Основные тенденции мирового экономического развития на рубеже ХХ – ХХ1 вв

Особенности экономического развития ведущих капиталистических стран Запада в послевоенный период.

Научно-техническая революция и структурные сдвиги в экономике развитых стран Запада.

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Создание системы международных экономических учреждений. Государственное регулирование экономики.

1. Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны…

Уже на завершающем этапе Второй мировой войны стали очевидны многие проблемы послевоенного урегулирования и развития мира. Во-первых, рушилась колониальная система, а на ее обломках создавались независимые государства.

Во-вторых, страны антигитлеровской коалиции были далеко неоднородны как по своему общественно – политическому устройству, так и в достижении конечных целей.

В-третьих, очевиден совершенно новый феномен в послевоенной жизни: концентрация решающей политической, экономической и военной мощи в руках двух сверхдержав – СССР и США. Страны, считавшиеся до 1939 г. «великими державами», опустились на ступеньку ниже – до уровня «средних держав». Так, события 1940 г. во Франции показали, что эта страна не в состоянии гарантировать себе безопасность и тем самым утратила статус великой державы. Великобритания вынужденно уступала своё господство на Ближнем и Среднем Востоке (стратегически важном и богатейшем по запасам нефти регионе земного шара) США.

Влияние в мировой политике и экономике таких великих держав, какими действительно были Германия и Япония, за 1939 – 1945 гг. было утрачено.

Вторая мировая война значительно усилила военную и экономическую мощь США. Если в 1939 г. регулярная армия страны насчитывала всего 185 тыс. человек, то в конце 1943 г. общая численность ее сухопутной армии и военно-морского флота превысила 10 млн. человек. К тому же с 1945 г. США стали обладателем атомной бомбы и лидером капиталистического мира.

С другой стороны, в ходе войны стала очевидной и сила СССР, а после победы значительно расширилась его территория и зона прямого политического влияния в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии.

Таким образом, уже в 1945 г. мир становится биполярным, и вплоть до начала 1990-х годов идет необъявленное соревнование двух общественно – экономических систем. В этот же период проявляется очевидное противоречие между двумя тенденциями мирового развития. Одна из этих тенденций выражалась в стремлении двух сверхдержав, СССР и США, к мировому господству с привлечением на свою сторону как можно большего числа союзников, что неуклонно подталкивало человечество к новой мировой войне. С другой стороны, бурно развивался процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, и мировое сообщество не на словах, а на деле становилось все более единым.

Однако возникновение вокруг каждой из сверхдержав союзнических военно-оборонительных блоков (в 1949 г. – Северо-Атлантического Союза (НАТО) под патронажем США, а в 1955 – просоветского Варшавского Договора), начавшаяся между ними «холодная война» отвлекали огромные материальные ресурс и финансовые средства от решения насущных задач хозяйственного развития. Но исход этой «войны», в конце концов, решился в сфере экономики, а выработка программы послевоенного мирового экономического порядка приобрел первостепенное значение.

Причины и итоги Второй мировой войны, а также идеологическое отчуждение и военное соперничество между капиталистическим Западом, во главе с США, и социалистическим Востоком, во главе с СССР настоятельно диктовали необходимость создания эффективных международных организаций и учреждений, призванных определять и направлять мировой политический и экономический процессы. Эту роль призвана была выполнять Организация Объединенных Наций, учрежденная конференцией представителей 51 государства (включая и Беларусь) в Сан-Франциско 16 июня 1945 г.

В рамках ООН начали действовать экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Его полномочия и функции определены в главе Х Устава ООН. Главная цель ЭКОСОС – развитие международного сотрудничества в экономической, социальной и культурных сферах. Важной экономической организацией ООН является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая была образована в 1964 г. в качестве одного из постоянных органов Генеральной Ассамблеи ООН. Деятельность этой структуры направлена на развитие международной торговли в целях экономического прогресса, и в первую очередь развивающихся стран.

В системе ООН был создан ряд специализированных организааций.

В их числе: Продовольственная и сельскохозяйственная организация(ФАО,1945 г.), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.) и др.

В систему ООН вошли ранее существовавшие специализированные учреждения (например, Международная организация труда, созданная в 1919 г., Международный союз электросвязи – основан в 1865 г.; Всемирный почтовый союз –1874 г. и др.), а также были созданы новые институты, на которые возлагалась задача регулирования международного экономического сотрудничества, международной экономической жизни.

В 1944 г. был создан Международный валютный фонд, основная задача которого заключалась в предоставлении займов странам – членам фонда при возникновении дефицита платежного баланса (от которого и зависит в конечном счете обменный курс валют). Формально МВФ – специализированное учреждение ООН, а фактически полностью независим в своих действиях. В системе ООН функционирует Международный банк реконструкции и развития, образованный в 1944 г.

В октябре 1947 г. на конференции 23 стран в Женеве было принято ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Задача ГАТТ состояла в борьбе с протекционизмом и достижении наибольшей открытости рынков в интересах экономического роста. Неуклонное развитие национальных экономик и международной торговли объективно привело к тому, что в 1995 г. на основе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

Характерная особенность в хозяйственной жизни стран Запада в первые послевоенные годы – активное для мирного времени влияние государства на развитие экономики. В разоренной Европе частный капитал был не в состоянии без поддержки государства обеспечить восстановление экономики, осуществить реконверсию, обеспечить финансирование научно-технических разработок, укоренить их на производстве.

На национальном уровне в ряде стран расширяется государственный сектор в экономике, формируется целенаправленная политика со стороны государства. В первую очередь были национализированы нерентабельные или близкие к банкротству предприятия и монополии, где требовались большие капиталовложения по их спасению. Государство брало на себя создание инфраструктуры капиталистической экономики (строительство государственных дорог, мостов, портов, и т.д.), строительство предприятий оборонной промышленности, рудников, шахт, Распространившаяся на низко рентабельные либо стратегически важные отрасли национализация позволила частному капиталу уйти в более прибыльные производства.

Эти процессы наиболее характерны были для Франции и Англии. Так, во Франции в 1946 г. была проведена национализация угольной и газовой промышленности, электроэнергетики, в собственность государства перешли автомобильные заводы фирмы «Рено» и Французский банк. В Англии в 1946–1951 гг. национализации подверглись угольная, газовая отрасли, электроэнергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, Английский банк. При этом национализация частных предприятий осуществлялась на основе компенсации владельцам их потерь, как правило, путем предоставления им облигаций, которые национализированные предприятия должны были погашать и выплачивать проценты по ним в течение длительного времени. Все это привело к тому, что доля государства в капиталовложениях в экономику этих стран к концу 1940-х гг. достигла 55 – 60 % всех вложений. На государственном уровне стали решаться многие социальные вопросы, в том числе вопросы пенсионного обеспечения граждан.

За 1950 – 1960-е гг. государственное регулирование охватило все экономические и социальные процессы в большинстве ведущих стран и привело к созданию новой системы экономических отношений между частным сектором и государством. Именно сторонники Кейнса объявили, что с помощью государственного вмешательства мир придет к обществу всеобщего благоденствия, когда богатые достаточно стимулированы, чтобы динамично осуществлять инвестиции, а бедные постоянно наращивают свое благосостояние благодаря всеобщему экономическому росту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: