Профориентация и профотбор

Система трудовой подготовки и профессионального образования

Роль подготовки квалифицированных кадров в современных условиях существенно возрастает и еще более возрастает необходимость обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, исходя из требований научно-техниче­ского прогресса, потребностей страны в специалистах и квалифициро­ванных рабочих и задач неуклонного повышения культурно-технического и образовательного уровня трудящихся.

Одним из важнейших положений является совершенствование подготовки молодежи к труду, ее трудовое воспитание и овладение нужными народному хозяйству профессиями.

В основу общего и профессионального образования должны быть положены непре­рывность, единство и взаимосвязь всех ступеней образования и типов учебных заведений. Получив общетрудовую политехническую подготовку в 1—9 классах неполной средней школы, молодежь может получить про­фессиональную подготовку либо в 10—11 классах средней школы, либо в профессионально-технических училищах и средних специальных учеб­ных заведениях.

Трудовое обучение и профессиональная подготовка в общеобра­зовательной школе. Один из стержневых вопросов реформы общеобразова­тельной школы — соединение обучения с производительным трудом. Оно предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систе­матический, организованный, посильный для их здоровья и возраста об­щественно полезный труд, в процессе которого они последовательно, от ступени к ступени получают общетрудовые навыки и овладевают нужны­ми народному хозяйству профессиями.

Ко времени окончания средней школы уча­щиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном по­рядке сдать квалификационные экзамены. Выпускники средней общеобра­зовательной школы для получения более высокой квалификации или сложной профессии поступают на одногодичные отделения средних про­фессионально-технических училищ, в средние специальные учебные заве­дения с 2—3-летним сроком обучения и вузы. Значительная часть из них пойдет работать в соответствии с профессиональ­ной подготовкой, полученной в школе.

Подготовка квалифицированных рабочих в системе профессио­нально-технического образования. Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрено развитие и совершенствование системы профессионально-технического образования.

В соответствии с этим опреде­лено, что профессионально-технические училища (ПТУ) осуществляют подготовку рабочих со средним образованием из числа молодежи, окон­чившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения 3 года и из числа выпускников средней общеобразовательной школы с дифференцированными сроками обучения до 1 года с учетом их трудо­вой подготовки и сложности профессий. Вместе с тем для работающей молодежи, не получившей по разным причинам среднего образования, а также для переподготовки рабочих кадров в средних ПТУ могут со­здаваться отдельные группы, филиалы, вечерние (сменные) отде­ления.

Ведущая роль в обучении и воспитании учащихся ПТУ принадлежит мастерам производственного обучения, преподавателям и воспитателям.

Организация обучения рабочих. Профессиональное обучение ра­бочих на производстве осуществляют инструкторы производственного обучения и преподаватели теоретического обучения. Инструкторы комплектуются из числа квалифицированных рабочих, имеющих стаж работы по профессии не менее 3 лет, высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование. Преподаватели выделяются из числа руководящих, инженерно-технических работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Квалифицированные рабочие и специалисты, привлекаемые для про­изводственного обучения группы рабочих, могут быть освобождены администрацией предприятия от основной работы с сохранением за ними средней заработной платы.

Для организации обучения рабочих на предприятиях создается учеб­но-производственная база, включающая: учебные мастерские, участки, цехи, полигоны, отдельные рабочие места, учебные помещения (лабора­тории, классы, кабинеты), оснащенные необходимым оборудованием, ин­вентарем, техническими средствами обучения и учебно-наглядными посо­биями по нормативам, утвержденным министерствами (ведомствами) на основе рекомендаций.

Учебная работа на предприятиях планируется для обеспечения после­довательности теоретического и производственного обучения и установ­ления учебной нагрузки преподавателей и инструкторов. Для осуществ­ления контроля за ходом учебного процесса, подведения итогов успевае­мости, выполнения обучающимися норм, сдачи ими квалификационных экзаменов и зачетов и присвоения им разрядов ведется учет учебной работы по фор­мам, утверждаемым на основе инструкции.

Большое значение для успешного профессионального обучения рабо­чих имеет постоянное углубление и расширение знаний работниками, ве­дущими эту работу. В соответствии с Положением о порядке повышения квалификации руководящих работников и специалистов, предусматривается обязательное и планомерное повышение квалификации для всех работников данного профиля с периодичностью не реже одного раза в шесть лет, единство в организации и методиче­ском обеспечении учебного процесса. Основной фор­мой повышения квалификации является курсовое обучение в институтах и на факультетах повышения квалификации, а также на курсах при пред­приятиях.

Работа по профессиональному обучению рабочих на производстве проводится администрацией предприятия совместно с профсоюзной.

Контроль за выполнением решений правительства по вопро­сам подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве осуществляет Госкомтруд.

Подготовка квалифицированных рабочих на производстве. Госкомтруд утвердил Типовое положение о профессиональном обучении рабочих на производстве, которое стало основным нормативным документом, регла­ментирующим эту деятельность. Согласно положению на предприятиях установлены следующие виды обучения: подготовка новых рабочих; пере­подготовка и обучение рабочих вторым профессиям; повышение квалифи­кации рабочих.

Подготовка новых рабочих на производстве — это профессио­нальное обучение лиц, ранее не имевших профессии.

Сроки подготовки новых рабочих устанавливаются в пределах до 6 месяцев с учетом сложности профессий и специальностей, объема необ­ходимых теоретических знаний и производственных умений.

Подготовка осуществляется по курсовой, групповой и индивидуаль­ной формам обучения.

Производственное обучение при курсовой подготовке осуществляется в два этапа: на первом этапе — в учебных группах (численностью не ме­нее 12 человек) под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе; на втором этапе — на рабочих местах предприятия в учебной группе (той же численности) под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения.

Производственное обучение при групповой подготовке проводится индивидуально на рабочих местах под руководством квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения, не освобожденного от основной работы.

При индивидуальной подготовке теоретический курс изучается само­стоятельно и посредством консультаций у преподавателей, а производ­ственное обучение проводится на рабочем месте, так же как и при груп­повом обучении, под руководством квалифицированного рабочего.

Программы подготовки рабочих разрабатываются исходя из требова­ний к знаниям рабочих, изложенных в ЕТКС (в Общих положениях и характеристиках конкретных профессий).

Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям. Пере­подготовка, т. е. обучение новой профессии, организуется для лиц, высво­бождаемых на предприятиях в результате технического прогресса, роста производительности труда и других изменений, а также для изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства. Обучение рабочих вторым профессиям осуществляется для расширения их про­изводственного профиля, подготовки к работе в условиях бригадных форм организации труда, а также при совмещении профессий.

Формы переподготовки и обучения вторым профессиям применяются те же, что и при подготовке новых рабочих. Учебные планы и программы разрабатываются для этих видов обучения непосредственно на предприя­тиях на основе учебных планов и программ подготовки новых рабочих. При этом допускается их сокращение за счет исключения ранее изучен­ного материала. Сроки обучения устанавливаются предприятиями.

Повышение квалификации рабочих. Для повышения квалифика­ции рабочих на предприятиях организуются: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; школы по изучению передовых прие­мов и методов труда; курсы бригадиров.

Основной формой повышения квалификации являются производствен­но-технические курсы. Их создают с целью углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства. Продолжительность обучения на курсах — до 6 месяцев без отрыва и до 3 месяцев с отрывом от работы.

Обучение рабочих на производственно-технических курсах заканчива­ется сдачей квалификационных экзаменов или зачетов. Успешное их окон­чание является, как правило, условием присвоения рабочим более высо­кого квалификационного разряда (класса, категории), продвижения по профессии.

Весьма эффективной является так называемая ступенчатая система повышения квалификации рабочих. Обучение рабочего при поступлении на предприятие принимается за первую ступень, когда он получает начальную квалификацию (I, максимум II разряд). На второй ступени д рабочий повышает знания до уровня средней квалификации—III — IV разрядов. На третьей ступени он повышает квалификацию на высшие раз­ряды — V—VI. На этом этапе проходят обучение не только рабочие, полу­чившие квалификацию на производстве, но и выпускники средних ПТУ и средних общеобразовательных школ, обучавшиеся определенной профес­сии и сдавшие квалификационные экзамены, проработавшие 1,5—2 года на предприятии. Каждая ступень обучения представляет собой самостоя­тельное законченное целое и вместе с тем является составной частью общей системы подготовки рабочих кадров на производстве, чему способ­ствует создание единых учебных планов и программ, разрабатываемых по ступеням для каждой профессии.

Курсы целевого назначения организуются для изучения рабочими но­вого оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации производства, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной органи­зации труда, а также вопросов экономики производства и повышения ка­чества продукции.

Школы передовых приемов и методов труда организуются для мас­сового освоения рабочими прогрессивных приемов и методов работы пере­довиков производства, добившихся значительного роста производительно­сти труда, повышения качества продукции, экономии сырья и материалов и улучшения других технико-экономических показателей.

Обучение проводится по программам, составляемым пред­приятиями или министерствами (ведомствами) на основе предварительно­го изучения и обобщения опыта передовых рабочих, и включает практиче­ские занятия, в процессе которых руководители школ — передовики и но­ваторы производства обучают рабочих рациональным приемам и методам труда, а также консультации и сообщения, проводимые руководящими, инженерно-техническими работниками и другими специалистами.

Курсы бригадиров предназначены, во-первых, для планомерного фор­мирования резервов бригадиров производственных бригад и, во-вторых, для повышения уровня знаний бригадиров в области научной организа­ции труда, производства и управления, законодательства о труде, руко­водства трудовыми коллективами, а также охраны труда и техники без­опасности. Курсы бригадиров организуются предприятиями, министерства­ми и ведомствами, которые устанавливают продолжительность обучения. В необходимых случаях курсы могут быть постоянно действующими.

Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачетов или защитой выпускных работ. Окончившим курсы выдается свидетельство по форме, установленной соответствующим министерством (ведомством).

Понятие и задачи профориентации и профотбора. Высокая эффективность труда во многом зависит от того, в какой мере выполняемая работа соответствует индивидуальным психофизиологическим свойствам работников, их способностям и склонностям. Выявление и правильная оценка индивидуальных особенностей человека позволяет более обоснованно определить тот участок работы, на котором он сможет добиться наибольших успехов. Решению этой задачи должна способство­вать профессиональная ориентация.

Под профессиональной ориентацией понимается система научно обо­снованных мероприятий, обеспечивающих сознательный выбор каждым человеком определенного вида трудовой деятельности, а также своевре­менное привлечение в различные отрасли народного хозяйства, на раз­личные предприятия и работы соответствующих работников, их рацио­нальную расстановку и эффективное использование о учетом индивиду­альных качеств.

В настоящее время определились следующие главные направления профориентационной работы: профинформация, профпропаганда, профконсультация и профотбор.

Профинформация — это широкое ознакомление населения, прежде всего молодежи, вступающей в трудовую жизнь, с существующи­ми профессиями, их содержанием, значимостью в народном хозяйстве. С профинформацией тесно связана профпропаганда. Ее цель - формирование у молодежи интереса к определенным видам труда исходя из потребностей предприятий, и. в частности разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим профессиям.

Задача профконсультации состоит в том, чтобы после полу­чения молодым человеком представления о профессиях, помочь ему вы­брать род трудовой деятельности с учетом его желаний и потребности народного хозяйства (в частности, предприятий и организаций данного региона) в кадрах, а также дать рекомендации, где можно получить соответствующую подготовку.

Профессиональный подбор призван определить круг про­фессий, наиболее подходящих для данного человека, т. е. помочь ему по­добрать профессию с учетом его психофизиологических и личностных данных, устанавливаемых с помощью научно обоснованных методов к средств. Задача профессионального отбора—определить при­годность человека к данной работе. При этом следует различать готов­ность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливает­ся с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологически качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Профотбор. Для целей профотбора, т. е. изучения профессионально важных качеств человека, используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определен­ным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах чело­века. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает исследо­ватель на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное вре­мя наблюдавших за испытуемым.

При аппаратурном методе отдельные психофизиологические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими об­щее исследование психофизиологических свойств, на предприятиях кон­струируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод заключается в том, что испытуемому предла­гается набор тестов, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства.

Тесты делятся на следующие группы:

-тесты определения способностей (используются для установления об­щего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности вос­приятия, психомоторных способностей);

-тесты проверки зрения и слуха;

-личностные тесты (используются для оценки таких качеств, как им­пульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышле­ния)

-тесты определения уровня квалификации (применяются для проверки профессиональных навыков).

Исходным материалом для проведения работы по профессиональному отбору являются профессиограммы, которые составляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения самих ра­ботников, использования литературных источников. Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса — технические, тех­нологические, организационные — находят выражение в психофизиологи­ческих и социально-психологических показателях.

После того, как установлено, какими качествами должен обладать человек для успешного выполнения работ по данной профессии, задача сводится к тому, чтобы определить, в какой мере испытуемый обладает этими качествами. Для этого по разработанной на предприятии програм­ме производят медицинское, физиологическое, психофизиологическое и со­циологическое обследования. Данные обследований заносят в протокол, на основании которого принимают решение о приеме или переводе испытуе­мого на ту или иную работу,

Профессиональная и социальная адаптация молодых рабочих. В создании стабильного коллектива предприятия помимо хорошо орга­низованной работы по профориентации и профотбору и образцовой под­готовки кадров важную роль играет адаптация рабочих, т. е. процесс приспосабливания, привыкания новых рабочих к содержанию и условиям труда, традициям коллектива и т. д. Здесь многое зависит не только от интересов и склонностей трудоустраивающегося, но и от встречи, которую окажут новичку руководители и коллектив цеха, участка, бригады и т. п. Существенное значение имеет личность специалиста, которому поручается обучение новичка.

Одной из форм проявления заботы о воспитании молодых рабочих, их быстрейшей профессиональной и социальной адаптации в производ­ственном коллективе является движение наставничества, получившее ши­рокое распространение на предприятиях.

Взяв шефство над молодым рабочим, наставник из числа опытных рабочих — передовиков производства и ветеранов труда заботится о том, чтобы тот не только приобрел практический опыт и знания, но прежде всего проникся уважением к своей профессии, почувствовал глубокий ин­терес к ней и вместе с тем осознал свое место в коллективе, экономиче­ское, социальное и нравственное значение своего труда, понял, что его труд является частью общего дела, и не только в рамках своего предприятия, но и всей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: