Система трудовой подготовки и профессионального образования
Роль подготовки квалифицированных кадров в современных условиях существенно возрастает и еще более возрастает необходимость обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, исходя из требований научно-технического прогресса, потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих и задач неуклонного повышения культурно-технического и образовательного уровня трудящихся.
Одним из важнейших положений является совершенствование подготовки молодежи к труду, ее трудовое воспитание и овладение нужными народному хозяйству профессиями.
В основу общего и профессионального образования должны быть положены непрерывность, единство и взаимосвязь всех ступеней образования и типов учебных заведений. Получив общетрудовую политехническую подготовку в 1—9 классах неполной средней школы, молодежь может получить профессиональную подготовку либо в 10—11 классах средней школы, либо в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.
|
|
Трудовое обучение и профессиональная подготовка в общеобразовательной школе. Один из стержневых вопросов реформы общеобразовательной школы — соединение обучения с производительным трудом. Оно предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд, в процессе которого они последовательно, от ступени к ступени получают общетрудовые навыки и овладевают нужными народному хозяйству профессиями.
Ко времени окончания средней школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены. Выпускники средней общеобразовательной школы для получения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на одногодичные отделения средних профессионально-технических училищ, в средние специальные учебные заведения с 2—3-летним сроком обучения и вузы. Значительная часть из них пойдет работать в соответствии с профессиональной подготовкой, полученной в школе.
Подготовка квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования. Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрено развитие и совершенствование системы профессионально-технического образования.
В соответствии с этим определено, что профессионально-технические училища (ПТУ) осуществляют подготовку рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения 3 года и из числа выпускников средней общеобразовательной школы с дифференцированными сроками обучения до 1 года с учетом их трудовой подготовки и сложности профессий. Вместе с тем для работающей молодежи, не получившей по разным причинам среднего образования, а также для переподготовки рабочих кадров в средних ПТУ могут создаваться отдельные группы, филиалы, вечерние (сменные) отделения.
|
|
Ведущая роль в обучении и воспитании учащихся ПТУ принадлежит мастерам производственного обучения, преподавателям и воспитателям.
Организация обучения рабочих. Профессиональное обучение рабочих на производстве осуществляют инструкторы производственного обучения и преподаватели теоретического обучения. Инструкторы комплектуются из числа квалифицированных рабочих, имеющих стаж работы по профессии не менее 3 лет, высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование. Преподаватели выделяются из числа руководящих, инженерно-технических работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Квалифицированные рабочие и специалисты, привлекаемые для производственного обучения группы рабочих, могут быть освобождены администрацией предприятия от основной работы с сохранением за ними средней заработной платы.
Для организации обучения рабочих на предприятиях создается учебно-производственная база, включающая: учебные мастерские, участки, цехи, полигоны, отдельные рабочие места, учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты), оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями по нормативам, утвержденным министерствами (ведомствами) на основе рекомендаций.
Учебная работа на предприятиях планируется для обеспечения последовательности теоретического и производственного обучения и установления учебной нагрузки преподавателей и инструкторов. Для осуществления контроля за ходом учебного процесса, подведения итогов успеваемости, выполнения обучающимися норм, сдачи ими квалификационных экзаменов и зачетов и присвоения им разрядов ведется учет учебной работы по формам, утверждаемым на основе инструкции.
Большое значение для успешного профессионального обучения рабочих имеет постоянное углубление и расширение знаний работниками, ведущими эту работу. В соответствии с Положением о порядке повышения квалификации руководящих работников и специалистов, предусматривается обязательное и планомерное повышение квалификации для всех работников данного профиля с периодичностью не реже одного раза в шесть лет, единство в организации и методическом обеспечении учебного процесса. Основной формой повышения квалификации является курсовое обучение в институтах и на факультетах повышения квалификации, а также на курсах при предприятиях.
Работа по профессиональному обучению рабочих на производстве проводится администрацией предприятия совместно с профсоюзной.
Контроль за выполнением решений правительства по вопросам подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве осуществляет Госкомтруд.
Подготовка квалифицированных рабочих на производстве. Госкомтруд утвердил Типовое положение о профессиональном обучении рабочих на производстве, которое стало основным нормативным документом, регламентирующим эту деятельность. Согласно положению на предприятиях установлены следующие виды обучения: подготовка новых рабочих; переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям; повышение квалификации рабочих.
Подготовка новых рабочих на производстве — это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии.
|
|
Сроки подготовки новых рабочих устанавливаются в пределах до 6 месяцев с учетом сложности профессий и специальностей, объема необходимых теоретических знаний и производственных умений.
Подготовка осуществляется по курсовой, групповой и индивидуальной формам обучения.
Производственное обучение при курсовой подготовке осуществляется в два этапа: на первом этапе — в учебных группах (численностью не менее 12 человек) под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе; на втором этапе — на рабочих местах предприятия в учебной группе (той же численности) под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения.
Производственное обучение при групповой подготовке проводится индивидуально на рабочих местах под руководством квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения, не освобожденного от основной работы.
При индивидуальной подготовке теоретический курс изучается самостоятельно и посредством консультаций у преподавателей, а производственное обучение проводится на рабочем месте, так же как и при групповом обучении, под руководством квалифицированного рабочего.
Программы подготовки рабочих разрабатываются исходя из требований к знаниям рабочих, изложенных в ЕТКС (в Общих положениях и характеристиках конкретных профессий).
Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям. Переподготовка, т. е. обучение новой профессии, организуется для лиц, высвобождаемых на предприятиях в результате технического прогресса, роста производительности труда и других изменений, а также для изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства. Обучение рабочих вторым профессиям осуществляется для расширения их производственного профиля, подготовки к работе в условиях бригадных форм организации труда, а также при совмещении профессий.
|
|
Формы переподготовки и обучения вторым профессиям применяются те же, что и при подготовке новых рабочих. Учебные планы и программы разрабатываются для этих видов обучения непосредственно на предприятиях на основе учебных планов и программ подготовки новых рабочих. При этом допускается их сокращение за счет исключения ранее изученного материала. Сроки обучения устанавливаются предприятиями.
Повышение квалификации рабочих. Для повышения квалификации рабочих на предприятиях организуются: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; школы по изучению передовых приемов и методов труда; курсы бригадиров.
Основной формой повышения квалификации являются производственно-технические курсы. Их создают с целью углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства. Продолжительность обучения на курсах — до 6 месяцев без отрыва и до 3 месяцев с отрывом от работы.
Обучение рабочих на производственно-технических курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов или зачетов. Успешное их окончание является, как правило, условием присвоения рабочим более высокого квалификационного разряда (класса, категории), продвижения по профессии.
Весьма эффективной является так называемая ступенчатая система повышения квалификации рабочих. Обучение рабочего при поступлении на предприятие принимается за первую ступень, когда он получает начальную квалификацию (I, максимум II разряд). На второй ступени д рабочий повышает знания до уровня средней квалификации—III — IV разрядов. На третьей ступени он повышает квалификацию на высшие разряды — V—VI. На этом этапе проходят обучение не только рабочие, получившие квалификацию на производстве, но и выпускники средних ПТУ и средних общеобразовательных школ, обучавшиеся определенной профессии и сдавшие квалификационные экзамены, проработавшие 1,5—2 года на предприятии. Каждая ступень обучения представляет собой самостоятельное законченное целое и вместе с тем является составной частью общей системы подготовки рабочих кадров на производстве, чему способствует создание единых учебных планов и программ, разрабатываемых по ступеням для каждой профессии.
Курсы целевого назначения организуются для изучения рабочими нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации производства, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов экономики производства и повышения качества продукции.
Школы передовых приемов и методов труда организуются для массового освоения рабочими прогрессивных приемов и методов работы передовиков производства, добившихся значительного роста производительности труда, повышения качества продукции, экономии сырья и материалов и улучшения других технико-экономических показателей.
Обучение проводится по программам, составляемым предприятиями или министерствами (ведомствами) на основе предварительного изучения и обобщения опыта передовых рабочих, и включает практические занятия, в процессе которых руководители школ — передовики и новаторы производства обучают рабочих рациональным приемам и методам труда, а также консультации и сообщения, проводимые руководящими, инженерно-техническими работниками и другими специалистами.
Курсы бригадиров предназначены, во-первых, для планомерного формирования резервов бригадиров производственных бригад и, во-вторых, для повышения уровня знаний бригадиров в области научной организации труда, производства и управления, законодательства о труде, руководства трудовыми коллективами, а также охраны труда и техники безопасности. Курсы бригадиров организуются предприятиями, министерствами и ведомствами, которые устанавливают продолжительность обучения. В необходимых случаях курсы могут быть постоянно действующими.
Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачетов или защитой выпускных работ. Окончившим курсы выдается свидетельство по форме, установленной соответствующим министерством (ведомством).
Понятие и задачи профориентации и профотбора. Высокая эффективность труда во многом зависит от того, в какой мере выполняемая работа соответствует индивидуальным психофизиологическим свойствам работников, их способностям и склонностям. Выявление и правильная оценка индивидуальных особенностей человека позволяет более обоснованно определить тот участок работы, на котором он сможет добиться наибольших успехов. Решению этой задачи должна способствовать профессиональная ориентация.
Под профессиональной ориентацией понимается система научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих сознательный выбор каждым человеком определенного вида трудовой деятельности, а также своевременное привлечение в различные отрасли народного хозяйства, на различные предприятия и работы соответствующих работников, их рациональную расстановку и эффективное использование о учетом индивидуальных качеств.
В настоящее время определились следующие главные направления профориентационной работы: профинформация, профпропаганда, профконсультация и профотбор.
Профинформация — это широкое ознакомление населения, прежде всего молодежи, вступающей в трудовую жизнь, с существующими профессиями, их содержанием, значимостью в народном хозяйстве. С профинформацией тесно связана профпропаганда. Ее цель - формирование у молодежи интереса к определенным видам труда исходя из потребностей предприятий, и. в частности разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим профессиям.
Задача профконсультации состоит в том, чтобы после получения молодым человеком представления о профессиях, помочь ему выбрать род трудовой деятельности с учетом его желаний и потребности народного хозяйства (в частности, предприятий и организаций данного региона) в кадрах, а также дать рекомендации, где можно получить соответствующую подготовку.
Профессиональный подбор призван определить круг профессий, наиболее подходящих для данного человека, т. е. помочь ему подобрать профессию с учетом его психофизиологических и личностных данных, устанавливаемых с помощью научно обоснованных методов к средств. Задача профессионального отбора—определить пригодность человека к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологически качеств данного человека конкретному виду деятельности.
Профотбор. Для целей профотбора, т. е. изучения профессионально важных качеств человека, используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.
Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает исследователь на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым.
При аппаратурном методе отдельные психофизиологические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, на предприятиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соответствующей профессии.
Тестовый метод заключается в том, что испытуемому предлагается набор тестов, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства.
Тесты делятся на следующие группы:
-тесты определения способностей (используются для установления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей);
-тесты проверки зрения и слуха;
-личностные тесты (используются для оценки таких качеств, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышления)
-тесты определения уровня квалификации (применяются для проверки профессиональных навыков).
Исходным материалом для проведения работы по профессиональному отбору являются профессиограммы, которые составляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения самих работников, использования литературных источников. Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса — технические, технологические, организационные — находят выражение в психофизиологических и социально-психологических показателях.
После того, как установлено, какими качествами должен обладать человек для успешного выполнения работ по данной профессии, задача сводится к тому, чтобы определить, в какой мере испытуемый обладает этими качествами. Для этого по разработанной на предприятии программе производят медицинское, физиологическое, психофизиологическое и социологическое обследования. Данные обследований заносят в протокол, на основании которого принимают решение о приеме или переводе испытуемого на ту или иную работу,
Профессиональная и социальная адаптация молодых рабочих. В создании стабильного коллектива предприятия помимо хорошо организованной работы по профориентации и профотбору и образцовой подготовки кадров важную роль играет адаптация рабочих, т. е. процесс приспосабливания, привыкания новых рабочих к содержанию и условиям труда, традициям коллектива и т. д. Здесь многое зависит не только от интересов и склонностей трудоустраивающегося, но и от встречи, которую окажут новичку руководители и коллектив цеха, участка, бригады и т. п. Существенное значение имеет личность специалиста, которому поручается обучение новичка.
Одной из форм проявления заботы о воспитании молодых рабочих, их быстрейшей профессиональной и социальной адаптации в производственном коллективе является движение наставничества, получившее широкое распространение на предприятиях.
Взяв шефство над молодым рабочим, наставник из числа опытных рабочих — передовиков производства и ветеранов труда заботится о том, чтобы тот не только приобрел практический опыт и знания, но прежде всего проникся уважением к своей профессии, почувствовал глубокий интерес к ней и вместе с тем осознал свое место в коллективе, экономическое, социальное и нравственное значение своего труда, понял, что его труд является частью общего дела, и не только в рамках своего предприятия, но и всей страны.