Лекция № 12
Санитарная обработка (полная и частичная).
Санитарная обработка – комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава формирований и населения радиоактивными, ядовитыми, ОВ и БС. Своевременно и качественно проведённая санобработка (обеззараживание поверхности тела и наружных слизистых оболочек, одежды и обуви) значительно снижает возможность поражения людей и, во многом предотвращает распространение инфекции за пределы зоны биологического заражения. Она может быть частичной и полной.
Частичная обработка – механическая очистка и обработка открытых участков кожи, наружных поверхностей одежды, обуви, СИЗ или шеи, лица, прополаскивание рта и горла после временного снятия противогаза или респиратора. Проводится она в очаге поражения в ходе проведения СНАВР, носит характер временной меры и преследует цель предотвратить опасность вторичного инфицирования людей.
Полная санобработка – обеззараживание тела человека дезинфицирующими средствами, обмывка людей со сменой белья и одежды, дезинфекция (дезинсекция) снятой одежды. Она проводится с целью полного обеззараживания одежды, обуви, СИЗ, поверхностей тела и слизистых оболочек. Полной санобработке подлежит личный состав формирований ГО и население после выхода из очага поражения (зоны заражения). Проводит её служба санобработки ГО на пунктах специальной обработки. На них развёртываются обмывочные пункты.
Обеззараживание одежды, обуви и СИЗ может проводиться камерным методом, газовым способом, химическим способом, замачиванием в растворах и методом стирки.
При проведении обеззараживания необходимо строго соблюдать меры безопасности. Все работы надо выполнять в исправных СИЗ, нельзя брать в руки загрязнённые предметы. Ветошь, используемая для дезактивации и дегазации, закапывают в землю, а используемую для дезинфекции – сжигают. СИЗ можно снимать только после их обработки и на незаражённой территории.
1. Служба экстремальной медицинской помощи (СЭМП) и принципы её организации в ЧС.
2. Организационная структура СЭМП в ЧС. Респубканские и областные центры ЭМП.
3. Медицинские формирования по оказанию ЭМП
4. Понятие о лечебно-эвакуационном обеспечении (ЛЭО) населения в ЧС. Двухэтапная система оказания ЭМП пострадавшим.
5. Особенности оказания ЭМП детям.
6. Организация ЭМП при стихийных бедствиях и др.ЧС.
12.1.Служба экстремальной медицинской помощи (СЭМП) и принципы её организации в ЧС.
Постановлением Сов. Мин. РБ № 95 от 24.02.93 г. на Мин. здравоохранения были возложены следующие задачи:
- организация и осуществлениеконтроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в республике;
- прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах ЧС, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий;
- обеспечение готовности специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организация работ по её оказанию в ЧС.
Для выполнения поставленных задач Сов.Мин.РБ 02.03.93 г. было принято Постановление № 117 «О создании службы экстренной медицинской помощи республиканской системы по предупреждению и действиям в ЧС» и был создан одноимённый приказ Мин.здравоохранения РБ № 102 от 31.05.93 г. Этим приказом было предписано создать службу экстренной медицинской помощи (СЭМП) к 01.07.93 г., что ибыло сделано.
Служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) – централизованная государственная служба, являющаяся составной частью общегосударственной системы по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и масссовых заболеваний. Она представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления и технологий оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим в ЧС. Она предназначена для оказания всех видов ЭМП пострадавшему населению, прогнозирования, предупреждения и ликвидации санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и массовых заболеваний.
Из определения СЭМП вытекают те основные задачи, которые возлагаются на неё:
- организация и управление медицинскими силами и средствамипривлекаемыми к ликвидации последствий ЧС;
- своевременное оказание всех видов экстренной помощи установленного объёма пострадавшим в ЧС;
- проведение лечебно-профилактических мероприятий, напрвленных на снижение психоневрологическог и эмоционального воздействия ЧС на население;
- сохранение здоровья, личного состава службы в период ликвидации медицинских последствий ЧС;
- предепреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в районах ЧС;
- взаимодействие с комиссиями по ЧС, другими министерствами и ведомствами в ходе ликвидации последствий ЧС;
- судебно-медицинская экспертиза погибших и освидетельствование пострадавших в ЧС.
Для выполнения поставленных задач разработаны принципы организации ЭМП в ЧС. Они основаны на общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению и отражают медико-социальные особенности этого периода, заключающиеся в массовом поступлении пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи и резком изменении жизнедеятельности населения.
Централизация и децентрализация управления СЭМП в ЧС организуется по территориально-производственному принципу с учётом промышленно-экологических, медико-географических и др. особенностей региона или административной территории на базе существующих и вновь создаваемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, клинических и других научно-исследовательских учреждений.
Централизация управления должна обеспечиваться созданием единой информационно-диспетчерской службы, способной обеспечить информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС.
Централизация управления предусматривает координацию и организацию взаимодействия сил и средств служб республиканского и областного уровней.
Децентрализация управления предусматривает возможность и необходимость принятия решения каждым звеном службы и автономного выполнения задач в конкретной ситуации по оказанию медико-санитарной помощи пострадавшим.
Плановый характер службы предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку повышение квалификации всего личного состава службы.
Мобильность, оперативность и готовность СЭМП к работе в ЧС обеспечивается своевременной информацией о факте ЧС, постоянной готовности медицинских бригад, отрядов, госпиталей и больниц, созданием запаса имущества, максимально приближённого к своим формированиям, наличием и использованием современных транспортных средств, совершенствованием системы связи и оповещения, регулярными тренировками личного состава и их высоким профессионализмом в работе по оказанию экстренной медико-санитарной помощи пострадавшему населению.
Универсальность подготовки медицинских специалистов для использования сил исредств сЭМП в ЧС при различных видах катастроф (радиационных, химических, транспортных и т.д).
Реализация этого принципа обеспечивается тем, что любое формирование или учреждение должно выполнить поставленную задачу по оказанию определённого вида медицинской помощи в установленом объёме при любых видах ЧС.
Принцип основного функционального предназначения сил и средств означает, что формирование службы и их оснащение должны иметь определённое функциональное предназначение – оказания первой медицинской помощи, доврачебной и первой врачебной помощи, оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи, проведение противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий.
Всеобщая подготовка населения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ЧС сводится к овладению навыками само- и взаимопомощи и правилами адекватного поведения при различных ЧС.
Единство медицинской науки и практики означает, что при рганизации службы и особенно при её функционировании, вся технология оказания экстренной медицинской помощи в ЧС должна строиться с учётом новейших достижений отечественной и зарубежной медицинской и фармацевтической науки и практики, с использованием методов рациональной диагностики, стандартизации лечебно-диагностических и профилактических мероприятий на этапах медицинской эвакуации.
Принцип материальной заинтересованности и моральной ответственности медицинских и других специалистов, задействованных в медицинских формированиях и учреждениях по оказанию ЭМП пострадавшим в ЧС подкрепляется Постановлением Сов.Мин.РБ, которое регламентирует условия оплаты труда и выплаты компенсаций за дежурства и участие в оказании ЭМП и спасательных работах при ЧС. Юридическая ответственность медицинских и других специалистов, входящих всостав службы, оформляется установленным порядком (договором) с администрацией лечебно-профилактического учреждения.
На вышеуказанных принципах строится организационная структура СЭМП в ЧС.