Цена и ее формирование

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а следовательно, цены и стоимости.

При формировании оптовых цен на промышленную продукцию используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативная прибыль, налог на добавленную стоимость. Следует отметить, что текущие издержки производства являются основополагающими при установлении цен, но на этом процедура ценообразования не завершается. Каждый производитель, естественно, стремится к снижению текущих издержек производства на изготовление своей продукции.

Оптовая цена предприятия это цена, при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции, как произведение цены на количество реализованного товара.

Разница между оптовой ценой предприятия и себестоимостью продукции отражает прибыль, которая определяется на единицу продукции и на годовой объем производства. Оптовая цена предприятия определяется по формуле:

Цопт.пред = с (1 + Рз),

где с - полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Рз - уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т. е. прибыль, полученная от реализации годового объема продукции, приходящаяся на 1 руб. годовых текущих затрат:

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость:

Цопт.пром = Цопт.пред + (Цопт.лред - мз) ´ НДС + Псб + Зсб,

где мз - стоимость материальных затрат на единицу продукции;

НДС - налог на добавленную стоимость;

Псб, Зсб - прибыль и затраты сбытовых организаций.

Розничная цена - цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций, плановой прибыли и НДС:

Цр = (Цопт.пром + Зр + Пр)НДС,

где Зр; Пр - текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций.

При рыночной экономике используются различные цены. Влияние государства на систему ценообразования - одна из форм регулирования цен.

Оптовая или розничная цена устанавливается по договоренности между производителем и покупателем продукции. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров.

Верхняя граница договорной цены регулируется законом соответствия спроса и предложения, нижняя - устанавливается по текущим затратам.

Цена номинальная (условная) устанавливается при отсутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потребности потребителей; розничная - на продукцию, реализуемую в личное потребление небольшими партиями.

Скользящая цена не устанавливается окончательно. Сначала согласовывается базисная цена, которая может быть скорректирована при изменении составляющих цены к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с последующей фиксацией, которая устанавливается в процессе исполнения договора между покупателем и продавцом. В условиях договора определяется правило фиксации цены или ее согласования между поставщиком и потребителем.




double arrow
Сейчас читают про: