1. Понятие, система и виды источников ПРП.
2. Конституционные основы природоресурсного законодательства
3. Законные и подзаконные НПА, как источники природоресурсного права.
4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.
1.Понятие, система и виды источников ПП.
Источники права - особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательной.
ИП – НА государства, кот содержит всеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Международные акты бывают: мягкие
Главная особенность:
· Находится в совмесном ведении РФ и суб РФ
· Комплесный характер источников (есть собственные источники природоресурсного права; заимствованный из других отраслей права)
· Отсутсвует единого кодифицированного акта, но есть отраслевые (н-р: ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ и т.д.)
Международные правовые акты – согласно конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры включены в систему Российского законодательства (ст 15 ч.2) если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора. Согласно ПП ВС РФ от 31.10.1995г. № 8 разъяснено, что речь идёт о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме ФЗ (т.е. международные договоры явл только те источники, кот ратифицированы) ПП ВС РФ от 2005 в число общепризнанных принципов международного права включены только императивные нормы и соответственно из Российской правовой системы исключены принципы, носящие рекомендательный характер. РФ подписано более 70 международных актов (н-р: "Конвенция о водно-болотных угодьях» и т.д.).
|
|
Классификация:
По юр силе:
:
Материальные
Процессуальные
По предмету регулирования:
Общие/специальные
Кодефицированны/некодифицированные
2.Конституционные основы природоресурсного законодательства.
Конституция основной источник РФ.
Группы конституционных норм:
Конституционные норм в области охраны окр ср
Конституционные нормы в области природопользования
Ч.2 ст.36 К РФ, ст. 58 К РФ п.д.к.ст. 72 К РФ
Природопользования (ч.2 ст.36, ст.9, п. в.д.к. ст.72 ч.2 ст.74 К РФ)
3.Законные и подзаконные НПА, как источники ПП.
Главным источником будет считаться ФЗ «Об охране окружающей среды», до этого действовал Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»
Новеллы:
ü Внесены определённые понятия и термины
ü Введены новые и более чётко сформулированы принципы охраны окружающей среды (н-р: платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде, преоретет сохранения экологических систем)
|
|
ü Более чётко и конкретно урегулированы полномочия между ФОИВ и суб Рф
ü Отдельно введён институт формирования эколог культуре, отдельно разработан экологический контроль, конкретизированы права граждан
ü Отдельная глава по гос экологическому мониторингу
ü Впервые установлены нормы по осуществлению воздействия на окружающую среду
Все законы необходимо классификацию по видам природопользования:
В области водных объектах (ВК РФ, «О территориальных морях» и т.д.) (самостоятельно)
ФЗ «О газоснабжении в РФ» «О водоснабжении и водоотведении в РФ» (заимствованные НПА)
Указы президента РФ
«О системе и структуре ФОИВ» от 12.05.2007 № 724 «Вопросы и системы ФОИВ» от 27.08.2010 № 1074 «О ФО лесного хозяйства».
Стратегии развития в РФ: Указ президента от 04.02.1994г. № 236 «О гос стратегии РФ по охоане окружающей среды и обеспечению устойчивого развития УП от 21.04.1996 № 449 «О концепции перехода кРФ к устойчивому развитию»
Постановления Правительства РФ:
ПП утверждающие положения об отдельных органов управления от 23.09.2010 № 736 «Об утверждении положения ФОИВ лесного хозяйства»
ПП об отдельных функциях (О маниторинге)
ПП, утверждающие федеральные целевые программы (ПП от 12.09.2008 № 606 «О ФЦП повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбо - хозяйственного комплекса в 2009-2012гг.» ПП от 22.12.2010г. №1092 «О ФЦП чистая вода 2011-2017гг)
Распоряжения Правительства от 27.09.2009г № 235-р «Водная стратегия РФ на период до 2009г.» РП от 17.12.2009 № 1662.
Ведомственные НПА, органов специальной компетенции (примеры)
Технические акты (санпины, госты, формы статистического наблюдения и т.д.)
Региональные НПА:
Законы Вол обл от 08.12.2010г. № 2428-ОЗ «Об утверждении программы соц-эк развития Вол обл на 2011-2013гг» (ключевые проблемы – выбросы в атмосферы и сбросы сточных вод, ставится цель – создать благоприятную обстановку. Закон от 06.06.2009г «Об обеспечении плодородия земель с\х назначения». Закон Вол обл от 12.01.2007г №1551- ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка и заготовки не древесных л ресурсов, пищевых и сбора лекарственных растений на территории Вол обл гр для собственных нужд» по вопросам управления ведения и разграничения полномочия по охране окружающей среды: Закон Вол обл от 10.01.2007г. № 1539-ОЗ «О разграничении полномочий гос власти в сфере лесных отношений» З от 10.12.2003 № 1927-ОЗ «О разграничении полномочий между органами гос власти области в сфере использования и охраны окружающей среды» по водным отношениям, по лесным тоже существуют.
Постановления губернатора утверждаются административные регламенты, выполнения функций гос управления (н-р: постановление от 27.09.2011 № 419 «Об утверждении административного регламента исполнения департаментом лесного комплекса Вол обл гос функции по контролюи надзору лесного комплекса)
Постановление Правительства Вол обл
Утверждающие положения об органе управления: от 29.01.2007 136 «Об утверждении положения о департаменте лесного комплекса» от 05.04.2010 № 1032 «О департаменте природных ресурсов и охране окружающей среды вол обл)
Утверждающие ЦП и стратегии от 06.05.2008 № 934 «О стратегии и развитии рыбного хоз Вол обл до 2020г.)
ПП по отдельным пунктам управления
ПП классифицировать по отдельным природным ресурсам (ПП Вол обл от 11.09.2003 № 536 «об утверждении положения проведения пользования участками недр»)
Акже принимают НА отдельные департаменты № 623 «об утверждении лесохозяйственного ведения …»
4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.
1 т.з. (Баглай, Эбзеев, Ветрух) Постановление КС РФ ставят выше актов парламента и Президента
|
|
2 т.з. (Лазарев, Корешков) решения судов сочетают в себе все признаки, как правоприменительного так и правоприменяющие
3 т.з. (петров) не могут служить образцом источником для принятия решения другого дела
Вывод: формально источники не явл источниками право, но иногда к ним тоже образаются для решения деле.