Общая характеристика предпринимательской деятельности

Безработица. Биржа труда

Безработица – результат нарушения равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

В точке Е теоретически не должно быть безработицы, во всех остальных случаях она возникает.

Виды безработицы:

1. Вынужденная – когда заработная плата поднимается выше точки Е (отрезок АВ на графике).

2. Добровольная – ниже точки Е (отрезок СД).

3. Сезонная – безработица, связанная с временами года.

4. Фрикционная – безработица, связанная с переездами населения.

5. Циклическая – связанная с циклами развития экономики (на спаде экономики, кризисе – усиливается, на подъеме – уменьшается).

6. Структурная – связана с изменением отраслевой структуры экономики.

Институтом, олицетворяющим рынок труда, является биржа труда.

Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посреднические услуги между работниками и работодателями в процессе заключения сделки купли-продажи труда.

Функции биржи труда:

1. оказание посреднических услуг при заключении сделки купли-продажи труда;

2. изучение спроса и предложения на рынке труда.

3. предоставление информации по требующимся профессиям;

4. профориентация молодежи;

5. выплата пособий по безработице.

ЛЕКЦИЯ № 12. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предприниматель – это собственник, идущий на экономический риск ради достижения какой-то поставленной цели и получения прибыли.

Классификация предпринимательства:

1) по масштабам деятельности:

- индивидуальное предпринимательство (коммерческая деятельность одного человека или семьи);

- коллективное предпринимательство:

- мелкий и средний бизнес (до 500 человек);

- крупный бизнес (свыше 500 человек).

2) по характеру деятельности:

- бизнес в сфере производства;

- бизнес в сфере торговли;

- бизнес в сфере услуг;

- бизнес в сфере культуры.

Управленческая деятельность.

Предпринимательство – это, прежде всего, организаторская управленческая деятельность. Управленческая деятельность представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда.

Управленец должен:

- организовывать процесс производства,

- согласовать все спорные вопросы,

- регулировать и контролировать процесс производства.

Предмет управленческой деятельности – информация, необходимая для управления.

Продукт управленческой деятельности – управленческие решения.

Объект воздействия – трудовой коллектив.

Показатель эффективности – общие результаты экономической эффективности предприятия.

Управленческая революция.

В 30е годы 20 века происходит так называемая «управленческая революция». Суть: 1) если в 19 веке собственник предприятия был один, т.е. полностью владел всем предприятием (единоличная частная собственность), это приводило к противостоянию между собственниками и наемными работниками, то в 30 годы происходит замена индивидуальной частной собственности на корпоративную собственность (акционерные общества), т.е. все владельцы акций становятся совладельцами предприятия.

2) появляются профессиональные управленцы – менеджеры. Они привлекаются со стороны и не являются собственниками данного предприятия. Появляется дисциплина менеджмент.

Менеджмент – это система теоретических и практических знаний о принципах, формах и методах управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Универсальные принципы управления коллективом:

1) принцип единоначалия;

2) иерархия системы управления;

3) специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности;

4) право отдавать приказы и нести за них ответственность;

5) подчинение единому плану;

6) подчинение частных интересов общим.

7) строгая дисциплина;

8) сочетание доброты, справедливости и строгости;

9) вознаграждение персонала за достигнутые успехи;

10) стабильность рабочих мест для рабочих;

11) поощрение инициативы снизу;

12) воспитание и чувство коллективизма.

Требования к менеджеру (управленцу):

– умение управлять собой;

– умение работать над собой (постоянный личный рост);

– высокая нравственная ориентация;

– изобретательность и способность к нововведениям;

– знание современных методов руководства и управления коллективом;

– умение обучать и развивать подчиненных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: