План:
1) Понятия «результат» и «мотивация»;
2) Мотивационный процесс;
3) Методы мотивации;
4) Мотивация и организация работ.
1. Понятия «результат» и «мотивация»
Мотивация – это одна из основных функций современного менеджмента, направленная на повышение эффективности труда персонала организации.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.
Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
Рассмотрим теперь понятия «результат» и «мотивация».
Результат – это конечный итог, завершающий какую-нибудь деятельность (то есть то, что получено).
|
|
Организационное поведение зависит от мотивации, а она, в свою очередь, влияет на результативность.
Функция результативности:
Результативность = f [способность (умение) ∙ мотивация]
В практике менеджмента ключевые результаты могут быть трех типов:
1) результаты коммерческой деятельности;
2) результаты функциональной деятельности;
3) результаты поддержки;
Итоги коммерческой деятельности проявляются при подсчете торгового оборота, покрытии постоянных и переменных издержек, использовании капитала (инвестиций; оборотных средств), рентабельности и т.д.
Если же данное подразделение не занимается коммерческой деятельностью, но отвечает за интересы производства, то для него можно определить функциональные (ключевые) результаты и цели. Например, количество и качество производимой продукции, степень использования производственных мощностей, эффективность использования ресурсов.
Результаты поддержки оказывают содействие достижению коммерческих и функциональных результатов. Например, внешними результатами может являться характеристика организации, группы выпускаемой продукции и каждого отдельного вида продукции.
Результаты поддержки внутри организации можно установить в отношении мотивированности персонала, атмосферы в организации, использования рабочего времени.
Мотивация – это сила, побуждающая к действию.
Мотивация – это функция управления, процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей (личных или организации).
В исследовании мотивации имеется 2 основных направления:
1) теории удовлетворенности работой – концентрируют внимание на том, что побуждает или стимулирует деятельность. Они объясняют поведение человека исходя из его потребностей. Например, иерархия потребностей Маслоу и двухфакторная теория Герцберга.
|
|
2) теории процесса – концентрируют внимание на выборе поведения, способному привести к желательным результатам. То есть человек оценивает различные виды поведения через измеримые трудовые результаты, которые, по их мнению, можно получить. Например, теория ожидания Врума, теория «X» и «Y», теория подкрепления и т.д.
Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и практически не уделяют внимания самому процессу мотивации. Вторые посвящены процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов.