Беседа
Консультации
Примерами тем семинаров-практикумов могут быть
«Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников»
«Самодельные книги о природе, способы их создания, педагогической работы с ними»
«Проведение зимней подкормки птиц с детьми в разных возрастных группах»
«Использование игровых обучающих ситуаций в ознакомлении детей с природой»
Работа семинара-практикума всегда имеет какой-то материальный результат. По итогам работы семинара-практикума может быть оформлена выставка работ педагогов, наглядных материалов.
Консультации бывают индивидуальные и групповые. Групповые консультации планируются на год, но по мере необходимости в план могут вноситься изменения, а индивидуальные – нет.
Любая консультация требует от зам. заведующего профессиональной компетентности.
Предварительная подготовка к консультации требует достаточно много времени, т.к. необходимо
· познакомиться с новейшими достижениями педагогической и психологической науки,
· познакомиться новинками методики и технологии ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания,
· изучить периодическую печать,
· составить тематический каталог.
Подготовка к консультации предполагает:
· составление плана изложения материала
· продумывание советов и рекомендаций по каждому вопросу
· подбор описанного педагогического опыта
· подготовка вопросов к воспитателям для коллективного обсуждения; всевозможных заданий по ходу консультации.
В процессе проведения консультаций возможно использование различные методы:
· Метод проблемного изложения. При проблемном изложении материала формулируется проблема и показывается путь ее решения.
· Поисковый метод. При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотезы, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы
· Метод объяснения. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает рядом положительных качеств: достоверность, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений.
Беседа используется при обмене опытом между педагогами.
В ходе нее
· более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы,
· даются разъяснения по вопросам, в большей мере интересующих педагогов,
· выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации.
Эффективность проведения беседы зависит от соблюдения определенных условий:
- предметом беседы лучше избрать практически значимый и актуальный вопрос
- педагоги должны обладать достаточным запасом теоретических знаний и профессионализмом.
Это одна из самых эффективных форм методической работы. В каждом д/у есть педагоги, которые могут поделиться с коллегами опытом организации работы с детьми. Следует различать «открытые занятия» и «коллективные просмотры». В первом случае это демонстрация уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм проведения аттестации, а в другом – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей.
Для просмотра выбирают не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд, и др.), а также отдельные режимные моменты (прогулки, развлечения и т.д.).
Коллективные просмотры организуются не чаще одного раза в 3 мес. На них присутствуют свободные от работы педагоги, те, которым рекомендуют руководители д/у. Для того, чтобы в данной форме методической работы смогли участвовать педагоги, работающие в первую и вторую смену, предусматривается второй показ той же деятельности с другим содержанием, но с использованием тех же методов и приемов, которые демонстрировались ранее.
Важно правильно организовать обсуждение коллективного просмотра:
· Первое слово предоставляется педагогу, показывающему свою работу, он знакомит с программным содержанием вида деятельности, проводит самоанализ
· Участникам коллективного просмотра предлагается задавать вопросы воспитателю, который дает необходимые пояснения.
· Зам. заведующего организует обсуждение увиденного всеми участниками: обращает внимание на то, что любое высказывание должно начинаться с положительного момента, замечания делаются в конструктивной форме, т.е. должны содержать рекомендации, советы по совершенствованию педагогической деятельности и должны высказываться корректно, как правило, в форме пожелания («Не лучше ли было…», «Хорошо бы…», «Было бы эффективнее…»)
· Педагог отвечает на высказанные замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приемов и т.д.
· Итог обсуждения подводит зам. заведующего, обращает внимание на использование удачных приемов, дает конкретные рекомендации участникам просмотра, что из увиденного можно внедрить в практику работы.
Экологический стенд в дошкольном учреждении
Располагается в хорошо освещенном и доступном месте. Он может служить наглядностью и демонстрацией осознания значимости экологии. Оформление этого стенда объединяет сотрудников д/у на решение проблем экологического воспитания. Все специалисты (педагоги, муз. работник, психолог, медсестра, руководитель по физической культуре, руководитель кружка по изобразительной деятельности) причастны к решению эколого-оздоровительных задач.