Пример. Диалектика и общая схема получения новых знаний

Диалектика и общая схема получения новых знаний.

Исследование - это управляемый процесс получения новых знаний (рис. 1)

Рис. 1. Схема получения новых знаний

Знания - это достоверное, истинное представление о реальном мире, явлении, системе. Знание отличается от вероятностных представлений, мнений. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивным (непосредственным знанием), либо опосредованным умозаключением и логическими доказательствами. И. Кант также противопоставляет эмпиризм и рационализм в объяснении источника знаний. В системе образования и управления существует две формы знаний:

Декларативные (как устроен мир) - фундаментальные знания

Процедурные (знать, чтобы уметь, то есть, как преобразовать мир) — прагматические знания.

Схема прикладного исследования имеет цель (рис. 2) и методы.

Рис. 2. Прикладное исследование

Цель: Установить недостатки действующей системы управления.

Факты: из анкет, интервью с работниками организации, анализа документов. Обработка анкет, интервью статистическими методами. Диагностика.

Новые знания: недостатки взаимоотношений людей, недостатки в выполнении функций, недостатки структуры, выявление организационных патологий. Воздействие на недостатки набором обоснованных методов и средств.

Процедурные знания реализуются на трех уровнях (рис. 3). Вырабатывается общее видение проблемы и путей ее решения.

Формируется общая (концептуальная) схема решения. Определяются методы и средства решения проблемы, формируется общая логика решения. Применяются выбранные методы и средства в соответствии с логической схемой. Результат — решение проблемы.

Рис.3 Схема решения проблемы.

Существуют два основных алгоритма принятия решения: основанный на информации и основанный на знаниях. В настоящее время основным является первый подход. Второй подход — это подход будущего (рис. 4), связанный с создание и применением интеллектуальных систем, выявляющих, усваивающих и применяющих базы данных.

Рис. 4. Схемы подходов к управлению

Таким образом, знания - это подтвержденные практикой сведения, позволяющие решать определенные наборы проблем управления.

Знания имеют различные формы представления, показанные в табл. 1.

Особую роль сейчас играют организационные знания, которые накапливаются в организации на основе опыта решения задач управления. Это знания работников организации, их навыки принятия и реализации решений.

Таблица 1. Формы представления и уровни знаний

Формы представления знаний Уровень знаний
Вербальное представление Начальные знания
Графики, схемы, диаграммы Графические (качественные) знания
Логические диаграммы Логические знания
Причинно-следственная диаграмма (Пример – диаграмма Исикавы) Каузальные знания (В настоящее время это основной уровень знаний)
Формализация отношений Структурированные знания
Действия и цели · целесообразные; · целенаправленные; · целеустремленные. Телеологические знания
Описание закономерностей (модели) Модельные знания
Эксперименты с моделью Новые знания

Схематически преобразование данных в знания можно представить последовательностью (рис. 5).

Рис. 5. Отличие данных от знаний

Решение проблем сейчас основывается на двух подходах: декартовом, где базой является связь причин и следствий, и телеологическом, где в основе лежат процессы достижения целей, целенаправленность поведения системы управления.

Телеология — это раздел науки, связанный с функционированием целеориентированных систем. Анализ и построение телеологических систем значительно сложнее, чем работа с каузальными, основанными на изучении причинно-следственных связей (рис. 7). Зависимость достоверности от уровня знаний может быть представлена в виде графика (рис. 6).

Рис. 6. Достоверность знаний

Повышение качества решений возможно на основе выработки более достоверных и обоснованных суждений. Для этого нужны более глубокие значения предметной области, умения преобразовать знания в результаты.

Принятие управленческих решений основывается либо на каузальных, либо на функциональных знаниях. Функциональные знания имеют более высокий порядок, ибо основываются на понимании законов функционирования системы (рис. 7).

Рис. 7. Виды знаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: