В экономической области

В области политической

В 1946 г. была принята новая конституция Японии (вступила в силу 3 мая 1947 г.), которая предусматривала парламентский режим и наличие многопартийной системы в стране. Резко ограничивалась власть императора. Конституция объявила об отказе Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов, не допускала формирования регулярной армии, кроме создания так называемых «сил самообороны». Была разрешена деятельность профсоюзов, восстановлена свобода печати, провозглашено право женщин на участие в парламентских выборах и т. д.

Важнейшими в экономическом отношении были две реформы.

Первая из них осуществлена в 1945 г.: был издан закон о ликвидации дзайбацу – национальных монополистических объединений, имевших замкнутый характер и контролировавшихся одной семьей. Создавалась предпосылка демократизации хозяйственной деятельности в стране. Вторая значимая реформа – аграрная реформа 1946 – 1949 гг. Она носила буржуазный, антифеодальный характер. На основе реформы было ликвидировано крупное землевладение путем принудительной распродажи помещичьих латифундий бывшим крестьянам-арендаторам и организации фермерского хозяйства.

В центре внимания находились и другие вопросы, решения которых закладывали фундамент для будущего «японского чуда»: сбалансированный государственный бюджет; отказ от кредитования убыточных предприятий; стабилизация заработной платы; контроль эмиссии, цен, курсов национальных валют; расширение экспорта; отлаживание налоговой тактики (прямые прогрессивно-подоходные налоги); борьба с протекционизм; усовершенствование системы поставок продовольствия; помощь мелким и средним предприятиям; льготное субсидирование сельского хозяйства; привлечение иностранного капитала; упор на развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, авангардных технологий и т.д. Эффективность действий по разрешению этих проблем заключалась в их органическом единстве и комплексном подходе к их реализации.

В социальной сфере существенно менялся тип трудовых отношений в Японии. В 1947 г. был принят закон о трудовых нормах, который устанавливал восьмичасовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25 %-ю надбавку за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск. Новые законы о труде провозглашали свободу профсоюзной деятельности, а также касались охраны и гигиены труда, условий труда подростков, женщин, страхования по болезни, безработице, взаимоотношений между предпринимателями и работниками.

В 1947 г. в Японии была осуществлена реформа образовательной системы. С этого времени подготовка специалистов с высоким уровнем научно-технического образования стала одной из важнейших задач государственной политики.

В течение 1950-х гг. Япония, потерпевшая поражение во Второй мировой войне, настолько хорошо включилась в мировую экономику, что стала одним из главных победителей в экономическом соревновании великих держав. Олимпийские игры, организованные в Токио в 1964 г., продемонстрировали всему миру колоссальные возможности японской промышленности. К концу 1960-х гг. Япония стала третьей экономической державой, вплотную приблизившись по ряду показателей к США и СССР.

К 1990 г. промышленное производство Японии выросло по сравнению с уровнем 1938 г. в 21,1 раза.

Интенсивная структурная перестройка, проходившая в Японии в последнюю четверть XX в., переросла в информационную революцию – выдвижение на первый план информационного и человеческого факторов. Правительство страны ведет интенсивный поиск путей и методов новых факторов экономического роста.

Основные слагаемые хозяйственных успехов Японии после Второй мировой войны можно свести к следующему:

1) особый характер и особые условия обновления основного капитала:

– высокая степень разрушений в годы войны потребовала максимального обновления основного капитала;

– обновление, техническое переоснащение промышленности происходило не во время восстановления, а позже и, естественно, на более высоком техническом уровне. Уже со второй половины 1950-х гг. промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие. Это означало ускоренное развитие новых отраслей – автомобильной, электротехнической, производства синтетических материалов. С середины 1960-х гг. начинается второй этап технического перевооружения японской промышленности – переход к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям. Для Японии стало характерным широкое приобретение у других стран их научно-технического опыта, покупка патентов и лицензий.

2) особая форма государственного регулирования экономики. В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов, через государственный бюджет проходит примерно 30 % валового национального продукта. Государство охраняло промышленность от внешней конкуренции, ограждало от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы;

3) высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. До сих пор в хозяйство Японии инвестируется около трети валового национального продукта.

4) сравнительно низкий удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции.

5) патернализм (идея социального партнерства);

6) низкие военные расходы. Согласно 9-й статье японской конституции, военные расходы страны не могут превышать 1 % валового национального продукта.

К началу XXI в. Япония превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира – США и Западной Европе. Благодаря достижениям технологической мысли в таких областях, как автомобилестроение, электроника, новые материалы и т. д., японские промышленные корпорации являются грозными конкурентами для американских и западноевропейских предприятий.

Однако в последнее десятилетие ХХ в. страну поразил экономический кризис, который совпал с четырехлетней депрессией мировой экономики. Не обошел Японию и экономический кризис 2007-2008 гг. Страна переживает болезненный переход от промышленной экономики к экономике услуг. Но история «японского чуда» позволяет надеяться на то, что этот переход будет успешным.

3.3. Особенности экономического развития Германии

На Крымской и Потсдамской конференциях союзных держав было решено проводить по отношению к Германии, несмотря на ее разделения на зоны оккупации, единую политику и основываться на общих для всех зон принципах:

– демилитаризации;

– денацификации;

– демократизации;

– демонополизация.

В сентябре 1949 г. в американо-англо-французской зоне была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ). Вслед за этой акцией на территории советской оккупационной зоны 7 октября 1949 г. была провозглашена Германская Демократическая Республика. Восстановление и дальнейшее развитие хозяйства ФРГ будет осуществляться в рамках западной рыночной модели, ГДР – по модели Советского Союза.

Таким образом, состоявшийся вариант политического решения германского вопроса, вытекающего из итогов Второй мировой войны, заложил основы экономического состязания и политического противостояния «Восток–Запад», которое будет продолжаться десятилетиями и закончиться в конце концов объединением Германии на экономической платформе Западной Германии. Германское «экономическое чудо» до сих пор привлекает пристальное внимание и практиков и теоретиков хозяйственного строительства.

Поражение в войне, 13 миллионов погибших, раненых, попавших в плен и пропавших без вести, расчленение территории государства, недавно претендовавшего на мировое господство, нанесло немцам большую морально – психологическую травму. Не менее удручающим положение было в экономике. Глубочайшим кризисом были охвачены практически все отрасли хозяйства, разрушенного войной. Уровень ВВП едва достигал 50 % от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полностью была дезорганизована система товарно-денежных отношений.

В тяжелейшем состоянии оказалось сельское хозяйство, которое было отброшено в своем развитии примерно на 30 лет назад.

Быстрое восстановление и развитие экономики Западной Германии рассматривалось оккупационными властями как первоочередная задача.

Только по плану Маршалла ФРГ до 1951 г. получила 2,422 млрд. долл., что в два-три раза больше других западноевропейских государств. Уже в 1949 г. западные державы прекратили демонтаж предприятий тяжелой промышленности и разрешили возрождение крупнейших монополий.

Главным идеологом и архитектором экономического возрождения Западной Германии был профессор Людвиг Эрхард (1897 – 1977 гг.) – директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации (1948 г.), министр народного хозяйства ФРГ (1949 – 1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963 – 1966 гг.

В его программе восстановления и развития германской экономики доминировала неолиберальная теория «социального рыночного хозяйства», где сочетались свобода потребления, предпринимательства, распоряжения частным имуществом, свобода заключения договоров и т. д. с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

С его точки зрения, главная цель деятельности национальной экономики должна состоять в том, чтобы на базе высоко эффективной и гибкой экономической системы, основанной на конкуренции, добиваться социального прогресса. Этот предельно для того времени либеральный подход опирался не только на сложившиеся реалии послевоенной Германии с максимально ослабленным государством и политикой демократизации, демилитаризации, денационализации и денацификации оккупационных властей, но и на ортолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков. Данная концепция использовалась в качестве официальной доктрины ФРГ, теоретической основы для будущего «немецкого экономического чуда». О создании модели «социального рыночного хозяйства», как главной задачи экономической политики ФРГ заявил канцлер К. Адэнауэр.

Первым и важнейшим шагом на пути реализации этой концепции явилась чрезвычайно жесткая и оперативно проведенная в июне 1948 г.денежная реформа, что позволило значительно снизить инфляцию, сбалансировать товарную и денежную массы.

Государство проявляло повышенное внимание к развитию мелкого и среднего предпринимательства. На свободу данного вида деятельности была направлена кредитная и налоговая политика. Предпринимательство одновременно решало несколько важных задач: во-первых, повышало занятость населения; во-вторых, сокращало дефицит на потребительском рынке; в-третьих, способствовало большей наполняемости бюджета страны.

В 1952 г. был принят Закон об инвестиционной помощи производству, обязывающей отрасли второго подразделения производить целевые инвестиционные отчисления в пользу горно-металлургического, энергетического секторов, водного хозяйства, федеральной железной дороги. Структурные инвестиции – доказательство использования планирования и управления со стороны государства.

Важными факторами возрождения и дальнейшего развития экономики Германии стали организация финансово-промышленных групп и взаимопроникновение промышленной и банковской деятельности, что всегда было характерным для Германии. Это позволяет промышленным предприятиям уменьшить свою зависимость от непредсказуемых действий биржевых спекулянтов, частных акционеров, от произвола основателей фирм. Поскольку капитал крупнейших фирм контролируется основными объединениями банков, то именно банкиры принимают решения о назначении руководителей предприятий, о стратегических направлениях их деятельности и о методах и объемах финансирования.

Возрождение и послевоенная модернизация экономики логично дополнилась аграрной реформой. Она была направлена на уменьшение политического и экономического влияния крупных земельных собственников. Тот факт, что через 15 лет после Второй мировой войны ФРГ вышла на первое место в Европе по уровню экономического развития, обогнав в хозяйственном отношении своих былых победителей, говорит о высокой эффективности и большой роли правовых, финансовых и социальных основ, которые были заложены в реформах рубежа 40-х – 50-х гг., ставших одновременно стартовой площадкой для «немецкого экономического чуда» 50-х – 60-х гг. ХХ в., когда ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10 -15%. К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта она уступала только США.

Среди факторов, способствовавших быстрому развитию экономики ФРГ, следует назвать следующие:

– западная часть Германии всегда была индустриальным сердцем страны и здесь были сосредоточены квалифицированные кадры;

– значительная «стартовая» помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по плану Маршалла (3,9 млрд. дол.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;

– сравнительно небольшие военные разрушения стратегически важных промышленных объектов;

– государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в 1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало боле половины всех занятых;

– укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР.

– минимальные военные расходы: до 1955 – 1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2 – 2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;

– многомиллионный приток беженцев, что обеспечило страну значительными трудовыми ресурсами;

– поддержание в стране, как уже отмечалось, «социального» или «классового» мира, благодаря активной социальной политике государства.

В 70-е – 80-е гг. ФРГ добивается дальнейших успехов в своем экономическом развитии. С середины 70-х гг. она стала переходить к наукоемким технологиям – информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии и т.д. Неуклонно возрастает роль малого и среднего бизнеса в экономике. Их доля в ВНП в 80-е гг. достигла 50 %, а число занятых составило около 2/3 экономически активного населения.

Заметным элементом в структурной перестройке ФРГ в 70 –- е гг. стал перенос за рубеж части промышленного производства. Это были в основном малорентабельные, а также экологически вредные предприятия химической промышленности и машиностроения.

С середины 1980 – х гг. начала проводиться политика «дерегулирования» и усиления роли рыночных механизмов. Она предусматривала приватизацию части государственных предприятий, поощрение частных капиталовложений и т. д.

Возвращение к власти неолибералов совпало с подобными событиями в США и Англии, что свидетельствовало о кризисе концепции государственно-монополистического капитализма в мире.

Перестройка, а затем и распад СССР вызвали большие политические перемены в странах Восточной Европы, в том числе и в жизни двух немецких государств: 3 октября 1990 г. вступил в силу Договор об объединении ГДР и ФРГ. Германия стала абсолютно суверенным государством, свободное от четырех бывших оккупационных держав. Так были подведены окончательные итоги Второй войны. Спустя десять лет после воссоединения г. Берлин снова стал столицей Германии. Площадь территории объединенной Германии (ФРГ) составляет 356,9 тыс. км. кв.. Присоединенная территория ГДР составляла 44 % к территории, 26 % к населению, 12 % производственного потенциала к ФРГ.

В год воссоединения численность населения Германии достигла 81,8 млн. чел. и она оказалась государством с самым многочисленным населением в Европейском экономическом сообществе.

В ФРГ действует комплекс законов, которые обеспечивают свободную и честную конкуренцию на рынке. Так, Закон против нечестной конкуренции запрещает в ходе деловой и хозяйственной деятельности прибегать к методам соперничества, противоречащим общепринятой линии поведения общества. В их число входят ложное, навязчивое рекламирование, попытки чинить препятствия, ценовая дискриминация или вмешательство в рыночные механизмы.

Стабильная и надежная юридическая защита всех форм хозяйственной деятельности, прав предпринимателей способствуют поддержанию на высоком уровне авторитета немецких деловых кругов, немецких предпринимателей.

Экономическое доминирование ФРГ в Европе на рубеже XX – XXI вв. очевидно, несмотря на колоссальные расходы на возрождение восточно – германских земель. ФРГ сохраняет лидирующее положение в ЕС, имея самый большой ВВП – в 2,4 трлн. долл.

В XXI в. большинство экономистов предсказывают Германии одно из лидирующих мест в мире. Основой для этого являются уверенное ее лидерство в ЕС, передовые технологии, высочайшая производительность труда, традиционно высокое качество продукции, а также завершение к 2010 г. полной модернизации и интенсификации хозяйственного потенциала бывшей ГДР.

3.4.. Развитие экономики Франции в послевоенный период

Для французской экономики итоги войны были катастрофическими. Промышленное производство сократилось на 70 %, объемы сельскохозяйственного производства уменьшилось вдвое. В целом страна лишилась свыше четверти своего национального богатства и испытывала острую нехватку оборудования, сырья, продовольствия.

В такой чрезвычайно сложной ситуации первое послевоенное правительство, в котором пять министерских портфелей принадлежало коммунистам (причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой) стало проводить политику активного государственного вмешательства в экономику. Уже в 1945 г.– 1946 гг. были национализированы крупнейшие угольные бассейны, электроэнергетическая и газовая промышленность, военная, авиационная, часть автомобильной промышленности, транспорт. Процесс национализации продолжался и в последующие годы. В результате к 1958 г. в руках государства находилось 97 % добычи угля, 95 % выработки газа, 80 % авиационного производства и электроэнергетики, более 40 % автомобильной промышленности. Государство владело железными дорогами, крупными военными предприятиями. Кроме этого были национализированы 5 крупнейших банков (60 % банковского капитала страны), 35 страховых компаний и другие финансово – экономические структуры.

Говоря о важнейших особенностях экономической стратегии во Франции в 1948-1960-х гг., прежде всего следует указать на широкое использование планирования. Для этих целей был создан ряд государственных органов, в их числе: Генеральный комиссариат по планированию, модернизации и производительности; Генеральное управление цен; Генеральная инспекция финансов и др. структуры.

Первый в истории Франции общий план модернизации и реконструкции охватывал 1947-1950 гг., продленный затем до 1953 г. и известный под названием «Плана Монне»; второй план – 1954-1957 гг.; третий план -1958-1961 гг.

Отличительной особенностью французских планов развития являлось то, что по своему характеру они были индикативными, т.е. рекомендательными, не навязывались в обязательном порядке частному сектору. Но фирмы, заинтересованные в ускорении научно-технического прогресса, имели возможность согласовать свои намерения с соответствующими министерствами и включить в планы, а государство оказывало им финансово-кредитную, научно-техническую и иную помощь.

Одним из важнейших направлений государственного вмешательства в экономику Франции в первые послевоенные годы являлось регулирование цен, обусловленное сложной экономической ситуацией в стране в послевоенный период и снижением покупательской способности франка. В начале 1960-х гг. была проведена почти полная либерализация цен на промышленные товары.

В период с 1965 по 1972 гг. государственное регулирование цен осуществлялось через «контракты стабильности» (1965 г.), «программные контракты» (1966 г.), «контракты против повышения цен» (1971 г.).

Таковы были основные направления и особенности политики государственного вмешательства в экономику Франции в первые послевоенные десятилетия, получившей официальное название «дирижизм».

С присоединением к «Плану Маршалла» (1948 г.) возможности экономического развития Франции значительно усилились. В 1951 г. Франция вместе с ФРГ, Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом создает Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это был первый шаг на пути к экономической интеграции стран Западной Европы. Логическим продолжением этого начинания и катализатором структурных изменений в экономике и ускорения промышленного развития Франции явилось ее вступление в 1958 г. (по Римскому договору в 1957 г.) в Европейское экономическое сообщество, или «Общий рынок», и Европейское сообщество по атомной энергии.

В 1958 г. французская промышленность более чем вдвое превзошла довоенный уровень. К числу наиболее важных факторов ускорения экономического развития можно отнести следующие: интенсивный процесс обновления основного капитала в связи с заметным изменением промышленной структуры страны; создание ряда новых отраслей промышленности (атомная, нефтяная, электронного оборудования и др.); обострение конкуренции с монополиями США, Англии, Западной Германии, Японии; рост благосостояния французского народа, что способствовало расширению внутреннего рынка; восстановление экспорта французского капитала. Существенное, хотя и противоречивое, воздействие на экономику оказала милитаризация хозяйства на основе новейших достижений НТР.

Улучшалась ситуация и в сельском хозяйстве. В 1950-е гг. завершился технический переворот в этом секторе экономики. Страна вышла на первое место в Европе и на второе в мире по экспорту зерна, молочных продуктов, вина.

Одним из важнейших направлений экономической политики французского правительства было оздоровление финансовой системы, развития внешней торговли.

В конце 1950-х гг. в политической жизни Франции произошли значительные изменения. 1 июня 1958 г. премьер-министром был утвержден Шарль де Голь, который в декабре того же года на основе новой конституции был избран первым президентом Пятой республики.

Конституция 1958 г. усилила исполнительную власть и, прежде всего, власть президента. Основные решения, принимаемые государством в экономической, финансовой и социальной областях, стали вырабатываться, как правило, не в Бурбонском дворце, где расположен парламент, а в Елисейском дворце, т. е. в резиденции президента.

Де Голь был одним из первых политиков, кто понял неизбежность распада Французской колониальной империи и необходимость новой политики, направленной на утверждение независимости и величия Франции в послевоенном мире. В 1960 г. все бывшие французские колонии в Черной Африке обрели мирным путем независимость, сохранив с метрополией тесные экономические связи. Основным содержанием экономической политики голлистов стало всемерное поощрение большинства отраслей промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиления их связей с государством, ускоренная структурная модернизацию национального хозяйства на основе достижений НТР. Курс голлистов на укрепление военно-политической самостоятельности Франции способствовал строительству новых центров ядерной, аэрокосмической, электронной промышленности, а также развитию современных наукоемких отраслей хозяйства – аэрокосмической и ракетостроительной. При этом наблюдается постоянное увеличение доли государства в национальной экономике. Так, в 1965 г. на национализированных предприятиях производилось свыше 1/3 автомобилей, около 35 % азотных удобрений, более 75 % угля, электричества и природного газа. Государственным транспортом перевозилось почти 100 % грузов по железным дорогам, 65 % – воздушными и столько же морскими путями.

С 1958 г. был взят новый курс в аграрной политике правительства Франции. Государственное вмешательство было направлено на ликвидацию традиционной для этой страны раздробленности в области сельского хозяйства и создание крупного технически оснащенного производства. Это вело к возникновению новых форм взаимосвязей между сельским хозяйством, промышленностью и банковским капиталом. Франция становиться крупнейшим в Европе производителем и экспортером продовольствия.

В 1950-е –1960-е гг. происходили изменения в организации внутренней и внешней торговли. Например, общей тенденцией являлось сокращение числа мелких торгующих предприятий (только за 1954 –1964 гг. их число уменьшилось на 23 тыс.) и быстрый рост «супермагов». Внешняя торговля стала одним из важнейших элементов французской экономики. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью после США и Великобритании позицию в мире по экспорту капитала.

Использование достижений НТР привело к увеличению темпов развития промышленности страны. Так, за 1958 – 1968 гг. объем промышленного производства возрос более чем на 60 %; темпы роста промышленной продукции составляли в среднем 5,5 % за год. Франция становиться третьей после США и СССР ядерной державой, хотя и уступает им значительно по своей ударной мощи.

Однако внутри страны к концу 1960хх гг. обострились проблемы, связанные с ростом цен, инфляции, безработицей, обострением других социальных проблем. Убедившись в неотвратимости процесса обострения внутриполитической борьбы, Шарль де Голль ушел в отставку. На выборах в июне 1969 г. президентом Франции был избран Жорж Помпиду (1911 – 1974 гг.). В последующее десятилетие в стране происходила трансформация экономической политики в сторону либерализма.

Новое руководство страны начало свою деятельность с изменения валютно-финансовой политики и мероприятий по укреплению промышленности, как фундамента экономики страны, стимулирования развития тех перспективных отраслей, продукция которых могла быть на мировом рынке достаточно конкурентоспособной.

Принятые меры позволили стабилизировать экономику страны. Продолжался активный процесс концентрации производства. В 1971 г. на долю 500 крупнейших компаний Франции приходилось 32 % валового национального продукта и 35 % оборота. Наиболее крупные предприятия входили в состав государственного сектора.

В 1973 – 1975 гг. Франция, как и другие индустриальные страны вошла в полосу кризиса. Выход из кризисной ситуации руководство страны видело в политике «промышленной переориентации», которая была провозглашена в VII плане экономического и социального развития на 1976 – 1980 гг. Суть этой политики сводилась к приспособлению хозяйственной структуры страны к новым условиям международной интеграции, созданию транснациональных корпораций, усилению связей с мировым рынком. Был взят курс на поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей – автомобильной, авиаракетной, химической, электротехнической, производства продуктов питания.

В 1981 г. президентом Франции был избран социалист Франсуа Миттеран, при котором вновь возросло значение разработок индикативных пятилетних планов, а в рамках планов – различных целевых экономических программ, научно-технических исследований и т. д. Левое правительство осуществило ряд мероприятий по усилению удельного веса государственного сектора в экономике. Огосударствление охватило пять крупнейших промышленных групп: цветная металлургия и химия, электроника и электротехника, производство стекла и строительных материалов, сталелитейное производство, авиа- и ракетостроение. Практически полностью была национализирована банковская система. Франция стала располагать самым крупным среди капиталистических стран государственным сектором в экономике.

Однако с приходом к власти правого правительства в 1986 г. был принят закон о денационализации государственного сектора, которая началась с продажи частному сектору банков, страховых компаний, прибыльных предприятий в конкурентных отраслях. Произошла эволюция теоретических доктрин от «дирижизма», кейнсианских рецептов к более гибкому сочетанию прямых и косвенных способов воздействия на экономику, к упору на регулирующую роль рынка.

Важнейшим направлением трансформации хозяйственного механизма явилось сокращение масштабов налогообложения: большая часть доходов передавалась в непосредственное распоряжение хозяйственных единиц, что стимулировало частное предпринимательство и индивидуальную деятельность. За 1987 – 1991 гг. сумма налоговых поступлений сократилась на 60 млрд. франков.

В числе важнейших звеньев либеральных реформ правого правительства – дерегламентирование сфер экономической деятельности. В 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Исключение составляли цены на медикаменты, книги, тарифы на свет, газ и проезд в железнодорожном транспорте.

Принятые меры по либерализации экономики давали положительные результаты. Так, ежегодный прирост ВВП за 1986 – 1989 гг. повысился до 3 %, промышленного производства – до 4 %, а капиталовложения за этот же период выросли на 50 %. Более устойчиво развивалось сельское хозяйство, внутренняя и внешняя торговля.

Однако к началу 90-х гг. факторы роста экономики исчерпали себя.И здесь уместно обратить внимание на специфический национальный характер экономики Франции, где с давних пор последовательно сменяют друг друга два процесса: национализация и приватизация, которые меняются в зависимости от общей экономической и политической обстановки и от того, кто возглавляет французское государство. А в результате приватизация то оживляется, то затухает. Для этой страны характерна так называемая частичная приватизация: здесь нет ни одной приватизированной компании, где бы государство не являлось акционером, и нет четкой границы между государственным и частным сектором. И сколько бы не сменялся процесс приватизации процессом национализации и наоборот, государственный сектор экономики сохраняется. Он традиционный, он функционирует и развивается параллельно с экономикой обширного частного сектора. С помощью государственной собственности власти могут контролировать те отрасли, которые они считают наиболее важными в целом для экономики страны или для ее безопасности, регулировать хозяйственную жизнь, включая ее модернизацию, инвестиционную политику и разработку программ НИОКР, наиболее полно удовлетворять потребности общества в тех случаях, когда рыночный механизм дает сбои. В тоже время либерализация в сфере национальной экономики позволяет Франции сохранить инвестиционную привлекательность для зарубежного капитала.

Франция начала ХХI в. – высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Будучи по численности населения на 21 месте в мире, она занимает 5-е место по уровню экономического развития. Удельный вес страны в мировом ВВП в 2000 г. составил 3,4%. В структуре ВВП на долю промышленности приходилось 26,1 %, сельского хозяйства– 3,3 %, сферы услуг – 70,6 %. С 1972 г. Франция устойчиво занимает 4-е место в мире по объему экспортируемой продукции, уступая лишь ФРГ, Японии и США. Она играет одну из ведущих ролей в развитии Европейского Союза, Организации Объединенных Наций и других наиболее авторитетных организациях мирового сообщества.

3.5. Экономическое развитие Великобритании в послевоенный период

После окончания Второй мировой войны экономические и политические позиции Великобритании в мире был значительно ослаблены. Хотя людские потери, по сравнению с СССР и Германией, были относительно невелики (в ходе войны Великобритания потеряла около 250 тыс. убитыми и около 280 тыс. ранеными), экономический ущерб оказался значительным. Многие города страны были серьёзно повреждены бомбами фашистской авиации и атаками самолетов-снарядов «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2». В годы войны вся промышленность была переориентирована на военное производство, общие расходы на войну составили более 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос более чем в три раза, увеличилась внешняя задолженность. В ходе войны Великобритания потеряла половину своего торгового флота, и тоннаж его оказался в два раза меньше американского. Значительно сократился экспорт британских товаров, доля страны в мировом капиталистическом экспорте снизилась с 11,3 % в 1937 г. до 9,8 % в 1947 г. Еще более ослабил экономику Великобритании распад колониальной империи.

Лейбористская партия и ее лидер К. Этли, пришедшие к власти летом 1945 г., предложили программу возрождения экономики под названием «Лицом к будущему», главной идеей которой являлось создание «социалистического содружества Великобритании» и постепенное формирование «смешанной экономики», где, наряду с частной собственностью, важная роль отводилась государственному сектору. По этой программе в течение 1946-1951 гг. были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, железные дороги и другие виды внутреннего транспорта, гражданская авиация, предприятия телефонной и радиосвязи и некоторые другие сферы экономики.

Для оздоровления финансовой системы правительство приняло в 1947 г. программу «суровой экономии». В 1948 г. правительство приняло решение о присоединении Великобритании к «Плану Маршалла». За четыре года страна получила помощь на сумму 2,7 млрд. долл., из них более 2,3 млрд. – в виде товарных поставок, а остальные – в качестве займов. Уже в1951 г. объем промышленной продукции на треть превысил аналогичный показатель 1937 г.

Таким образом, к началу 1950-х гг. лейбористскому правительству удалось восстановить экономику, определить и поддержать наиболее перспективные отрасли хозяйства.

В 1951 г. к власти пришли консерваторы, а правительство возглавил У. Черчилль. Он провозгласил новые цели в экономической политике, которые сводились к следующему: частичная денационализация отраслей промышленности; стимулирование образования крупных монополистических объединений в целях усиления конкурентоспособности национальной экономики; слияние мелких и средних фирм при содействии государства, причем, как и в годы войны, часто принудительным путем; структурная перестройка экономики в условиях НТР и изменение в связи с этим финансовой политики в сторону поддержки новейших отраслей; монополизация в банковской сфере; создание экономического союза отдельных европейских государств под эгидой Великобритании; техническое переоснащение армии.

Реализация этой программы обеспечила поступательное развитие экономики Великобритании. Так, среднегодовой темп роста ВВП в 1950-е гг. составил 2,7 %, а промышленного производства – 3,3 %. В основе ускорения темпов роста было, прежде всего, влияние научно-технической революции. НТР ускорила сдвиги в структуре экономики. Наиболее значительные успехи были достигнуты в автомобильной, авиационной, нефтеперерабатывающей, электронной промышленности. В то же время уменьшилось значение «традиционных» отраслей (угольной, текстильной и т. д.).

Однако членство Великобритании в военных блоках НАТО, СЕНТО, СЕАТО и «холодная война» негативно отразились на развитии её экономики: по степени милитаризации и уровню военных расходов страна занимала второе место среди западных держав после Соединенных Штатов. По темпам экономического развития страна заметно уступала США, ФРГ и Японии.

В 1960-е гг. продолжалось активное государственное вмешательство в экономику как экономическими, так и административными методами: британское правительство обратилось к индикативному планированию. Наиболее характерным для экономического развития Великобритании в 1960-е годы была концентрация банковского и промышленного капитала.

Научно-техническая революция оказала прямое воздействие на создание монополистических объединений, на умножение их мощи. В наибольшей степени это относилось к новым и наиболее перспективным отраслям экономики, а также военно-промышленному комплексу. Британский капитал активно внедрялся в крупнейшие международные монополии.

В конце 1970-х гг. структуру хозяйства Великобритании определяли шесть крупнейших государственных корпораций (в электроэнергетике, черной металлургии, добыче газа и угля, в инфраструктуре) с активами, превышающими 1 млрд. ф. ст. Это позволило правительству объявить о преобладании в стране «смешанной экономики» (напомним, что такую задачу лейбористы поставили еще в 1945 г.), причем государству отводилась роль регулятора социально-экономических отношений. За период с 1950 по 1980 г. промышленное производство в Великобритании возросло в три раза. Более чем в три раза выросло и сельскохозяйственное производство.

На рубеже 1970-х – 1980 -х гг. экономика Великобритании все отчетливее принимала черты корпоративности, когда все экономические решения принимались на основе соглашений между правительством, профсоюзами и работодателями в их собственных интересах. К тому же каждый раз, когда консерваторы возвращались к управлению страной, они предпринимали действия по денационализации; с очередным же приходом к власти лейбористов возобновлялась национализация и т. д.

На выборах в мае 1979 г. победу одержали консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер, которая будет возглавлять правительство Великобритании на протяжении 11,5 лет подряд. Ее кабинет придерживался совершенно новой стратегии развития, вошедшей в историю под названием неоконсерватизма, в то время как предыдущие программы, основанные в той или иной мере на кейнсианстве, предполагали жесткое государственное регулирование экономики.

В основу реформ М. Тэтчер был заложены принципы экономического либерализма. Они предполагали: 1) значительное сокращение регулирующей функции государства в хозяйственной жизни общества; 2) отказ от гипертрофированного влияния профсоюзов на социально-экономическую политику страны; 3) снижение инфляции; 4) снижение чрезвычайно высоких налогов; 5) сокращение расходов государственного бюджета и денежной массы; 6) уменьшение роли бюрократического аппарата в экономике; 7) отмену ограничения на экспорт капитала; 8) поощрение иностранных инвестиций.

Одним из главных направлений экономической политики правительства М.Тэтчер стала денационализация экономики. Приватизировались доходные предприятия, а затем и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, почта). Особое внимание уделялось развитию среднего и мелкого бизнеса, который стал новой силой в структуре хозяйства. Все государственные компании и предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия, а отношения государства с ними строились на основе контрактов.

В тоже время правительство М.Тэтчер всемерно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл ведущую роль. Сохранялись высокие расходы государства на проведение научных исследований, опытно-конструкторские работы в военной сфере, осуществлялся контроль за всеми работами в области ядерных исследований.

В результате активной деятельности правительства М. Тэтчер были достигнуты значительные успехи в экономике Великобритании. За 1980 – е гг. среднегодовой рост промышленного производства составил 3 – 4 %, а производительность труда в среднем увеличилась на 2,5 %, уступая лишь Японии.

Социальная политика М. Тэтчер была направлена на то, чтобы отойти от психологии иждивенчества и переложить решение социальных проблем на плечи трудоспособного населения. Главную же задачу государства она видела в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для каждого, кто желает преуспеть, привить желание трудоспособным гражданам самим зарабатывать на содержание себя и своей семьи. В связи с такой экономической доктриной в стране резко сокращались социальные выплаты и пособия, уменьшались издержки предпринимателей на рабочую силу, усиливалась зависимость заработной платы от размера получаемой прибыли.

Большая работа была проведена по сокращению численности государственного аппарата и затрат на его содержание.

Реформы М. Тэтчер коснулись и внешнеэкономических отношений. Были достигнуты успехи во внешней торговле: к 1983 г. превышение доли экспорта над импортом составило 1,1 млрд. ф. ст.

Таким образом, приход к власти консервативного правительства М. Тэтчер весной 1979 г. ознаменовал серию реформ, затем названных «тэтчеризмом». Основные их направления имели сходство с «рейганомикой» в США.

Начало 1990-х гг. было логическим продолжением экономической политики правительства 1980-х гг.: развивалось частное предпринимательство, проводилась активная политика в области финансирования наукоемких производств и исследований, расширялись внешнеэкономические связи с учетом нового миропорядка.

И в начале ХХI в. Великобритания остается крупнейшей индустриальной державой мира, располагает высокоразвитым сельским хозяйством, всеми видами транспорта, который в основном приватизирован. В начале ХХI в. Великобритания занимала пятое место в мире по объему внешней торговли.

Итоги экономического развития Великобритании в послевоенный период еще раз подтвердили тезис о том, что рыночная экономика располагает большими возможностями модернизации и может успешно приспосабливаться к меняющимся политическим и социальным условиям. Ныне хозяйство Великобритании, несмотря на кризис 2007-2008 гг. прогрессирует и все больше интегрируется в мировое сообщество, в котором оно достойно занимает свое место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: