double arrow

Лекция: Правовое регулирование и использование охраны недр

1. Понятие права недропользования.

2. Виды пользования недрами

3. Порядок предоставления участков недр в пользование.

4. Особенности управления в сфере регулирования недропользования отношений

5. Рациональное использование и охрана недр.

6. Требование в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, реконструкции, эксплуатации нефтедобывающих производств.

7. Проблемы утилизации нефти.

8. Правовые меры предотвращения аварийных разливов нефти.

9. Порядок ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель

10. Юр ответственность на нарушение законодательства

1.Понятие права недропользования.

Недропользование – совокупность пр норм, кот регулируют отношения, возникающие в результате с геологическим изучением, использованием и охраной недр территорий РФ, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств торфа, иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, ра пульмаров и озёр.

Предметом явл отношения, в сфере недропользования, они имеют свой объект и субъект. Объект – это недра. Непосредственный объект – это участки недр, представляющие собой гемиатризованные блоки недр. В пользование недр предоставляются в виде горного отвода (пр добыче полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, образование особо охраняемых геологических объектов) либо геологического отвода (предоставляется для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр). Недра явл государственной собственностью, вопросы собственности и владения находится в совместной собственности, а добыча полезных ископаемый в различной собственности.

Развитие НПА, регулирующие эти нормы: законодательство устарело и отсутсвует чётка система, поэтому в таком случае не возможно чёткого развития недропользования. Пробелы законодательства:

1. Формирование законодательной базы горных отношений (н-р: длительное время разрабатывается закон о нефти и газа; необходимо целесообразно принять такие законы, как о естественных монополиях недропользования; урегулировать систему нефтедобывающих компаний «о создании и деятельности интегрированных структур в нефтегазовом системе топливно энергетического ресурса»). Издание акты по отдельным отраслям горного права. В зарубежных странах о добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе, при этом необходимо развивать законодательство также в регулировании и инвестиционных положений.

2. Изменение концепции регулирования гос собственности на недра (концепция совместного владения, пользования и распоряжения гос собственности – это тупиковая ситуация. В большинстве развитых горнодобывающих странах суть споров о праве гос собственности урегулировано в законах прав на определённые пропорции доходов от эксплуатции недр между федерацией и её субъектами, а не в дележе права собственности, поэтому у нас сейчас необходимо исходить из единой политики недр, не разделённые на федеральную и региональную политику использования недр.

3. Необходимо усовершенствовать недрами нефтегазового комплекса. Какие моменты необходимо учитывать: политика невмешательства в горнодобывающие предприятия; нет контроля эффективного, т.к. полномочия распределены между многими органами Мин природы, также участвуют органы субъектов, функции предоставления недр в пользование предоставлены не чётко, а если сравнить с зарубежными странами, то там существует административный строгий контроль, либо он сосредотачивается в одном органе или эти функции возлагаются на публичные гос корпорации. Иногда они могут быть и часными. Все эти корпорации наделяются властными полномочиями в нефтегазовых отношений. Формирование такой корпорации например в России позволило бы избавиться от вступления гос в качестве гр-пр стороны, а выступать только в роли суверена или арбитра спора.

Участки недр федерального значения – создаются в целях обороны и безопасности государства. Их перечень официально опубликовывает ФОИВ. К участкам недра фед значения относятся следующие участки: содержащие запасы меди отт 500тыс тонн, запасы нефти от 70 тыс тонн и т.д.

Не решён вопрос с какого момента участок недр явл участком недр федерального значения. Либо с момента обнаружения соответсвия критерия, кот установлен в законе.

3. Отсутсвие отдельной лицензии на геологическое расследование недр

4. В ст. 9 не чётко сформулировано понятие

5. Не урегулирован вопрос о правоприемсте опыта нарушения недр, если компания, обладающая таким образом реоганизована. Нет понятия освоения. Можно ли считать освоение – добыча недр?

Участки недр местного значения

2.Виды пользования недрами.

Сборами неврологических, палеолотлогических и иных коллекционных материалов. Недра предоставляются на неопределённый срок либо без ограничений. Для геологического изучения до 5 лет либо до 10 лет для изучения геологического изучения внутренних морских вод, территориального моря и континентального щельфа. При подземных водах до 25 лет, добыча полезных ископаемых на срок отработки месторождения полезных ископаемых, а без ограничения пользования:

· Для строительства эксплуотации подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых, связанных с захоронением отходов)

· Для образования особо охраняемых геологических объектов

· Месторождение использвания полезных ископаемых (регулир региональным законодательством ПП ВО от 03.05.2003 № 452 «Пордок пользования недрами на территории Вол обл для …»

Общераспр пол ископаем – это полезные ископаемые, характеризующиеся частой встречаемостью и значительной площадями распространённостями.

Подзем сооруж мест значения не связанные с добычей полез ископаемых – это объекты расположенные в недрах, строительство и эксплуатация кот могут оказать влияние на состояние отдельных МО Вол обл (н-р: трубопроводы, коммуникации, склады и т.д.)

Меры управления:

1. Создаётся обл фонд резервных участков недр общераспространённых полезных ископаемых (туда включаются информация о категории полезных ископаемых, их количестве) участки недр, включённые в данный фонд не предоставляются в пользование до их исключения.

2. Основание возникновения права пользования участками недр для добычи общераспространённых полезных ископаемых, для строительства и эклплуотации полез ископ явл решение департамента природных ресурсов. Предоставление недр оформляется в виде лицензии. Как получить разрешение? Либо проводится аукцион: для добычи общераспространённых полезных ископаемых; для геологического изучения полезных ископаемых. Либо по результатам рассмотрения комплекта документов заявителя (для строительства и эксплуатации подземных сооружений, для краткосрочного пользования участками недр до 1 года) Либо для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытого месторождения при установлении пакта его открытия данного пользователям его недр.

Порядок добычи общераспространённых пол ископаемых (ОПИ) и для собственников земельных участков (ст. 19 З «О недрах»). Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

У нас в области регулируется этот вопрос ПП от 07.04.2009 № 589 «оО утверждении положения о порядке пользования недрами собственниками земельных участков землепользователя, землевладельцами, арендаторами». Этот акт противоречит федеральному. Порядок (уведомительный) т.е. с целью подачи запроса в департамент природных ресурсов и охраны ок среды с расположением земельного участка и цели его использования. В течение 15 дней запрос рассматривается и далее департамент регистрирует участки недр, используемые владельцами для своих нужд; ведёт реестр владельцев и учёт. При добыче полезных ископаемых владельцы обязаны осуществлять добычу на участках недр, имеющими предупредительные знаки, соблюдать нормы ЗК, ЛК, ГК РФ, о завершении работы департамент извещается за 15 дней и также обязан владелец по окончании работ произвести рекультивацию нарушенных земель в течение 2 мес. Для таких целей не мб использованы следующие участки недр:

ü Кот представляют особую научную и культ ценность

ü Явл заповедников (национальным парком)

ü Если этот участок недр учтён в фед гос фонде недр

Проблемы пр регулирования использования ОПИ:

Ø В ряде субъектов отсутствует перечень общерапространённых ПИ

Ø Отсутствие единых реестров лицензий пользователей участков недр, содержащих месторождения ОПИ

Ø Порядок добычи ОПИ поставлена под условия принятия НПА суб РФ (при этом в ФЗ не предусмотрена обязанность суб РФ принять такой акт)

Проблемы отдельных видов недропользования:

1. Поиск и разведка полезных ископаемых (не урегулированы в действующем законодательстве процесс и процедура разведки полезных ископаемых. Думают, что необходимо прописать права и обязанности. Необходимо предусмотреть улучшение экспертных оценок, обнаруженных экспертами. Ужесточение норм за контролем и достаточностью запасов).

2. Добыча полезных ископаемых (горный закон ФРГ)

Основание недропользования – лицензия. На ряду с развитием администр-пр регулирования необходимо развитие договорных отношений в договорном праве. Об этом свидетельствует зарубежный опыт. Лицензия выдаётся:

v По решению Правительства РФ (

А. по результатам конкурса или аукциона для добычи полезных ископаемых, геологического изучения и разведки полезных ископаемых на участках недр федерального значения

Б. для токсичного захоронения хим отходов

В. для гео изучения на континентальном шельфе в ИЭЗ

v Решение принимается Роснедрами (принимается в том случае, если это краткосрочный период пользования юридическим лицом до 1 года)

v решение комиссии, кот создаётся с помощью региональных органов с целью гео изучения, для добычи подземных вод, для строительства и эксплуатации подземных объектов и т.д.)

v решение конкурсной или аукционной комиссии (для добычи и разведки полезных ископаемых; гео добыча полезных ископаемых при совмещённой лицензией; вступившее в силу соглашение о разделе имущества)

v гос контракт для выполнения работ по гео изучению недр

v решение гос власти суб РФ:

А. при предоставлении права пользования участком недр для строительства и эксплуатации и сооружении местного значения

Б. предоставлена по результатам аукциона на разведку и добычу ОПИ на участках недр, содержащих такие месторождения или участков недр Мест З

В. предоставление права пользования участком недр для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытого месторождения или при установлении факта его открытия данного пользователем недр.

Закон содержит содержание на пользование недр, как проводятся аукционы и т.д. основанием права закон о соглашении раздела продукции. Особенности имеет с законодательством континеталного шельфа и разработки минеральных ресурсов: здесь лицензия должна содержать следующие сведения:

o об условиях страхования, консервации или ликвидации установок о завершении работ; о мерах о предотвращении аварийных ситуаций; об условиях экологического обеспечивания пользования недрами (мониторинг, меры по предотвращению и т.д.)

o запрещается выдавать лицензию на участках недр континентального шельфа, в границах ООПТ, в границах рыбохозяйственных территориальных зонах

o владелец лицензий по запросу должен предоставить всю необходимую рекомендацию, давать объяснения, обеспечивать условия проведения проверки, выполнение условий лицензии и право пользования не мб передано 3м лицам

Соглашение о разделе продукции – это договор, в соответствии с кот РФ предоставляет суб предпринимательской деятельности на возмез основе и на определённый срок исключительные права на поиски, разведку и добычу сырья на участи недр, указанного в соглашении, а инвестор обязуется осуществить проведение этих работ за свой счёт и на свой риск.

Для предоставления недр необходимо иные меры на условиях отличных от условий на со продукции

3.Управление в области недропользования.

Информационная функция

Гос регистрация и учёт

Гос экспертиза запасов ПИ

Гос кадастр месторождения и проявления ПИ

Лицензирование

Гос надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Гос надзор за безопасным ведением работ с работой недр

Взимание платежей при пользовании недрами

4.Охрана недр

Ст. 24 З «О недрах» Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;

10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ст. 26 Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

2. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

3. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

4. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.

Гос гор тех надзора от 05.06.2003 № 58 «Об утверждении правил безопасности…»

ПП от 15.04.2002 № 249 «О порядке организации мероприятий по предупреждению разливов нефти на территории РФ»

ПП от 02.08.2010 № 592 «Об утверждении положения через гос границу…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: