Экономическая безопасность регионов как основа экономической безопасности России

Преобразования в экономике России, начатые в 90х гг. привели к ее определенной регионализации и появлению самостоятельных субъектов управления экономикой – регионов РФ

Федеральное устройство РФ:

· 8 ФО

o Центральный (18 субъектов федерации)

o Северо-Западный (11 субъектов)

o Южный (6 субъектов)

o Северо-Кавказский (7 субъектов)

o Приволжский (14)

o Уральский (6)

o Сибирский (12)

o Дальневосточный (9)

· 83 субъекта федерации

Главная особенность – высокая неравномерность социально-экономического развития территорий

2 ключевых показателя, которые характеризуют уровень освоенности и стпень экономического развития территорий:

· плотность населения, чел. на кв. км

· производство валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, тыс.руб. на чел. - с точки зрения экономического потенциала разрыв составляет 4 – 4.5 раза, по субъектам 10 раз

Помимо отмеченных показателей социально-экономическое пространство России отличается по следующим признакам:

· национальный состав (различные культурные, религиозные и демографические характеристики)

· специфическая структура экономики и производственного сектора дял каждого субъекта

· разный уровень освоенности и развитости объектов инфраструктуры

· различный уровень обеспеченности территорий полезными ископаемыми

· в ряде случаев несопоставимые природно-географические и климатические условия и т.д.

Отмеченные обстоятельства заставляют в Российских условиях рассматривать проблему оценки и обеспечения экономической безопасности не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных регионов.

Экономическая безопасность регионального уровня УНШ под рук. А.И.Татаркина - совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее независимости и интеграций с экономикой федерации, что выражается в следующем:

· способности проводить собственную экономическую политику в рамках Федерации

· способности безобвально реагировать на резкие геополитические изменения в Федерации

· способности осуществлять крупные экономические мероприятия, не ожидая помощи от Федерации по неотложным социально-взрывным ситуациям на территории, связанными с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами на Федеральном уровне

· возможности на договорной основе оказывать помощь сопредельным субъектам Федерации, где существующая и сбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах территории

· возможности стабильно поддерживать соответствие действующих на территории экономических нормативов общепринятых в мировой практике, что позволило бы сохранить (или восстановить) достойный уровень жизни населения

В ряде исследований проблема ЭБ рассматривается на еще более низком иерархическом уровне - на уровне МО

ЭБ территорий муниципального уровня – совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики и предприятий территории, от которых зависит состояние и условия жизни населения на данной территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: