double arrow

Мотивационный процесс


На действенность мотивационного механизма и активизацию поведения людей в процессе труда влияют такие факторы, как организационные, управленческие и межличностные отношения в фирме, а также методы воздействия, влияющие на человека.

Организация может разрабатывать прекрасные планы и стратегии, устанавливать в организации самое современное оборудование и использовать передовые технологии. Но все это не даст должной отдачи, если работники не будут должным образом стимулированы, если они не будут заинтересованы в достижении организацией ее целей и выполнении ею своей миссии.

Таким образом, эффективное управление человеком возможно только при надлежащем мотивировании его деятельности.


Общая схема мотивационного процесса представлена на рисунке 6.1.

Рисунок 6.1 - Общая схема мотивационного процесса

Основные элементы мотивационного процесса показаны на рисунке 6.2.

Рисунок 6.2 – Основные элементы мотивационного процесса

Основными элементами мотивационного процесса являются:

1)Субъекты и объекты мотивации, а также система социальных факторов, определяющих экономическое поведение людей. К последним можно отнести творчество, мотивы, потребности, стимулы, ценности, интересы и цели;




2)Внешние мотиваторы (стимулы) экономического поведения – социально-политические условия, финансовая и налоговая политика, законодательно-правовые, жилищно-бытовые и семейные условия.


Все эти элементы определяют причины поведения личности, а также помогают объяснить принимаемые решения.

Потребность индивида –это осознание отсутствия чего-либо, вызываю­щего у человека побуждение к действию

Количество и разнообразие потребностей огромно. Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Пер­вичные потребности вызваны физиологией человека, они врожденные. Это по­требности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существова­ние человека как биологического вида.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизнен­ного опыта и намного разнообразнее первичных, так как зависят от психологи­ческой развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в об­ществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, принадлежности ко­му или чему-либо. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности об­наруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становя­щихся формой проявления1. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности к достижению цели.



Способыдостижения эффективного труда на предприятиях связаны с побуждениями людей.

Побуждение –это ощущение недостатка в чем-либо, веющее определенную направленность

Мотив –это внутреннее побуждение, импульс или намерение, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом.

В роли инструментов, вызывающих появление определенных мотивов, выступают стимулы:

1)отдельные предметы;

2)действия других людей;

3)обещания;

4)предоставляемые возможности и др.

Трудовой мотив– это непосредственное побуждение ра­ботника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потреб­ностей. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая дея­тельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не форми­руется.

Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих потребнос­тей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда свя­зано с трудовой деятельностью.



Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общест­венной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

Мотивы труда можно разделить на социальные и биологические.

К социальным можно отнести: коллективизм (потребность быть в кол­лективе), личное самоутверждение, мотив самостоятельности, мотив на­дежности (стабильности), противоположный предыдущему, мотив приобре­тения нового (знаний, вещей), мотив справедливости, мотив состязатель­ности, генетически присущий каждому человеку.

Биологические мотивы соотносятся с первичными физиологическими по­требностями.

Стимулы –это то, что предложено человеку в качестве компенсации за его деятельность или что он желал бы получить в результате определенных действий.

Стимулы могут быть материальными и нематериальными.

К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т.д.) и неденежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.).

Ко второй группе стимулов можно отнести: социальные (престижность труда возможность профессионального и служебного роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самосовер­шенствования и самореализации) (см. рисунок 6.3).

Рисунок 6.3 – Виды стимулирования

Регуляторы мотивации и главные мотиваторы приведены в Таблице 6.1.







Сейчас читают про: