Теоретические основы

Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении, что если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести. Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к "проповедничеству", расплывчатости, возвышенности и банальности.

По мысли Льюис, "кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий характер, но в то же время реальными: поощрять высокоморальное поведение, способствовать росту общественного доверия, содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. Законодательные кодексы обеспечивают необходимые правовые санкции, защиту и эффективные средства ограничения официальной власти, государственных полномочий и возможности должностных правонарушений. При разработке кодексов этики "полезно начать с определения реалистичных управленческих задач. В первую очередь вы должны оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения".

Кодексы этики могут отражать как "дух демократии", так и "дух бюрократии", хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости. Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные чиновники - лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. В кодексах этики ASPA и ICMA представлены оба направления.

Существующая практика в США. Как профессиональные организации, так и государственные учреждения США продолжают пропагандировать кодексы нравственного поведения. В качестве примеров современной профессиональной практики в США можно привести два кодекса этики, представленные в данной статье. Их изучение поможет понять, какие ценности и нормы присущи профессии государственного служащего. Достоинство кодексов можно определить по тому, скольких сторонников они могут объединить вокруг идей морального поведения.

Практика США основана на предпосылке, что если разработан кодекс этики, люди, к которым он обращен, понимают его и поступают соответственно. Но это происходит не всегда.
Пример 1. Кодекс этики Американского общества государственного управления.

Американское общество государственного управления (ASPA) ставит своей целью развитие теории, практики и искусства государственного управления. Общество подтверждает свою ответственность за развитие духа профессионализма его членов и за повышение осознания этических принципов в государственной службе на своем примере. С этой целью мы, члены Общества, обязуемся следовать принципам:

· Служить интересам общества.

· Ставить интересы общества выше собственных.

· Уважать конституцию и закон.

· Уважать, поддерживать и изучать постановления правительства и законы, которые определяют обязанности государственных служб, работников и всех граждан.

· Проявлять личную честность.

· Соблюдать нормы безупречного поведения во всех видах деятельности, чтобы способствовать росту доверия к государственной службе.

· Поддерживать организации, соблюдающие нормы этики.

· Развивать индивидуальные способности и содействовать профессиональному росту других членов организации.

· Стремиться к совершенствованию профессионального мастерства.

Пример 2. Кодекс этики Международной ассоциации управления городов/округов.

В цели этой ассоциации входит повышение профессионального уровня руководителей администраций городов, округов и других муниципальных служб. Для реализации этих задач каждый член Международной ассоциации управления городов/округов должен руководствоваться определенными этическими принципами:

1. Поддерживать идеи эффективного демократического местного управления, осуществляемого выборными чиновниками; считать профессиональное управление важной предпосылкой выполнения данной задачи.

2. В качестве облеченного доверием народа государственного служащего утверждать значимость и ценность услуг, оказываемых структурами управления, и осуществлять конструктивный, творческий и практический подход к делам города с чувством ответственности перед обществом.

3. Следовать высшим идеалам чести и честности во всех общественных и личных взаимоотношениях с тем, чтобы каждый член ассоциации мог заслужить уважение и доверие избранных должностных лиц, других чиновников, служащих и общественности.
4. Признавать, что основной функцией управления на местах всегда является служение интересам народа.

5. Вносить предложения по вопросам руководства избираемым должностным лицам, обеспечивая их необходимыми данными и рекомендациями по вопросам политики в качестве основ для принятия решений и постановки задач; претворять в жизнь политику избираемых должностных лиц.

6. Признавать, что избранные представители народа наделены полномочиями определять муниципальную политику; в то время как ответственность за ее исполнение лежит на кадровых чиновниках - членах ассоциации.

7. Воздерживаться от участия в выборах в законодательные органы, непосредственно регулирующие работу данной администрации, как и от участия в других видах политической деятельности, которая могла бы помешать выполнению профессиональных административных обязанностей.

8. Считать своим долгом постоянно совершенствовать собственное профессиональное мастерство, повышать компетенцию других членов ассоциации в использовании технологий управления.

9. Информировать местную общественность о деятельности муниципалитета; содействовать общению между гражданами и муниципальными чиновниками; поощрять дружелюбие и вежливость в обслуживании населения; стараться улучшить качество и имидж государственной службы.

10. Сопротивляться любому постороннему вмешательству в выполнение своих профессиональных обязанностей, помня, что все сотрудники должны содействовать проведению официальной политики без проявлений предвзятости, руководствуясь принципами морали и справедливости.

11. При рассмотрении кадровых вопросов, связанных с новыми назначениями, изменениями зарплаты, продвижениями по службе или дисциплинарными взысканиями, принимать решения справедливо и беспристрастно, учитывая заслуги работников.
12. Не искать привилегий, помнить, что самовосхваление или возвышение, а также выгоды, полученные за счет использования конфиденциальной информации или злоупотребления рабочим временем, является нечестным поведением".
Различия использования. Как видно из примеров, существуют лишь незначительные различия между кодексами этики внутри госслужбы. Представляется, что они в равной степени являются кодексами этики и кодексами поведения, хотя некоторые штаты ссылаются на правовые нормы поведения, используя термин "законы нравственности". Как отмечает Д. Плант, "в центре обсуждения кодексов этики в государственном управлении стоит вопрос о разграничении трех возможных их толкований - как правовых систем, систем нравственности и кодифицированного способа общения". Однако, несмотря на разнообразие определений понятия "кодекс этики", в отношении содержания кодексов принципиальных расхождений не существует.

Профессиональная этика. Сущность, причины принятия кодексов

Профессиональная этика - система профессиональных моральных норм, а так же направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности. В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.

Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.

Характеризуя сущность любого кодекса профессиональной этики, необходимо отметить, что он представляет собой нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс - это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, при нарушении которых наступают неблагоприятные юридические последствия.

Причины принятия этических кодексов следующие:

1. Действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила. Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона.

2. Так как правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, то законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества. Наличие кодексов профессиональной этики -- это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

3. Представители некоторых профессий в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Иными словами, свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью. Однако совесть - понятие неконкретное и субъективное. В этой связи задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы привести порой диаметрально противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему социально-полезному знаменателю. Этого можно достичь, только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы. Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения, обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

  1. Кодекс чести современного человека

Этика современной молодежи. Проблема морально-нравственных ценностей

В современном мире, где материальное зачастую "поглощает" духовное, диктует свои законы, ложные теории о смысле и образе жизни, трудно понять, что действительно ценно. Человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Сложилось социальное противоречие между требуемыми от индивида обществом правилами поведения и невозможностью выполнять их ввиду объективных причин, самим обществом.

Для молодежи ситуация осложняется тем фактом, что её жизненный опыт еще достаточно мал чтобы сделать правильный выбор. С другой стороны, характерной чертой большей части "молодого" общества является неразвитость критического мышления. Реклама, пресса, телевидение, литература, кино, - нее в настоящее время провозглашает вполне определенный образ, стереотип современного молодого человека, которому нужно "все и сразу".

В условиях возрастания социальной напряженности современного общества личности становится объективно трудно определить собственные ценностные ориентиры. Молодежь тяготеет к коллективному общению. А в массе, как известно, стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие. При анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает. Отсюда все возрастающая агрессивность среди современной молодежи, конфликтность.

В современном мире молодым людям поможет сделать правильный выбор семья. Проблемы семьи - проблемы общества. Как известно одной из величайших ценностей человека является любовь. Познать это чувство, научиться любить своего ближнего как самого себя можно только в семье.

Другим сдерживающим и направляющим фактором в жизни человека является вера. Однако, как правило, воспитательная роль религии не достаточна в силу особенностей исторического развития некоторых типов общества.

Ощущение уверенности в себе, а значит, в своей нравственной позиции создает человеку любимая работа. Отсюда еще один фактор - возможность заниматься любимым делом. Проблема профессионального самоопределения связана не только с трудностью выбора, но и с тем, будет ли востребована твоя специальность.

Проблема морального, нравственного выбора стояла перед мыслящим человеком всегда, и будет стоять всегда. Особенность современного этапа заключается в том, что разрушены те устои, которые раньше помогали молодому человеку сделать отнюдь не очевидный правильный выбор. И на этом фронте сегодня в качестве главною борца остался только одно действующее лицо - семья. Другим сдерживающим и направляющим фактором в жизни человека является вера.

3. Этикет общения "поколения пепси"

Начнем с того, что тяготение к групповым формам общения становится ведущим в юношеском возрасте, именно поэтому молодежь разбивается на группы, компании. Принадлежность к какой-либо группе, как правило, подчеркивается манерой одеваться, говорить, музыкальными пристрастиями, которые в молодежной среде тоже не одинаковы. Кроме музыки существуют и другие интересные вещи, которые объединяют молодежь, например футбол, мотоциклы, компьютерные игры, ролики и т.д.

Еще одной особенностью, характерной для молодежи, является сленг. Он очень распространен в молодежной среде, это своего рода кодовый язык, который к тому же ярко выражает групповую принадлежность. Юный человек словно постоянно вглядывается в себя, он озабочен своей внешностью, своей схожестью-несхожестью с другими, порой он преувеличивает свои особенности или, наоборот, начинает заниматься самокритикой. Всевозможные сомнения и иллюзии накладывают отпечаток на повседневное поведение подростка, он прячет свою неуверенность за сложной схемой действий и словами. Молодежь выражается не как правильно, а как удобно. Многие сленговые слова перекочевали к нам из английского языка, претерпев лишь незначительные изменения. Русский молодежный сленг много позаимствовал из уличной культуры хип-хопа.

Часто в разговоре молодые люди используют и ненормативную лексику. Отчасти она употребляется для самоутверждения (стремление к взрослости).

В молодежном разговорном сленге преобладают глаголы и существительные. Это закономерно, потому как большей частью смысловая нагрузка ложится на предметы и действия. "Прикольные" словечки становятся своего рода паролевым языком для "своих". Знание часто применяемых в компании сленговых слов помогает подростку легче вписаться в группу, быстрее освоится и наладить психологический контакт.

Молодежный сленг - многослойное явление. Основу его составляет совокупность выражений и слов, которыми пользуются практически все подростки и юноши. Следом идут слова специфические, которые употребляют отдельные группы молодежи. В больших городах молодежь преимущественно использует в разговорной речи англицизмы, в провинции и в сельской местности в ходу блатная лексика и вульгаризмы. Третий слой составляют специфические слова и выражения, различные у разных социально-демографических слоев молодежи. Сленг разных юношеских групп отличается по своей экспрессивности: где-то он весьма агрессивен, а где-то подчеркнуто ироничен. Наиболее распространенными местами молодежных тусовок являются музыкальные клубы, дискотеки, рок-клубы. Непринужденная атмосфера таких мест способствует сплочению и интенсивному общению юношей и девушек. В молодежной среде неосведомленность в музыке, незнание популярных групп, музыкантов, их репертуара воспринимается как отсталость. Обладание новыми известными альбомами и дисками, так же как и посещение концертов, способствует повышению престижа подростка в его компании.

Конечно, отнюдь не все молодые люди соблюдают базовые нормы и ценности, которые присущи всем людям. В идеале этика современной молодежи выглядит примерно так, как она описывается в "Кодексе этики современной молодежи" Вадима Алейникова (г. Владивосток):

1) Люби! Самая большая ценность, которая есть у каждого человека, это умение любить и быть любимым. Любить, значит, уметь сдерживаться и прощать. Любить, значит, уважать чужие чувства и идти навстречу.

2) Будь честен! Честное имя стоит гораздо больше, чем даже очень много денег, заработанных обманным путем. Быть честным - значит, быть уверенным в себе. Если хочешь всегда быть правым, говори правду. Этим самым ты сделаешь честь самому себе.

3) Сохраняй достоинство.

Достоинство - это не только и не столько внешние атрибуты, сколько внутреннее ощущение и состояние души.

4) Уважай! Уважение приходит само безо всяких требований: человека уважают не потому, что ему так захотелось; а потому, что он, действительно, этого заслужил. Поэтому глупо просто требовать от кого-либо уважения.

5) Трудись! Есть только один честный и единственно верный способ обеспечить свою жизнь и жизнь своих близких - трудиться. Главное - поставить для себя четкие цели, и тогда работа будет точно приносить радость: ведь в этом случае каждый рабочий день - это еще один шаг навстречу мечте.

6) Будь патриотом! Быть патриотом - это нормальное состояние для любого человека. Ненормально, когда человек не любит или плохо отзывается о своей родной стране.

7) Откажись от лишнего. Вредные привычки - всегда лишние, они мешают успеху, счастью, движению вперед.

8) Делай выбор. Никогда не слушай тех, кто говорит, что от тебя ничего не зависит в этой жизни. Конечно, обстоятельства и случайности оказывают влияние на каждого из нас, но всё же главное - это мы сами.

9) Дружи. Дружба делает каждого человека богаче: эмоционально, духовно.

10) Будь милосерден. Милосердие лежит в самой природе человека: помочь маме помыть посуду, погладить по голове своего ребенка - ведь это тоже милосердие!

11) Сохраняй оптимизм. Не верь тем, кто говорит, что тебе что-то не по силам. Если тебе не повезло, ты тоже должен радоваться: теперь ты получил самое ценное - опыт, который обязательно пригодится в будущем.

12) Будь молодым! Молодость - это смелость. Быть молодым, значит, уметь совершать смелые поступки и делать новые открытия.

Все эти пункты являются незыблемым фундаментом "правильного" поведения молодых людей, которое приемлемо по отношению к окружающим.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие профессиональные кодексы Вы знаете?
  2. Какова главная функция профессионального кодекса?
  3. Какие нормы включает в себя Кодекс современного человека?

Рекомендуемая литература:

Основная:

Основная:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. - -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика: Кредитно-модульный курс [Текст]: учебное пособие: / Е.А. Подольская;.- М.; Ростов н/Д.: "Дашков и К"; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст]: учебник: / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова.- 2-е изд., испр. и доп..- М.: ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Дополнительная:

1. Аристотель Этика [Текст]: научно-популярное издание/ Аристотель. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010.- 492 c.

2.Армстронг, М. Практика управления человеческим ресурсами [Текст]: 10-е изд./ Пер.с анг. Под ред. С.К.Мордовина. – СПб.: Питер, 2009. -848с.: ил. – (Серия «Классика МВА»). ГРИФ

3.Беляцкий, Н.П. Управление персоналом [Текст]: учебник / Н.П.Беляцкий. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010. – 448 с. ГРИФ

4.Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика [Текст]: учебник. – Москва: Проспект, 2010. – 688 с.

5.Психология и этика делового общения [Текст]: учебник/ Под ред. В. Н. Лавриненко.- 3-e изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 327 c.

6.Кошевая, И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

7.Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; По ту сторону добра и зла [Текст]: прочее/ Ницше, Ф.; Пер. с нем.; Вступ. ст. Е. Парнова.- М.: Книжный Клуб Книговек, 2011.- 576 c.- (Канон философии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: