Методика лечебной физкультуры в детском возрасте

Методика лечебной физкультуры представляет собою совокупность практических приемов применения лечебных средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач. Методика определяется прежде всего целями и задачами лечения; лишь после уточнения этих задач приступают к подбору средств, выбору оптимальной формы их применения, определению дозировки физической нагрузки и т.д.

Задачи лечебной физкультуры. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы. В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, характерными для основного процесса, а развивающейся индивидуальной картиной болезни и изменениями других органов и систем (например, предупреждение деформаций опорно-двигательного аппарата у больного пневмонией ребенка раннего возраста с сопутствующим рахитом).

Подбор средств лечебной физкультуры. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Подбор средств лечебной физкультуры осуществляется с учетом лечебных задач, возраста больного и особенностей его психомоторного развития.

Подбор средств лечебной физической культуры в соответствии с лечебными задачами.

• Специальные – задачи, характерные только для данного заболевания. Средства лечебной физкультуры подбираются с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия.

• Общие – задачи, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы и т.д., встречающиеся, как правило, у детей при многих заболеваниях. Средства лечебной физкультуры подбираются с учетом механизмов стимулирующего и нормализующего действия, при этом лечебный эффект проявляется во всем организме. Чаще всего используются физические упражнения общеразвивающего характера, общий массаж, подвижные игры.

Применение лечебной физкультуры у детей свидетельствует о том, что эффект очень мал или вовсе отсутствует при изолированном использовании специальных средств. Более того, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигнуто только благодаря применению упражнений, дающих общефизиологический эффект.

Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного. Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры у детей. Чтобы избежать ошибок в выборе средств лечебной физкультуры необходим последовательный анализ физических упражнений, массажа, подвижных игр сначала по лечебным задачам, а затем по возрасту ребенка. Отобранные таким образом средства должны быть дополнены упражнениями, нужными для тренировки имеющихся у ребенка двигательных навыков (для детей раннего возраста – ползания, поворотов, изменений положения туловища и т.д.; для детей старших возрастов – навыка осанки, ходьбы, бега, метания и т.п.), если они адекватны назначенному ребенку режиму.

Подбор средств с учетом психомоторного развития, задержка которого наблюдается нередко у ребенка в связи с болезнью. Врач и инструктор не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности отстающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают последовательность восстановления этого двигательного навыка.

Дозировка физической нагрузки – это суммарные физиологические «затраты» организма больного ребенка на мышечную работу при выполнении физических упражнений.

Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия.

Изменение величины мышечного усилия может быть достигнуто за счет длины рычага в том или ином сегменте конечности, участвующем в движении: отведение согнутой или разогнутой в локтевом суставе руки, поднятие выпрямленных или согнутых в коленях ног. При подборе упражнений и их описании необходимо точно указывать амплитуду и траекторию движения в суставах, предусматривая соответствующую нагрузку, например, отведение рук в сторону, назад, до угла 45°, уровня плеча и т.д.

Приемы отягощения и сопротивления используют в тех случаях, когда необходимо увеличить нагрузку на группу мышц, анатомические возможности которой уже исчерпаны (эспандеры, резиновые эластичные полосы, гантели, простые и набивные мячи, гимнастические палки и т.д.).

Для уменьшения физической нагрузки используются приемы облегчения и помощи. Наиболее простой из них – это помощь самого инструктора, поддерживающего конечность. Уменьшение мышечного усилия при выполнении упражнений может быть достигнуто изменением силы трения. Для этого используют катящиеся платформочки, скользкие поверхности, туго натянутую простыню, подвешивание на блоках, на которые укладывается конечность.

Для степени напряжения работающих мышц и суммарной физической нагрузки имеет значение исходное положение, которое способствует уменьшению или увеличению мышечной работы при выполнении упражнения в зависимости от того, совпадает или нет траектория движения сегмента тела с силой тяжести. В ряде случаев исходное положение, сохраняемое ребенком, вызывает большие физиологические сдвиги, чем само упражнение.

Темп и ритм движений. Более быстрый темп позволяет в единицу времени выполнить большее число упражнений, а, следовательно, получить и большую нагрузку. В то же время следует принимать во внимание большую физиологическую нагрузку при однократном выполнении упражнений с вовлечением крупных мышц в медленном темпе и меньшую при тех же упражнениях в быстром темпе.

Время выполнения. Общая продолжительность занятий увеличивается по мере выздоровления ребенка, с переходом от одного двигательного режима к другому. Длительность применения средств лечебной физкультуры изменяется с возрастом больных.

Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую.

Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп.

Число повторений – не более 3–4, темп выполнения упражнений – медленный или средний. Исходные положения – с большой площадью опоры, облегчающие движения. Исключаются упражнения с отягощением и сопротивлением. Нагрузка уменьшается также за счет увеличения пауз между упражнениями, включения упражнений в расслаблении и дыхательных. У детей раннего возраста, а в некоторых случаях и у старших, между упражнениями включается массаж.

Применяется в активной фазе заболеваний, при наличии признаков недостаточности отдельных функций, а также в начальном периоде курса лечебной физкультуры при травмах и заболеваниях у детей.

Лечебные задачи – компенсация функции, восстановление трофики поврежденных тканей и органов.

Средняя нагрузка – применяются физические упражнения для всех мышечных групп, число повторений до 8–10. Помимо хорошо знакомых, вводятся новые упражнения. Увеличивается амплитуда движений, применяются приемы отягощения и сопротивления. Темп – средний и быстрый, паузы между упражнениями уменьшаются, плотность занятий увеличивается. Исходные положения различные, в том числе и с уменьшенной площадью опоры, увеличивающей статистическую нагрузку.

Для поддержания нагрузки средней интенсивности используют ходьбу, в дальнейшем бег и подскоки, у детей раннего и дошкольного возраста – лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления.

Применяется в фазе обратного развития острых заболеваний, начала ремиссии хронических болезней.

Лечебные задачи – восстановление нарушенной адаптации отдельных систем и организма в целом к физической нагрузке бытового характера, школьным нагрузкам, а также нормализация пораженных функциональных систем.

Большие (субмаксимальные и максимальные) нагрузки. Используются в основном упражнения для крупных мышц со значительной амплитудой, в среднем и быстром темпе, с применением различных приемов отягощения, ci также быстрая ходьба, бег, прыжки. В некоторых случаях допустимы игры типа эстафет и т.д.

Применяются в периоде остаточных явлений при заболеваниях и травмах, чаще всего на заключительных этапах реабилитации.

Примерные комплексы физических упражнений после предварительного их разучивания могут выдаваться на руки родителям и детям для самостоятельных занятий лечебной гимнастикой в домашней обстановке.

Способы проведения занятий лечебной физкультурой. Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом.

Индивидуальные занятия проводятся со всеми детьми на первом году жизни, а иногда и в более старшем возрасте, когда другие способы проведения занятий неприемлемы. Индивидуально проводятся занятия в остром периоде заболеваний внутренних органов, при параличах и парезах. Выбор индивидуального способа проведения занятий определяется в первую очередь наличием индивидуальных лечебных задач, не совпадающих с задачами лечения других больных, что не позволяет их объединить.

Малогрупповые и групповые занятия проводятся с несколькими детьми, находящимися на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные лечебные задачи. В некоторых случаях объединение больных в одной группе возможно, если у близких по возрасту детей большая часть специальных и общих средств лечебной физкультуры, подобранных для решения задач, аналогична, даже если эти задачи и не совпадают.

Данный способ проведения занятий наиболее эффективен, так как позволяет воздействовать сразу на большое количество больных детей, при этом рационально расходуется рабочее время инструктора, а сами занятия приобретают необходимую в детском возрасте эмоциональную и педагогическую насыщенность.

Построение занятия по частям:

1. Вводная часть – подготовка к повышенному уровню нагрузки. С помощью таких методических приемов, как построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию, обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами.

При занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста используется ходьба и ее варианты, легкий бег, прыжки. У детей раннего возраста применяются массаж, пассивные и элементарные активные гимнастические упражнения для конечностей.

2. Основная часть – решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, реже – приемы массажа.

3. Заключительная часть – физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится больной. Упражнения, приемы массажа, используемые в заключительной части, должны способствовать ускорению процессов восстановления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: