Нарушение осанки у детей
У новорожденного ребенка позвоночный столб имеет форму дуги, обращенной выпуклостью назад. В процессе развития статических функций у ребенка появляются физиологические кривизны позвоночника. Так, когда ребенок начинает держать голову формируется шейный лордоз (изгиб вперед), сидеть – грудной кифоз (изгиб назад), стоять и ходить – поясничный лордоз. Окончательная осанка, свойственная данному человеку, формируется только с наступлением половой зрелости.
Под осанкой понимается привычное держание тела в положении стоя. Понятие о характере осанки слагается из учета положения головы, пояса верхних конечностей, конфигурации позвоночника, угла наклона таза и оси нижних конечностей.
Патологическая осанка – это функциональное, нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое может быть исправлено самим ребенком путем напряжения мышц.
Развитию патологической осанки способствуют:
• слабое развитие мышечной системы (особенно спины и живота);
• отсутствие систематической физической тренировки;
• кровать с мягкой подстилкой;
• дефекты зрения;
• неудобная мебель, школьные парты, не соответствующие возрасту ребенка.
•
Характерными симптомами являются слабо развитые мышцы, разный уровень стояния лопаток и плеч, непостоянная сколиотическая дуга (отсутствует торсия позвонков).
Различают виды патологической осанки:
• сутулость;
• круглая спина;
• плоская спина;
• кругловогнутая спина.
Профилактика патологической осанки должна начинаться с первых месяцев после рождения и постепенно включать новые средства и методы физической культуры, свойственные возрасту и развитию ребенка. Необходимо использовать различные средства закаливания, особенно воздушные ванны, обтирания.
Основной метод лечения патологической осанки – лечебная гимнастика, задачами которой являются: всестороннее физическое развитие, обеспечивающее правильное держание тела; развитие координации движений; воспитание нормальной осанки.
Дети с нарушением осанки должны заниматься лечебной гимнастикой дома, получив подробные указания у инструктора лечебной физкультуры. При резкой форме нарушения осанки занятия лучше проводить в кабинете лечебной физкультуры группами по 10–12 человек.
Показаны плавание, гимнастика, лыжи. Не рекомендуются занятия в секции гребли и велоспорта.
Основные положения для правильного методического построения занятий у детей с нарушенной осанкой:
• при плоской спине определяется слабое развитие всей мускулатуры, нормальная или избыточная подвижность позвоночника. Основной целью занятий в группе детей с такой патологией является равномерное укрепление всей мускулатуры. Специальные упражнения выполняются из исходного положения лежа;
• при сутулой спине занятия направлены на увеличение подвижности позвоночника, на укрепление мышц спины, на увеличение угла наклона таза. Специальные упражнения выполняются из исходных положений лежа и в висе;
• при кругловогнутой спине основное внимание обращается на уменьшение кривизны позвоночника. Занятия направлены на уменьшение подвижности позвоночника, на укрепление мышц живота, ягодичных мышц. Специальные упражнения выполняются из исходных положений лежа и в висе.