием (единоличная частная собственность), это приводило к противостоянию между собственниками и наемными работниками, то в 30 годы происходит замена индивидуальной частной собственности на корпоративную собственность (акционерные общества), т.е. все владельцы акций становятся совладельцами предприятия.
|
|
2) появляются профессиональные управленцы – менеджеры. Они привлекаются со стороны и не являются собственниками данного предприятия. Появляется дисциплина менеджмент.
Менеджмент – это система теоретических и практических знаний о принципах, формах и методах управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Универсальные принципы управления коллективом:
1) принцип единоначалия;
2) иерархия системы управления;
3) специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности;
4) право отдавать приказы и нести за них ответственность;
5) подчинение единому плану;
6) подчинение частных интересов общим.
7) строгая дисциплина;
8) сочетание доброты, справедливости и строгости;
9) вознаграждение персонала за достигнутые успехи;
10) стабильность рабочих мест для рабочих;
11) поощрение инициативы снизу;
12) воспитание и чувство коллективизма.
Требования к менеджеру (управленцу):
– умение управлять собой;
– умение работать над собой (постоянный личный рост);
– высокая нравственная ориентация;
– изобретательность и способность к нововведениям;
– знание современных методов руководства и управления коллективом;
– умение обучать и развивать подчиненных.