Преобразования в экономике России, начатые в 90х гг. привели к ее определенной регионализации и появлению самостоятельных субъектов управления экономикой – регионов РФ
Федеральное устройство РФ:
· 8 ФО
o Центральный (18 субъектов федерации)
o Северо-Западный (11 субъектов)
o Южный (6 субъектов)
o Северо-Кавказский (7 субъектов)
o Приволжский (14)
o Уральский (6)
o Сибирский (12)
o Дальневосточный (9)
· 83 субъекта федерации
Главная особенность – высокая неравномерность социально-экономического развития территорий
2 ключевых показателя, которые характеризуют уровень освоенности и стпень экономического развития территорий:
· плотность населения, чел. на кв. км
· производство валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, тыс.руб. на чел. - с точки зрения экономического потенциала разрыв составляет 4 – 4.5 раза, по субъектам 10 раз
Помимо отмеченных показателей социально-экономическое пространство России отличается по следующим признакам:
· национальный состав (различные культурные, религиозные и демографические характеристики)
|
|
· специфическая структура экономики и производственного сектора дял каждого субъекта
· разный уровень освоенности и развитости объектов инфраструктуры
· различный уровень обеспеченности территорий полезными ископаемыми
· в ряде случаев несопоставимые природно-географические и климатические условия и т.д.
Отмеченные обстоятельства заставляют в Российских условиях рассматривать проблему оценки и обеспечения экономической безопасности не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных регионов.
Экономическая безопасность регионального уровня УНШ под рук. А.И.Татаркина - совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее независимости и интеграций с экономикой федерации, что выражается в следующем:
· способности проводить собственную экономическую политику в рамках Федерации
· способности безобвально реагировать на резкие геополитические изменения в Федерации
· способности осуществлять крупные экономические мероприятия, не ожидая помощи от Федерации по неотложным социально-взрывным ситуациям на территории, связанными с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами на Федеральном уровне
· возможности на договорной основе оказывать помощь сопредельным субъектам Федерации, где существующая и сбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах территории
· возможности стабильно поддерживать соответствие действующих на территории экономических нормативов общепринятых в мировой практике, что позволило бы сохранить (или восстановить) достойный уровень жизни населения
|
|
В ряде исследований проблема ЭБ рассматривается на еще более низком иерархическом уровне - на уровне МО
ЭБ территорий муниципального уровня – совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики и предприятий территории, от которых зависит состояние и условия жизни населения на данной территории.