Расходы федерального бюджета
Содержание доходов государственного бюджета
Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.
Основными источниками формирования доходов является национальный доход, образующийся в основном за счет доходов хозяйствующих субъектов.
Все доходы государства в зависимости от способа извлечения, объединяются в две основные группы:
- налоги и другие обязательные платежи;
- неналоговые доходы.
Современная налоговая система РФ в зависимости от объектов налогообложения, взаимоотношений плательщика и государства делится на две группы налогов – прямые и косвенные.
Прямые налоги – устанавливаются на доход или имущество, и денежные отношения возникают между государством и плательщиком налогов.
Косвенные налоги – включаются в виде надбавки к цене товара или тарифу на услуги и оплачиваются потребителями.
Прямые налоги, взимаемые с юридических лиц, такие как налог на прибыль, налог на имущество предприятия, плата за воду и рентные платежи (доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества – сдача в аренду). Прямые налоги с физических лиц - это подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, сбор за парковку автотранспорта. Прямые налоги, которые взимаются и с юридических и физических лиц – земельный налог, лесной налог, налог на операции, связанные с ценными бумагами, налог на рекламу.
|
|
К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.
К неналоговым поступлениям в бюджет относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственной собственности, от размещения займов и денежно-вещевой лотерей, кредиты ЦБ для покрытия дефицита бюджета и др.
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, связанные с распределением и использованием фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, территориальному и целевому назначению.
То есть это затраты, направленные государством на выполнение его функций. Бюджетные расходы классифицируются по различным признакам:
1. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства:
- текущие расходы;
- капитальные затраты.
Текущие – содержание государственных учреждений, текущие субсидии, транспортные платежи, выплаты процентов по государственному долгу и др.
Капитальные – вложения в основной капитал и в прирост запасов.
2. По предметным группам финансирования:
- расходы на поддержку отраслей народного хозяйства;
- социально-культурные мероприятия;
|
|
- науку;
- оборону;
- внешнеэкономическую деятельность;
- обслуживание государственного долга.
3. По территориальному признаку:
- федеральные;
- субъектов Федерации;
- местные.
Основные направления расходов федерального бюджета:
1. Государственная поддержка отраслей народного хозяйства (20-25%):
- финансирование капитальных вложений;
- оплата различных видов дотаций;
- бюджетные ссуды.
2. Расходы на социально-культурные мероприятия (6-7% бюджета):
- на образование и подготовку профессиональных кадров;
- расходы на культуру, искусство, спорт;
- социальное обеспечение.
3. Финансирование науки (2-3% бюджета).
4. Расходы на оборону (25-26%):
- прямые – через Министерство обороны;
- косвенные – пенсии ветеранам вооруженных сил и их семьям.
5. Расходы на управление (1,5-3% бюджета):
- на содержание органов государственной власти;
- правоохранительных органов;
- судов, прокуратуры;
- на проведение выборов.
Бюджетный дефицит не всегда опасен для экономической системы (расходы больше доходов), он может быть связан с необходимостью крупных вложений в экономику страны, для осуществления государственных программ, не связанных с кризисом.
Причины, которые приводят к бюджетному дефициту:
1.Чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями.
2.Кризисные явления в экономике (спад производства, высокая инфляция).
3.Неспособность правительства держать под контролем финансовую систему в стране.
4.Чрезвычайное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП (валовой внутренний продукт).
Бюджетный дефицит перестроечного периода был вызван следующими факторами:
- большие дотации в области экономики;
- бесконтрольный и повсеместный рост расходов;
- падение объемов производства, что привело к увеличению неплатежа в бюджет.
Величина дефицита бюджета, по данным мировой практики, не должна превышать 2-3% от ВВП.
Для покрытия дефицита правительство использует следующие источники:
- кредит ЦБ;
- кредиты других государств (МВФ);
- доходы от операций с ценными бумагами;
- прибыль ЦБ.
Для уменьшения дефицита бюджета и улучшения его доходной части правительством намечены следующие мероприятия:
- совершенствование налоговой системы;
- соблюдение законодательства по перечислению налогов в бюджет;
- введение механизма секвестра расходов.
Секвестр – пропорциональное понижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета.
Защищенные статьи бюджета:
- заработная плата;
- пенсии;
- пособия;
- стипендии;
- инвестиции в АПК (агропромышленный комплекс) и угольную промышленность.