Тема 6. Мотивация и результативность в организации

План:

1) Понятия «результат» и «мотивация»;

2) Мотивационный процесс;

3) Методы мотивации;

4) Мотивация и организация работ.

1. Понятия «результат» и «мотивация»

Мотивация – это одна из основных функций современного менеджмен­та, направленная на повышение эффективности труда персонала органи­зации.

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффек­тивному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, со­образуясь с принятыми управленческими решениями.

Рассмотрим теперь понятия «результат» и «мотивация».

Результат – это конечный итог, завершающий какую-нибудь деятельность (то есть то, что получено).

Организационное поведение зависит от мотивации, а она, в свою очередь, влияет на результативность.

Функция результативности:

Результативность = f [способность (умение) ∙ мотивация]

В практике менеджмента ключевые результаты могут быть трех типов:

1) результаты коммерческой деятельности;

2) результаты функциональной деятельности;

3) результаты поддержки;

Итоги коммерческой деятельности проявляются при подсчете торгового оборота, покрытии постоянных и переменных издержек, использовании капитала (инвестиций; оборотных средств), рентабельности и т.д.

Если же данное подразделение не занимается коммерческой деятельностью, но отвечает за интересы производства, то для него можно определить функциональные (ключевые) результаты и цели. Например, количество и качество производимой продукции, степень использования производственных мощностей, эффективность использования ресурсов.


Результаты поддержки оказывают содействие достижению коммерческих и функциональных результатов. Например, внешними результатами может являться характеристика организации, группы выпускаемой продукции и каждого отдельного вида продукции.

Результаты поддержки внутри организации можно установить в отношении мотивированности персонала, атмосферы в организации, использования рабочего времени.

Мотивация – это сила, побуждающая к действию.

Мотивация – это функция управления, процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей (личных или организации).

В исследовании мотивации имеется 2 основных направления:

1) теории удовлетворенности работой – концентрируют внимание на том, что побуждает или стимулирует деятельность. Они объясняют поведение человека исходя из его потребностей. Например, иерархия потребностей Маслоу и двухфакторная теория Герцберга.

2) теории процесса – концентрируют внимание на выборе поведения, способному привести к желательным результатам. То есть человек оценивает различные виды поведения через измеримые трудовые результаты, которые, по их мнению, можно получить. Например, теория ожидания Врума, теория «X» и «Y», теория подкрепления и т.д.

Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и практически не уделяют внимания самому процессу мо­тивации. Вторые посвящены процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: