Основным источником госбюджета являются налоги.
Налоги –это обязательные выплаты, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Все виды федеральных налогов вводятся по предложению правительства на основании решения Государственной Думы, утвержденной Советом Федерации.
Объектами налогообложения являются:
-доходы, которые получают фирмы и домашние хозяйства
-продукты, которые впускают и реализуют на рынке фирмы
-имущество, которое принадлежит физическим лицам и юридическим лицам.
Налоги, из которых отдельные граждане и фирмы выплачивают свои доходы независимо от того, служит как объект налогообложения. Сам доход или имущество являются прямыми.
Налоги, которые фирмы перечисляют в госбюджет в зависимости от стоимости произведенных и проданных продуктов называются косвенными.
Прямые налоги представляют собой вычеты, полученные фирмами и домашними хозяйствами. Существует 2 основных вида прямых налогов, которыми облагаются непосредственно сами доходы:
1. налоги на прибыль предприятия и организации
2. подоходный налог физических лиц
Налог на прибыль имеет большее значение как источник доходов госбюджета, покрывая выше 1/5 налоговых поступлений. Прямые налоги являются важным инструментом в перераспределении доходов и в стимулировании производственной деятельности экономически-активного населения.
Перераспределение доходов прежде всего осуществляется благодаря тому, что ставки налогов дифференцируются в зависимости от размера дохода по принципу «чем больше доход, тем больше ставка налогов». Этот принцип находит свое отображение в прогрессивной системе налогообложения.
Прогрессивная система –это когда физическое лицо платит налоги в соответствии со своим заработком, а пропорциональная система –это когда устанавливается единый налог (13%)
Рассмотрим 2 крайних и совершенно нереальных ситуаций:
1. Государство установило ставку прямых налогов (100%), т.е. забирает все. Тогда никто не будет работать, производство остановится, новые доходы не будут создаваться и поступление налогов в госбюджет прекратятся.
2. Государство отменило все прямые налоги. Тогда предприниматели и наемные рабочие получают большой доход, бизнес процветает, достигнута полная занятость. Но поступление прямых налогов в казну прекратилось. Не хватает денег на содержание правоохранительных органов и поступает разгул бандитизма, нет денег на содержание школ и больниц.
Итак, ставка прямых налогов не может быть 100%, но она не может быть и нулевым.
При этом необходимо учесть, что повышение ставки налогов будет тормозить процесс производства, которое является источником получения налогов или налоговой базы. Чем больше налоговая база, тем больше можно изъять налогов. Но чем меньше налоги, тем медленнее растет производство, тем медленнее расширяется налоговая база. Рано или поздно повышение налогов приведет к тому, что налоговая база перерастет и в бюджет будет поступать меньше денег.
Ставки налогов(%), налоговая база и доходы бюджета.

Повышение косвенных налогов не является прямым увеличение вычета из доходов, которые получают фирмы и домашние хозяйства. Однако косвенный налог включается в рыночную экономику цены производимых товаров. Поэтому, непосредственно средством повышения косвенных налогов является рост цен.
В тех случаях, когда происходит рост цен на потребительские товары и услуги, снижается покупательская способность населения, т.е. его спрос на продукцию швейной, пищевой, обувной и других отраслей, выпускающих потребительские товары. Это может привести к спаду производства, к снижению доходов и к общему сокращению налоговой базы. В то же время повышение цен приводит к тому, что наемные работники будут добиваться адекватного роста цен, повышения зарплаты. Их требования будут основаны на законности и обоснованности. Рост зарплаты будет означать повышение издержек производства, что в свою очередь, даст новый виток повышения цен. Следовательно, если повышение косвенных налогов не приведет к спаду в следствии снижения реальных доходов, оно породит инфляционные издержки. К неналоговым доходам относятся госбюджет, девиденты по акциям, принадлежащим государству, продажа земельных участков и государственного имущества, штрафы, кроме штрафных санкций за неуплату налогов и прочие доходы, не связанные с налогообложением. Рассмотрим вопрос о влиянии налогов на экономику, и прежде всего на экономический рост. Это дает нам основание сделать выводы:
1. Прямые и косвенные налоги должны быть установлены на оптимальном уровне, который дает возможность государству получить достаточную сумму денежных средств, чтобы финансировать определенные мероприятия, направленные на решение стоящих перед ним задач.
2. Повышение налогов отрицательно влияет на рост производства, ибо влечет за собой снижение реальной прибыли, что ослабляет стимулы к новым инвестициям и уменьшает источники для финансирования. Одновременно, оно может привести к снижению потребности спроса и к спаду ВВП.
3. Чрезмерный рост косвенных налогов может выступить причиной инфляции.
4. Если экономика переживает рецессию, сокращение инвестиций, ВВП и занятости, то государству следует пойти на снижение налогов, и прежде всего прямых налогов, с целью стимулирования новых инвестиций и содействуя росту потребности спроса.
5. Если в экономике усиливается инфляция и возникает угроза перерастания умеренной инфляции а галопирующую, то косвенные налоги целесообразно снижают с целью предотвращения роста издержек фирм.
6. При помощи манипулирования налоговыми ставками государство своей страны способна активно воздействовать на экономическое развитие, предотвращать чрезвычайный рост ВВП, ведущий к «перегреву» экономики, преодолевать рецессию и осуществить антиинфляционную политику. Налоги служат важным инструментом, который используется государством для регулирования экономики.
Расходы госбюджета.
Рассмотрим итоги использования федерального бюджета РФ по расходам за ноябрь и январь 2006года.

Размер и структура расходов госбюджета определяется суммой полученных доходов и задачами, которые стоят перед правительством на данном этапе развития страны. Например, государственные выплаты, пособия по безработице возрастает вместе с увеличением числа безработных во время экономического спада. И наоборот, на фазе подъема занятости увеличивается циклическая безработица сходится к нулю, и расходы на пособия по безработице достигает минимальных размеров. Таким образом, государство может компенсировать сокращения располагаемых доходов населения во время спада и смягчает чрезвычайный рост избыточного спроса во время циклического подъема за счет стабилизирующего действия расходов.
В условиях развитой рыночной системы большая часть бюджетных расходов непосредственно не связано с циклическими колебаниями. Многие виды расходов зависят от числа политических факторов (например, военных), хотя в этот момент страна интенсивный циклический подъем. Это сочетание циклических факторов роста с увеличением выпуска военной продукции в некоторых случаях приводила к образованию избыточного спроса, к вытеснению частных инвестиций и к быстрому увеличению государственных расходов. Объем расходов на образование, здравоохранение, охрану орк. среды вообще не должны зависеть отхода цикла или политической коньюктуры, тем не менее достаточно высокий уровень роста этих расходов не только играет огромную роль в научно-техническом прогрессе и культурном развитии страны, в известной мере стабилизируется экономическая, социальная ситуация. Кроме того, финансирование образования и науки обеспечивает повышение профессионального уровня активной части населения и совершенных технологий, что имеет решающее значение для развития интенсивных факторов экономического роста.
Политика, которую проводит правительство при распределении полученных ими финансовых ресурсов, является регулятором экономики. Некоторые виды расходов действуют как автоматические стабилизаторы экономического развития.
Специфика расходов госбюджета заключается в том, что они предполагают осуществляемые государством стабилизирующие закупки товаров и услуг, а в некоторых странах и превосходит частные инвестиции.
Для госбюджета доля ассигнований в конечном спросе в странах с развитой рыночной экономикой. В настоящее время она колеблется в пределах 15 – 20 % ВВП.
Государственные закупки товаров и услуг, сложившиеся в рыночной системе, представляют собой значительную по своему объему рынок. Величина, облагаемая за счет госбюджета конечной продукции не уступает, а в некоторых не превосходит. Но в отличии от частных инвестиций, подверженных циклическим колебаниям и характеризует и уже благодаря этому служит существенно стабилизирующим фактором.
Однако, благодаря росту ВВП в 1999-2002 гг. и увеличению доходов фирм и населения, доход доля затрат на его обслуживание в расходах бюджет сократилось. С точки зрения целого ряда экономистов, неоправданно велика затрата на содержание государственного аппарата. В то же время мала доля средств имущества и финансирования фундаментальных наук, содействию научно-техническому прогрессу на исследование космических пространств.
Еще недостаточный размер консолидированного бюджета значительно ограничивают возможности использования бюджетных ресурсов для регулирования экономики, в первую очередь –для стимулирования экономического роста. Для решения указанных проблем в социальной сфере в 2006-2007 гг. реализуются национальные проекты.