Ст. 102 ЗК РФ, ВК РФ от 3.06.2006 года № 73-ФЗ, ФЗ «О введении в действие водного кодекса РФ» от 3.06.2006 года № 74-ФЗ.
Постановление Правительства № 17 от 10.01.2009 года об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Сс. 102 ЗК РФ определяет, что к землям водного фонда относятся земли, занятые поверхностными водными объектами, а также земли, занятые гидротехническим и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Земли водного фонда выполняют функции пространственного базиса и цель правового режима заключается в обеспечении охраны, рационального использования водных ресурсов, т.е. в данном случае правовой режим носит обслуживающий характер.
Объектом правоотношения является водный объект – природный или искусственный водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные объекты делятся на поверхностные и подземные водные объекты. Все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, считаются общедоступными, т.е. каждый гражданин может использовать водный объект для отдыха, занятия спортом, рыбной ловли и т.д., следовательно, береговая полоса таких объектов также является общедоступной. Береговой полосой считается территория шириной в 20 метров от берега водоема, а в небольших водоемах – 5 метров (например, в некоторых реках).
|
|
Водные объекты в РФ относятся, согласно ст. 8 ВК РФ к федеральной собственности, реки, озера, моря, ручьи, части морей, проливы и лиманы относятся к федеральной собственности. Согласно п. 2 ст. 8 ВК РФ обводненные карьеры и пруды могут находиться как в государственной собственности, так и в муниципальной и частной собственности физических и юридических лиц. Права на такой водный объект возникают и прекращаются одновременно с правами на земельный участок, в границах которого расположен этот обводненный карьер или пруд. Земельный участок считается неделимым, если его раздел может повлечь раздел водного объекта.
Ст. 7 вводного закона устанавливает принципы разграничения государственной и муниципальной собственности в зависимости от статуса обводненного карьера или пруда. Согласно ст. 55 ВК РФ собственники земельных участков обязаны обеспечивать охрану водных ресурсов, предотвращение их загрязнения, засорения и истощения (определены в ГОСТе).
Загрязнение – это поступление загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла в водные объекты в количествах и качествах, нарушающих физико-химический состав воды.
|
|
Засорение – это накопление в водных объектах посторонних, чаще всего нерастворимых предметов.
Истощение – уменьшение запасов и величины стока поверхностных вод ниже минимального предела водного объекта.
Согласно ст. 65 ВК РФ, в целях недопущения загрязнения, засорения, заиления, истощения вод, устанавливаются водоохранные зоны. Которые представляют собой территории, непосредственно примыкающие к береговой линии, и в пределах которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности.
Размер водоохраной зоны зависит от длины водоема:
1. Водоем до 10 км, то водоохранная зона не менее 50 м.
2. От 10 до 50 км – 100 м.
3. Свыше 50км – 200 м.
В водоохранных зонах запрещается использование сточных вод, размещение кладбищ, скотомогильников, размещение отходов производства и потребления, движение и стоянка автотранспорта, некоторые другие виды деятельности. В пределах водоохраной зоны устанавливаются прибрежные защитные полосы, где действуют дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, в частности, распашка земель и другие виды деятельности.
Установление границ водоохранных зон и прибрежных полос осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 10.01.2009 года, либо органами государственной власти субъекта, либо ФА водных ресурсов. Для объектов питьевого водоснабжения предусматривается установление зон санитарной охраны в соответствии со СНИПом, утвержденным Постановлением Главного санитарного врача РФ 10 марта 2002 года № 10 – устанавливаются дополнительные правила.
[1] См. статью Адиханова «Соотношение норм гражданского права и земельного права в условиях рынка земли»//Государство и право, № 1, 2001 год.
[2] Дозорцев, «Проблемы совершенствования гражданского права в РФ при переходе к рыночной экономике»//Государство и право, 1994 год, № 1.
[3] Монография Волкова Г.А. «Принципы земельного права», М., 2006 год.