Фискальная политика, виды и функции налогов, кривая Лаффера

Раздел 5. МЕХАНИЗММАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Тема 5.1: Содержания, формы и методы экономики на макро уровне.

Цепи государственного регулирования и социально экономической политики государства:

1) экономический рост;

2) полная занятость;

3) экономическая эффективность;

4) экономическая свобода;

5) обеспеченность нетрудоспособных и малоимущих;

6) стабильный уровень цен;

7) баланс во внешнеэкономических связях (импорт не превышает экспорт).

Основные направления государственного регулирования:

1) административно правовое;

2) управление важнейшими сферами жизни общества;

3) государственные заказы (на импортные закупки, на оборудование, на разработку оборонной промышленности) и государственные программы (пенсионные, по выходу в космос, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.п.);

4) финансовая политика;

5) кредитно - денежная политика;

6) социальная политика.

Административно – правовое регулирование проявляется в создании государством правовых основ экономики, к которым относятся: право и формы собственности, правило хозяйственной деятельности, регулирование трудовых отношений, установление минимальных размеров зарплат и пенсий, защита прав потребителей.

Управление важнейшими сферами общества проявляется в проведении государством антимонопольной политики и непосредственное государственное управление объектами и сферами: оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение и прочие объекты государственной собственности.

Финансовая политика государства.

Финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.

В финансовой политике прослеживаются две линии:

1) бюджетная

2) фискальная

Перекрёстком этих линий является государственный бюджет. Государственный бюджет является главным звеном в финансовой политике и важнейшим инструментом макрорегулирования.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы формируются за счёт хозяйственной деятельности и налогов, а расходы за счёт государственных закупок товаров и услуг и выплат (пенсии, субсидии, зарплата, дотации – трансфертные платежи).

В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают:

1) сбалансированный (Р = D)

2) дефицитный (D <P)

3) профицитный (D > P)

Основные пути решения проблем дефицита государственного бюджета:

1) сокращение расходов

2) увеличение доходов

3) денежная эмиссия (выпуск необеспеченной товарами денежной массы)

4) государственные займы

При этом государственные займы образуют государственный долг, т.е. сумму задолжности государства по непогашенным внутренним и внешним займам.

Фискальной называется политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета. При этом налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Основные виды налогов группируются по признакам:

I. Объекты налогообложения:

1) налоги на доходы;

2) на имущество;

3) на расходы.

II. Способы взимания:

1) прямые (подоходный и поимущественный);

2) косвенные (акцизы, таможенные пошлины);

III. Способы определения размера налога;

1) пропорциональные;

2) прогрессивные;

IV. Уровни налогообложения;

1) общенациональные;

2) региональные

3) местные

V. Порядок использования;

1) общие;

2) целевые.

Функции налогов:

1. Фискальная налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны, при этом следует учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. При определённой высоте налоговой ставки и после её увеличения сдерживается экономическая активность общества и делается более предпочтительней жизнь на пособия, а не на доходы от своей деятельности. В результате налоговая база сокращается, соответственно и объём налоговых поступлений.

2. Регулирующая – снижая или повышая налоги государство стимулирует или сдерживает развитие определённых сфер экономики.

3. Перераспределительная заключается в том что собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ. Например на развитие сельского хозяйства, нации, социальной сферы, защиту окружающей среды и прочее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: