Раздел 5. МЕХАНИЗММАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Тема 5.1: Содержания, формы и методы экономики на макро уровне.
Цепи государственного регулирования и социально экономической политики государства:
1) экономический рост;
2) полная занятость;
3) экономическая эффективность;
4) экономическая свобода;
5) обеспеченность нетрудоспособных и малоимущих;
6) стабильный уровень цен;
7) баланс во внешнеэкономических связях (импорт не превышает экспорт).
Основные направления государственного регулирования:
1) административно правовое;
2) управление важнейшими сферами жизни общества;
3) государственные заказы (на импортные закупки, на оборудование, на разработку оборонной промышленности) и государственные программы (пенсионные, по выходу в космос, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.п.);
4) финансовая политика;
5) кредитно - денежная политика;
6) социальная политика.
Административно – правовое регулирование проявляется в создании государством правовых основ экономики, к которым относятся: право и формы собственности, правило хозяйственной деятельности, регулирование трудовых отношений, установление минимальных размеров зарплат и пенсий, защита прав потребителей.
|
|
Управление важнейшими сферами общества проявляется в проведении государством антимонопольной политики и непосредственное государственное управление объектами и сферами: оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение и прочие объекты государственной собственности.
Финансовая политика государства.
Финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.
В финансовой политике прослеживаются две линии:
1) бюджетная
2) фискальная
Перекрёстком этих линий является государственный бюджет. Государственный бюджет является главным звеном в финансовой политике и важнейшим инструментом макрорегулирования.
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы формируются за счёт хозяйственной деятельности и налогов, а расходы за счёт государственных закупок товаров и услуг и выплат (пенсии, субсидии, зарплата, дотации – трансфертные платежи).
В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают:
1) сбалансированный (Р = D)
2) дефицитный (D <P)
3) профицитный (D > P)
Основные пути решения проблем дефицита государственного бюджета:
1) сокращение расходов
2) увеличение доходов
3) денежная эмиссия (выпуск необеспеченной товарами денежной массы)
|
|
4) государственные займы
При этом государственные займы образуют государственный долг, т.е. сумму задолжности государства по непогашенным внутренним и внешним займам.
Фискальной называется политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета. При этом налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Основные виды налогов группируются по признакам:
I. Объекты налогообложения:
1) налоги на доходы;
2) на имущество;
3) на расходы.
II. Способы взимания:
1) прямые (подоходный и поимущественный);
2) косвенные (акцизы, таможенные пошлины);
III. Способы определения размера налога;
1) пропорциональные;
2) прогрессивные;
IV. Уровни налогообложения;
1) общенациональные;
2) региональные
3) местные
V. Порядок использования;
1) общие;
2) целевые.
Функции налогов:
1. Фискальная – налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны, при этом следует учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. При определённой высоте налоговой ставки и после её увеличения сдерживается экономическая активность общества и делается более предпочтительней жизнь на пособия, а не на доходы от своей деятельности. В результате налоговая база сокращается, соответственно и объём налоговых поступлений.
2. Регулирующая – снижая или повышая налоги государство стимулирует или сдерживает развитие определённых сфер экономики.
3. Перераспределительная – заключается в том что собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ. Например на развитие сельского хозяйства, нации, социальной сферы, защиту окружающей среды и прочее.