Плоскостопие

Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением ее сводов.

В анатомическом строении стоп различают два свода – продольный и поперечный. Продольный свод образуется костями, расположенными в направлении от пяточной кости к пальцам; поперечный свод – костями, расположенными в переднем отделе стопы. При уплощении продольного овода плоскостопие называется продольным, при уплощении поперечного свода – поперечным.

В зависимости от причины различают врожденную плоскую стопу, рахитическую, паралитическую, травматическую и наиболее часто встречающуюся – статическую.

В результате приобретенного плоскостопия опускается медиальный край стопы, патологически растягивается связочный ее аппарат, изменяется положение костей. Мышцы-супинаторы, играющие наиболее важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.

Клиника. Повышенная утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня, снижение физической работоспособности. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются в области свода стопы, таранно-пяточно-ладьевидном суставе, при резком повороте стопы кнаружи – в области лодыжек. Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным, направленным на укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы. С этой целью применяется лечебная гимнастика, массаж, физиотерапия. Специальная обувь, стельки, стяжки способствуют поддержанию высоты сводов и корригируют положение пальцев. При наличии болевого синдрома лечение первоначально должно быть направлено на устранение болезненности.

Детям дошкольного возраста ношение супинаторов не показано.

Дети школьного возраста для нормальной установки стоп пользуются ортопедической обувью с выкладкой сводов и поднятием внутреннего края пятки. При лечении подростков с выраженным плоскостопием и резкими болевыми ощущениями обычно начинают с наложения гипсовых повязок с супинированной стопой. Затем назначают ношение ортопедической обуви, лечебную гимнастику, массаж.

Лечебную физкультуру назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной сферы, увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышение физической работоспособности и сопротивляемости. Задачи лечебной физкультуры:

• исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы;

• устранение пронированного положения пятки и супинационной контрактуры;

• воспитание и закрепление навыка правильной осанки.

В методике лечебной физкультуры сочетают специальные упражнения с общеразвивающими, проводимыми из соответствующих исходных положений.

Специальные упражнения направлены на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего отдела стопы; большеберцовой мышцы, длинных сгибателей пальцев, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и ротирующих голень кнаружи; длинного сгибателя пальца и коротких сгибателей пальцев, задней большеберцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода.

Упражнения следует выполнять с чередующимся сокращением и расслаблением мышц, в дальнейшем рекомендуется включать упражнения со статической нагрузкой.

В начале лечебного курса используют выполнение упражнений из исходных положений лежа и сидя, разгрузку стоп, сочетание их с массажем. Достигается выравнивание тонуса мышц голени. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используют упражнения в специальных видах ходьбы на носках, пятках, наружном крае стопы, с параллельной установкой стоп. При проведении гимнастики должны быть использованы снаряды, форма которых также способствует моделированию свода стопы, – мяч, двусторонняя наклонная поверхность и другие приспособления, дающие возможность устанавливать стопу в положении супинирования пяточной кости и пронирования переднего отдела. Занятия следует проводить с обнаженными стопами или в мягких, сшитых из материи, туфлях.

Все специальные упражнения включаются в содержание занятий вместе с общеразвивающими в возрастающей дозировке. Перед занятиями целесообразно проведение массажа стоп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: