Бюджетный дефицит и управление им

Расходы федерального бюджета

Содержание доходов государственного бюджета

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Основными источниками формирования доходов является национальный доход, образующийся в основном за счет доходов хозяйствующих субъектов.

Все доходы государства в зависимости от способа извлечения, объединяются в две основные группы:

- налоги и другие обязательные платежи;

- неналоговые доходы.

Современная налоговая система РФ в зависимости от объектов налогообложения, взаимоотношений плательщика и государства делится на две группы налогов – прямые и косвенные.

Прямые налоги – устанавливаются на доход или имущество, и денежные отношения возникают между государством и плательщиком налогов.

Косвенные налоги – включаются в виде надбавки к цене товара или тарифу на услуги и оплачиваются потребителями.

Прямые налоги, взимаемые с юридических лиц, такие как налог на прибыль, налог на имущество предприятия, плата за воду и рентные платежи (доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества – сдача в аренду). Прямые налоги с физических лиц - это подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, сбор за парковку автотранспорта. Прямые налоги, которые взимаются и с юридических и физических лиц – земельный налог, лесной налог, налог на операции, связанные с ценными бумагами, налог на рекламу.

К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

К неналоговым поступлениям в бюджет относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственной собственности, от размещения займов и денежно-вещевой лотерей, кредиты ЦБ для покрытия дефицита бюджета и др.

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, связанные с распределением и использованием фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, территориальному и целевому назначению.

То есть это затраты, направленные государством на выполнение его функций. Бюджетные расходы классифицируются по различным признакам:

1. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства:

- текущие расходы;

- капитальные затраты.

Текущие – содержание государственных учреждений, текущие субсидии, транспортные платежи, выплаты процентов по государственному долгу и др.

Капитальные – вложения в основной капитал и в прирост запасов.

2. По предметным группам финансирования:

- расходы на поддержку отраслей народного хозяйства;

- социально-культурные мероприятия;

- науку;

- оборону;

- внешнеэкономическую деятельность;

- обслуживание государственного долга.

3. По территориальному признаку:

- федеральные;

- субъектов Федерации;

- местные.

Основные направления расходов федерального бюджета:

1. Государственная поддержка отраслей народного хозяйства (20-25%):

- финансирование капитальных вложений;

- оплата различных видов дотаций;

- бюджетные ссуды.

2. Расходы на социально-культурные мероприятия (6-7% бюджета):

- на образование и подготовку профессиональных кадров;

- расходы на культуру, искусство, спорт;

- социальное обеспечение.

3. Финансирование науки (2-3% бюджета).

4. Расходы на оборону (25-26%):

- прямые – через Министерство обороны;

- косвенные – пенсии ветеранам вооруженных сил и их семьям.

5. Расходы на управление (1,5-3% бюджета):

- на содержание органов государственной власти;

- правоохранительных органов;

- судов, прокуратуры;

- на проведение выборов.

Бюджетный дефицит не всегда опасен для экономической системы (расходы больше доходов), он может быть связан с необходимостью крупных вложений в экономику страны, для осуществления государственных программ, не связанных с кризисом.

Причины, которые приводят к бюджетному дефициту:

1.Чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями.

2.Кризисные явления в экономике (спад производства, высокая инфляция).

3.Неспособность правительства держать под контролем финансовую систему в стране.

4.Чрезвычайное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП (валовой внутренний продукт).

Бюджетный дефицит перестроечного периода был вызван следующими факторами:

- большие дотации в области экономики;

- бесконтрольный и повсеместный рост расходов;

- падение объемов производства, что привело к увеличению неплатежа в бюджет.

Величина дефицита бюджета, по данным мировой практики, не должна превышать 2-3% от ВВП.

Для покрытия дефицита правительство использует следующие источники:

- кредит ЦБ;

- кредиты других государств (МВФ);

- доходы от операций с ценными бумагами;

- прибыль ЦБ.

Для уменьшения дефицита бюджета и улучшения его доходной части правительством намечены следующие мероприятия:

- совершенствование налоговой системы;

- соблюдение законодательства по перечислению налогов в бюджет;

- введение механизма секвестра расходов.

Секвестр – пропорциональное понижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета.

Защищенные статьи бюджета:

- заработная плата;

- пенсии;

- пособия;

- стипендии;

- инвестиции в АПК (агропромышленный комплекс) и угольную промышленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow