В. Двухступенчатый расчет сумм покрытия

Задача 2.1

Б. Простой расчет сумм покрытия.

Кирпичный завод производит 2,0 млн. штук различного вида кирпича. Выручка от продажи (реализации) кирпича составляет 8,0 млн.руб.

Выполним простой расчет сумм покрытия, пользуясь плановыми показателями (и отчетными данными за прошлый период) работы завода (табл.П.4).

Таблица П.4 - Простой расчет сумм покрытия

Показатели и логика расчета Тыс.руб. %
Выручка от реализации    
«-» Переменные затраты    
«=» Сумма покрытия    
«-» Постоянные затраты    
«=» Прибыль (производственный результат)    

Определились 3 продуктовые группы реализации (три разновидности товарной продукции), обусловленные спросом клиентуры и технологией производства. Это группы I, II, III. Каждая продуктовая группа характеризуется своей структурой стоимостных показателей и, в особенности, суммой покрытия в выручке (табл. П.2), что и обуславливает необходимость раздельного ее учета.

Величины прямых затрат определяют суммы покрытия по продуктовым группам. В тоже время постоянные затраты, обеспечивающие условия производства всего завода, не могут быть напрямую разнесены по продуктовым группам и потому рассчитываются (относятся) на всю продукцию завода. Соответственно и прибыль рассчитывается на весь объем реализации (I + II + III).

Таблица П.5 - Расчет сумм покрытия и анализ продуктовых групп

Продуктовые группы I II III Сумма
Показатели Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. %
Выручка от реализации                
«-» Переменные зататы                
«=» Сумма покрытия                
«-» Постоянные затраты                
«=» Прибыль (производственный результат)                

Запасы готовой продукции и незавершенное производство логично учитывать тоже по величине переменных затрат, т.е. в оценке запасов и незавершенки постоянные затраты не учитываются.

Дальнейшими расчетам требуется:

- проранжировать продуктовые группы в соответствии со структурой затрат на продукт;

- определить рыночную стоимость продукта по продуктовым группам.

Здесь следует руководствоваться значением показателя суммы покрытия в % от выручки (табл.П.6). Он может использоваться как вспомогательный инструмент принятия решений, ориентированных на рынок.

Таблица П.6 - Ранжировка продуктовых групп

Продуктовые группы Сумма покрытия (%)
I  
II  
III  

Удельный показатель сумм покрытия (в %) используют как важный регулирующий параметр на предприятии. Так, если форсировать продажу продуктов с более высоким значением ∑п, то предприятие получит более высокие суммы покрытия и, соответственно, более высокую прибыль. Таким образом, ориентация планирования производства и сбыта на критерий сумм покрытия (∑п) позволяет оптимизировать производственный результат.

Вывод. Руководствуясь результатами табл.П.6 можно заключить, что руководство кирпичного завода должно в первую очередь форсировать реализацию продукции I продуктовой группы, дающей удельный вес (48%) и наибольшую величину (1728 тыс.руб.) сумм покрытия. Наименьший результат обеспечивает III продуктовая группа.

В маркетинге при совершенствовании управления сбытом суммы покрытия (подобно продуктовым группам) могут дифференцироваться:

- по клиенту;

- на одного торгового представителя;

- на километр пробега автотранспорта;

- по региону сбыта;

- на один машино–час работы оборудования;

- на единицу загрузки узкого места и др.

Практика показывает, что часть постоянных затрат все таки можно соотнести с базовыми величинами (например, с конкретными продуктовыми группами). На крупных предприятиях выделяют до 5 уровней постоянных затрат: по продуктам; по группам продуктов; по местам возникновения затрат; по подразделениям; по предприятию в целом.

На остальных предприятиях для улучшения процесса принятия решений достаточно разделять постоянные затраты на специальные и общие.

Специальные постоянные затраты (СПЗ) могут быть прямо распределены на отдельные группы продуктов (услуг, видов СМР). Это, например, постоянные затраты отделов маркетинга и сбыта, производства и материально – технического обеспечения. Затраты СПЗ определяются обычно в соответствии с использованными мощностями. В качестве базового показателя в производстве могут приниматься нормо-часы, либо время, затраченное по отдельным группам продукции, либо вес произведенных деталей и конструкций и т.п.

К общим постоянным затратам относятся затраты на управление предприятием. Это содержание финансово – экономических служб, отдела контроллинга, администрации, других центров затрат. Они не имеют прямой постоянной связи с отдельными группами продукции и потому учитываются только в графе «сумма» (табл.П.7).

Двухступенчатый расчет выполняется следующим образом:

- сумма покрытия 1 рассчитывается так, как было проиллюстрировано выше;

- затем суммы покрытия отдельных групп уменьшаются на величину своих специальных затрат. Получаются суммы покрытия 2, которые являются еще одним регулятором для руководства и менеджеров предприятия;

- из общей суммы покрытия 2 (последняя графа в табл.П.7) вычитаются общие постоянные затраты. В итоге получается прибыль (производственный результат) работы предприятия.

Результаты расчетов, приведенные в табл.2.4, позволяют заключить:

- ранжирование (приоритетность) продуктовых групп не изменилось (I, II, III);

- однако степень предпочтительности продуктовой группы I относительно группы III уменьшилась; они в значительной мере снивелировались;

Таблица П.7.- Двухступенчатый расчет сумм покрытия и анализ продуктовых групп

Продуктовые группы I II III Сумма
Показатели Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. %
Выручка от реализации                
«-» Переменные зататы                
«=» Сумма покрытия 1                
«-» Специальные постоянные затраты               18,55
«=» Сумма покрытия 2               23,45
«-» Общие постоянные затраты               18,55
«=» Прибыль (производственный результат)               4,9

- значительный потенциал повышения производственного результата следует искать в продуктовых группах I и II, где велики специальные постоянные затраты (18 и 24%);

- представляется, что значительные возможности увеличения прибыли заключены в снижении общих постоянных затрат (18,55%). Возможно, здесь следует пересмотреть (рационализировать) систему управления предприятием.


1 Тезаурус – систематизированный набор данных и знаний об области деятельности системы.

1 Сервитут – право пользования чужим имуществом в определённых пределах, некоторые ограничения собственника.

1 Оферта – формальное предложение определенному лицу заключить сделку с указанием всех условий.

1 Метаданные – системы данных, сведения, предназначенные для описания и исследования других систем данных

1 Трансакция: 1 - соглашение, сопровождаемое взаимными уступками.

2 - банковская операция, перевод денежных средств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: