double arrow

Уч. год


Коммерческому праву

По

Фондовые лекции

Тема № 1: «Понятие коммерческого права. Предмет изучения коммерческого права. Роль коммерческой деятельности в развитии общества. Принципы коммерческого права»

Понятия коммерческого права

Возрождение коммерческого права связано с переходом России к рыночным отношениям. Однако при наличии самостоятельной учебной дисциплины “Предпринимательское право”, которая также отражает потребности регулирования рыночной экономики, необходимо определиться с категориями и сущностью отношений, являющихся предметом регулирования коммерческого права, кругом субъектов-участников возникающих отношений, а также выявить круг нормативных правовых актов, составляющих правовую базу коммерческого права. При этом следует учитывать, что существует довольно устоявшаяся позиция, которая рассматривает предпринимательское право в качестве “законного” наследника ранее существовавшего хозяйственного права”[1].

К сожалению, в юридической науке не достигнуто единомыслия по вопросу разграничения предмета коммерческого и предпринимательского права. Различные точки зрения по указанному вопросу, прежде всего, основаны на позиции законодательства, смешивающего понятие “предпринимательство” и “коммерция”. ГК РФ в ст.2 устанавливает, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Тогда как в ст.50 ГФ РФ все предпринимательские организации называются уже коммерческими организациями. Кроме того, российское коммерческое законодательство развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находит свое отражение только в едином Гражданском кодексе РФ и ряде специальных нормативных правовых актов, по своей природе также относящихся к гражданско-правовым актам. Хотя, следует отметить, что в юридической литературе и в законодательной практике уже наметилась тенденция обособления формирования законодательного материала, относящегося к сфере торговой деятельности[2]. В связи с вышеизложенным, необходимо рассмотреть две позиции, определяющие соотношение коммерческого и предпринимательского права.




Первая позиция, нашедшая закрепление в работах ученых Санкт-Петербургского университета, основана на том, что коммерческое право – это и есть предпринимательское право[3]. Отсюда и обоснование указанной позиции: коммерческие отношения – это предпринимательские отношения. Все предприниматели – коммерсанты.

Вторая позиция имеет в качестве основы понимание коммерческого права не как всякого предпринимательства. Предпринимательство в данном случае понимается гораздо шире коммерции. Предпринимательство – это всякая деятельность, направленная на получение прибыли, а коммерция понимается только как торговая деятельность[4]. Буквальный перевод Commercium (лат.) – торговля. По довольно устоявшейся в экономической литературе позиции – торговля – это вид предпринимательской деятельности, охватывающий товарообмен, куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже[5].



Следует согласиться со второй позицией, поскольку предпринимательским правом является также самостоятельное право, регулирующее общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности вообще, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию[6].

Коммерческое же право – самостоятельная отрасль права, имеющая собственный предмет регулирования.

Однако содержание коммерческого права также требует уточнения, поскольку коммерческое право не просто торговое право. Торговое право в современном понимании предусматривает правовое регулирование торговой отрасли – управление торговлей, ее финансирование, регулирование правил торговли и т.д. Т.е. торговое право в сложившемся в России правопорядке и практике преподавания – комплексное право, включающее в себя как отношения частного права, так и публичного права. Кроме того, в отношениях, регулируемых собственно торговым правом, входят различные по своей природе отношения: административные, гражданские, трудовые, финансовые и другие, складывающиеся только в процессе торговли. Коммерческое право – это отраслевое право и в содержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права, регулирующую торговый оборот как часть общего имущественного оборота.



Российская доктрина права исходит из объективного и субъективного критерия выделения коммерческих отношений, являющихся предметом коммерческого права.

Субъективный критерий выделения коммерческого права как подотрасли гражданского права означает, что субъектами отношений, регулируемых коммерческим правом, являются специальные субъекты гражданского права – предприниматели. Таким образом, круг участников отношений, регулируемых коммерческим правом, не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. В торговом обороте не могут участвовать физические лица. В качестве участников коммерческих отношений могут выступать организации как отнесенные ст.50 ГК РФ к коммерческим, так и таковыми не являющиеся. Некоммерческие организации могут участвовать в торговом обороте лишь в ограниченном виде. Например, учреждения могут осуществлять коммерческую деятельность лишь ради достижения целей, ради которых они созданы. Соответственно, такое юридическое лицо может выступать участником торгового обращения, вступать в коммерческие отношения. Среди некоммерческих организаций выделяют особую группу организаций, являющихся специальными субъектами товарного рынка, т.е. торгового обращения. По своей правовой природе они являются некоммерческими организациями, они не имеют в качестве основной цели получение прибыли. Основная цель этих организаций - создание условий для торгового оборота, организация товарного рынка. К таким юридическим лицам относятся товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки и т.д.

Объективный критерий отнесения круга общественных отношений к предмету регулирования коммерческим правом позволяет выделить только отношения по продвижению товарной массы от изготовителя к потребителям. Следует отличать в связи с этим отношения, регулируемые в целом предпринимательским правом. Круг отношений, регулируемых предпринимательским правом, определяется только субъективным критерием, а именно, к области регулирования предпринимательского права относятся отношения, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права – предприниматели.

Таким образом, коммерческое право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, или с их участием в процессе продвижения тварной массы от изготовителя к потребителю, т.е. в торговом обороте.

Однако признавая, что коммерческое право, как и гражданское, остается частным, следует указать, что торговая деятельность как самостоятельная область общественных отношений тяготеет к обособлению, что находит свое выражение в особенностях правового регулирования отношений, возникающих в сфере товарного оборота.

Г.Ф.Шершеневич определил торговое право как совокупность норм частного права, общего и специального, имеющего применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей[7].

Российское коммерческое законодательство также в настоящее время развивается таким образом, что особенности правового регулирования коммерческой деятельности устанавливаются как в Гражданском кодексе РФ, так и в специальных нормативных правовых актах.

Таким образом, коммерческие отношения являются составной частью предмета гражданско-правового регулирования. И как отмечается в юридической литературе, возможность субсидиарного применения общих норм гражданского права в процессе регулирования коммерческих отношений, свидетельствующая о единстве частно-правового регулирования – одно из главных отличий коммерческого законодательства от прошлого советского хозяйственного законодательства[8].

Таким образом, следует признать, что коммерческое право – это как и гражданское и предпринимательское право – частное право, специальная часть гражданского права.

Под принципами права принято понимать основные начала регулирования общественных отношений. Принципы отражают наиболее существенные свойства права, способствуют правильному пониманию и применению норм права.

Признание коммерческого права составной частью гражданского права влечет за собой необходимость уяснения вопроса о наличии самостоятельных принципов выделяемого права.

Принципы права – это основные, необходимые положения отрасли права. Принципы права пронизывают все право и служат единообразию правового регулирования общественных отношений.

Будет правильным утверждать, что новых самостоятельных принципов коммерческого права, присущих только данной отрасли права, существовать не должно, поскольку речь идет об общих с гражданским правом методов регулирования, возникающих в торговом обороте отношений. Однако, обнаруживая особенности субъектного состава коммерческого права, наличия обособленного предмета, следует указать, что общие принципы частного права в коммерческом праве претерпели определенные изменения, приобрели особенности проявления. Таким образом, коммерческое право строится на общих принципах частного права с определенными особенностями, вызванными специальным режимом участников торгового оборота и отношений, в которые они вступают. Основой для изложения принципов коммерческого права служит ст.1 ГК РФ. Соответственно к принципам коммерческого права относятся: признание равенства участников регулируемых коммерческим правом отношений; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; беспрепятственное осуществление гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав; судебная защита нарушенных прав. Роль коммерческой деятельности в развитии общества

Рынок – необходимый и определяющий элемент экономики на различных этапах развития цивилизации. Он является тем звеном, в котором реализуется связь производства и потребления, определяются потребности общества и возможности производителя, происходит общественная оценка эффективности производства[9].

Как известно, такие развитые государства, как США, Англия, Германия, достигшие высокого уровня экономического и социального развития, в первую очередь, обязаны этим тщательно отработанному и проверенному многолетним практическим опытом законодательного регулирования отношений товарообмена.

Конечно, современный этап развития общества предъявляет соответствующие требования и к рынку. Современный рынок отличается по составу объектов, обращающихся на рынке, изменилось содержание общественных отношений, опосредующих торговые отношения, развиваются новые субъекты товарообмена.

Происходит усложнение форм организации товарных рынков, появляются специальные субъекты коммерческого права, принимает усложненный характер посредническая деятельность на товарном рынке.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей, что вызывает в свою очередь расширение сферы применения торгового права[10]. Включение России в мировую систему государств с рыночной экономикой позволяет утверждать, что для рынка России характерны общие тенденции экономического развития. Однако воздействие коммерческой деятельности на развитие общества на современном этапе, кроме общих тенденций имело и некоторые особенности, характерные только для условий России и только на данном этапе.

Во-первых, уровень развития коммерческой деятельности, степень “коммерцилизации” экономики не создали достаточно прочного экономического основания для развития общества, для экономического роста. Необходимым условием успешного развития экономики по общему мнению является не столько развитие посреднических звеньев, форм организации товарного рынка, но и создание “реального сектора”, т.е. создание производителей, отвечающих потребностям современного рынка, способных произвести товары, имеющие спрос у потребителя.

Во-вторых, экономический рост и, в конечном итоге, развитие общества, связывается с обеспечением эффективности всей цепочки товарного рынка от производителя до потребителя, созданием эффективных организационно-правовых форм юридических лиц, адекватных сферам экономики. Например, в “Мерах по реализации среднесрочной программы структурных реформ” намечено в ряде таких бюджетообразующих отраслей, как газовая промышленность, электроэнергетика интенсифицировать развитие частного сектора, повысить конкурентоспособность в деятельности инфраструктурных монополий.

В-третьих, в отношении отдельных сегментов товарного рынка ставится задача – приспособить существующую структуру к условиям рыночной экономики. Такие меры предполагается осуществить, например, в отношении железнодорожного транспорта.

Наконец, одним из направлений современной экономической политики является создание конкурентной среды и условий для выхода на рынок новых предприятий[11].

Основная литература:

1. Пугинский Б.И.. Коммерческое право России. - М.: Зерцало, 2007

Дополнительная литература:

1. Андреева Л.В. Коммерческое право: Учебник - М.: Волтерс Клувер, 2006

2. Андреев В.К.Предпринимательское законодательство России: Научные очерки.- М.: Статут; РАП, 2008.

3. Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей./Под ред. Пугинского Б.И. Вып. 3. - М.: Зерцало, 2007

4. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: сборник научных статей./ Под ред. Попондопуло В.Ф., О.Ю. Скворцова. Вып. 5.- М.: Волтерс Клувер, 2005

5. Булатецкий Ю.Е. Коммерческое право: Учебник. - М.: ФБК-Пресс, 2006

6. Бушев А.Ю. Коммерческое право зарубежных стран: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003

7. Коммерческое право (предпринимательское право: учеб.: в 2 т. т.1. - 4-е изд., перераб. и доп., Под ред. Попондопуло В.Ф., Рек. МО. - М.: Проспект, 2009.

8. Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избранные труды. М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1997.

9. Удинцев В.А. Избранные труды по торговому и гражданскому праву. -М., 2003

10. Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. Учебник торгового права: К вопросу о слиянии торгового права с гражданским. - М.: Статут, 2005

11. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. - М.: Центр Юринфор, 2001

12. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. - М.: Спарк, 1994







Сейчас читают про: