Диалектика и общая схема получения новых знаний.
Исследование - это управляемый процесс получения новых знаний (рис. 1)
Рис. 1. Схема получения новых знаний
Знания - это достоверное, истинное представление о реальном мире, явлении, системе. Знание отличается от вероятностных представлений, мнений. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивным (непосредственным знанием), либо опосредованным умозаключением и логическими доказательствами. И. Кант также противопоставляет эмпиризм и рационализм в объяснении источника знаний. В системе образования и управления существует две формы знаний:
Декларативные (как устроен мир) - фундаментальные знания
Процедурные (знать, чтобы уметь, то есть, как преобразовать мир) — прагматические знания.
Схема прикладного исследования имеет цель (рис. 2) и методы.
Рис. 2. Прикладное исследование
Цель: Установить недостатки действующей системы управления.
Факты: из анкет, интервью с работниками организации, анализа документов. Обработка анкет, интервью статистическими методами. Диагностика.
Новые знания: недостатки взаимоотношений людей, недостатки в выполнении функций, недостатки структуры, выявление организационных патологий. Воздействие на недостатки набором обоснованных методов и средств.
Процедурные знания реализуются на трех уровнях (рис. 3). Вырабатывается общее видение проблемы и путей ее решения.
Формируется общая (концептуальная) схема решения. Определяются методы и средства решения проблемы, формируется общая логика решения. Применяются выбранные методы и средства в соответствии с логической схемой. Результат — решение проблемы.
Рис.3 Схема решения проблемы.
Существуют два основных алгоритма принятия решения: основанный на информации и основанный на знаниях. В настоящее время основным является первый подход. Второй подход — это подход будущего (рис. 4), связанный с создание и применением интеллектуальных систем, выявляющих, усваивающих и применяющих базы данных.
Рис. 4. Схемы подходов к управлению
Таким образом, знания - это подтвержденные практикой сведения, позволяющие решать определенные наборы проблем управления.
Знания имеют различные формы представления, показанные в табл. 1.
Особую роль сейчас играют организационные знания, которые накапливаются в организации на основе опыта решения задач управления. Это знания работников организации, их навыки принятия и реализации решений.
Таблица 1. Формы представления и уровни знаний
Формы представления знаний | Уровень знаний |
Вербальное представление | Начальные знания |
Графики, схемы, диаграммы | Графические (качественные) знания |
Логические диаграммы | Логические знания |
Причинно-следственная диаграмма (Пример – диаграмма Исикавы) | Каузальные знания (В настоящее время это основной уровень знаний) |
Формализация отношений | Структурированные знания |
Действия и цели · целесообразные; · целенаправленные; · целеустремленные. | Телеологические знания |
Описание закономерностей (модели) | Модельные знания |
Эксперименты с моделью | Новые знания |
Схематически преобразование данных в знания можно представить последовательностью (рис. 5).
Рис. 5. Отличие данных от знаний
Решение проблем сейчас основывается на двух подходах: декартовом, где базой является связь причин и следствий, и телеологическом, где в основе лежат процессы достижения целей, целенаправленность поведения системы управления.
Телеология — это раздел науки, связанный с функционированием целеориентированных систем. Анализ и построение телеологических систем значительно сложнее, чем работа с каузальными, основанными на изучении причинно-следственных связей (рис. 7). Зависимость достоверности от уровня знаний может быть представлена в виде графика (рис. 6).
Рис. 6. Достоверность знаний
Повышение качества решений возможно на основе выработки более достоверных и обоснованных суждений. Для этого нужны более глубокие значения предметной области, умения преобразовать знания в результаты.
Принятие управленческих решений основывается либо на каузальных, либо на функциональных знаниях. Функциональные знания имеют более высокий порядок, ибо основываются на понимании законов функционирования системы (рис. 7).
Рис. 7. Виды знаний