Генеральным планом предприятия называется проектируемое или фактическое размещение всех его основных цехов и вспомогательных служб, соответствующих особенностям рельефа местности и требованиям благоустройства территории.
Вопрос №4. Особенности разработки генерального плана предприятия
Разработка генерального плана предприятия традиционно осуществляется на основе следующих основных принципов.
Для обеспечения прямоточности движения продукции здания основных цехов и общезаводских складов сырья, основных материалов и готовой продукции должны располагаться по ходу производственного процесса, обеспечивая постоянное направлении движения главных грузопотоков. Расположение зданий цехов и складов осуществляется в этом случае по следующей схеме: склады сырья и основных материалов → заготовительные цехи → обрабатывающие цехи → сборочные цехи → склады готовой продукции.
Склады сырья и основных материалов размещаются со стороны ввоза грузов (подъездных путей), вблизи заготовительных цехов, а склады готовой продукции - в непосредственной близости от сборочных (выпускающих) цехов у путей вывоза грузов с завода.
|
|
Вспомогательные цехи должны располагаться по возможности ближе к производственным цехам, потребляющим их продукцию, не усложняя и не стесняя при этом основные грузопотоки. Прежде всего это относится к инструментальным, ремонтно-механическим и электроремонтным цехам, которые должны находиться вблизи производственных цехов, имеющих наибольшее число оборудования,
Для уменьшения времени и расходов на внутризаводскую транспортировку при расположении цехов и складов необходимо добиваться наименьшего пути пробега материалов, заготовок, деталей и изделий без обратных и встречных движений. Это в равной мере относится как к основным, так и к вспомогательным цехам.
При расположении цехов и хозяйств необходимо учитывать также направление преобладающих ветров и наиболее благоприятные условия для естественного освещения и проветривания цехов. Взаимное расположение зданий и разрывы между ними должны удовлетворять установленным санитарно-техническим и противопожарным нормам.
Отдельные небольшие производственные и вспомогательные цехи целесообразно объединять в виде блока цехов в одном здании. Блокирование цехов сокращает транспортные пути; облегчает механизацию межцехового транспорта; сокращает размеры территории завода, длину внутризаводских путей и коммуникационных линий; уменьшает расходы на благоустройство и ограждение территории.
Наиболее рационально блокировать в одном здании цехи, однородные по технологическому процессу и имеющие тесную производственную связь. Широкое распространение получила блокировка цехов в группы: литейную, кузнечную, деревообрабатывающую, механосборочную и др.
|
|
Цехи, которые однородны по характеру производства, пожарным и санитарно-техническим требованиям, необходимо по возможности располагать в определенной зоне. Цехи, выделяющие в атмосферу загрязняющие вещества следует размещать с подветренной стороны по отношению к другим зданиям.
При разработке генерального плана предприятия обычно устанавливаются зоны горячих, обрабатывающих, деревообрабатывающих цехов, а также энергетических цехов (станций), общезаводских служб и учреждений.
Расположение зданий и сооружений на территории завода должно обеспечить возможность дальнейшего его развития без нарушений основной идеи генерального плана и без сноса ранее построенных объектов.
Пространственное размещение основных и вспомогательных служб влияет на экономику и организацию производства, определяет эффективность использования площади, направление и протяженность транспортных грузопотоков. Так, эффективность использования площади участка предприятия характеризуется коэффициентом плотности застройки участка и коэффициентом использования площади участка, которые представляют собой соответственно отношение площади, занимаемой зданием и крытыми сооружениями, или площади, занимаемой зданиями, сооружениями и всеми устройствами, к площади всего участка. Для новых заводов первый из этих коэффициентов находится в пределах 0,35-0,45, а второй - 0,45-0,55. Наилучшее использование площади участка достигается при плотном расположении зданий; правильной конфигурации и соотношении размеров участка; максимально возможной блокировке зданий; простоте их конфигурации; максимально допустимой этажности; рациональной схеме расположения проездов, подъездных и железнодорожных путей.
Протяженность транспортных путей зависит от размещения цехов и вспомогательных общезаводских служб на территории предприятия; участков и вспомогательных общеучастковых, общецеховых служб на территории цеха; рабочих мест и вспомогательных общеучастковых служб на территории участка.
Учитывая многовариантность пространственной планировки, размещение подразделений предприятия, цеха и участка целесообразно осуществлять поэтапно.
Первоначально размещают цехи, общезаводские производственные службы на территории предприятия; затем участки и общехозяйственные производственные службы на территории цеха и, наконец, рабочие места и общеучастковые производственные подразделения на территории участка.
В общем случае, оптимальный вариант размещения подразделений предприятия на его территории может быть выбран на основе решения экономико-математической задачи, предполагающей минимизацию общей величины грузооборота между этими подразделениями:
(4.4.1) |
где n – общее число цехов предприятия;
m – общее число географических площадок;
xdb – значение логической (булевой) переменной, показывающее, закрепляется ли d -й цех за b -й площадкой или нет:
(4.4.2) | |
(4.4.3) | |
(4.4.4) |
Gdb – величина грузооборота, возникающего между складами предприятия и его d -м цехом, в случае, если этот цех размещается на b -й площадке:
(4.4.5) |
где k – общее количество складов, с которыми у d -го цеха установлены грузопотоки;
lsb – расстояние между s -м складом и b -й площадкой, на которой размещается d -й цех;
gsd – годовая масса грузов, поступающих с s -го склада в d -й цех:
(4.4.6) |
где f – общее количество на именований грузов, поступающий с s -го склада в d-й цех;
|
|
Ni – годовая масса грузов i -го вида.
Сформулированная задача является типовой задачей о назначениях, решаемой стандартными экономико-математическими методами (в частности, симплекс-методом).