Вопрос №5. Внутренняя производственная структура

Генеральным планом предприятия называется проектируемое или фактическое размещение всех его основных цехов и вспомогательных служб, соответствующих особенностям рельефа местности и требованиям благоустройства территории.

Вопрос №4. Особенности разработки генерального плана предприятия

Разработка генерального плана предприятия традиционно осуществляется на основе следующих основных принципов.

Для обеспечения прямоточности движения продукции здания основных цехов и общезаводских складов сырья, основных материалов и готовой продукции должны располагаться по ходу производственного процесса, обеспечивая постоянное направлении движения главных грузопотоков. Расположение зданий цехов и складов осуществляется в этом случае по следующей схеме: склады сырья и основных материалов → заготовительные цехи → обрабатывающие цехи → сборочные цехи → склады готовой про­дукции.

Склады сырья и основных материалов размещаются со сто­роны ввоза грузов (подъездных путей), вблизи заготовительных це­хов, а склады готовой продукции - в непосредственной близости от сборочных (выпускающих) цехов у путей вывоза грузов с за­вода.

Вспомогательные цехи должны располагаться по возможности ближе к производственным цехам, потребляющим их продукцию, не усложняя и не стесняя при этом основные грузопотоки. Прежде всего это относится к инструментальным, ремонтно-механическим и электроремонтным цехам, которые должны находиться вблизи производственных цехов, имеющих наибольшее число оборудо­вания,

Для уменьшения времени и расходов на внутризаводскую тран­спортировку при расположении цехов и складов необходимо до­биваться наименьшего пути пробега материалов, заготовок, деталей и изделий без обратных и встречных движений. Это в равной мере относится как к основным, так и к вспомогательным цехам.

При расположении цехов и хозяйств необходимо учитывать также направление преобладающих ветров и наиболее благо­приятные условия для естественного освещения и проветривания цехов. Взаимное расположение зданий и разрывы между ними должны удовлетворять установленным санитарно-техническим и противопожарным нормам.

Отдельные небольшие производственные и вспомогательные цехи целесообразно объединять в виде блока цехов в одном зда­нии. Блокирование цехов сокращает транспортные пути; облег­чает механизацию межцехового транспорта; сокращает размеры территории завода, длину внутризаводских путей и коммуника­ционных линий; уменьшает расходы на благоустройство и ограж­дение территории.

Наиболее рационально блокировать в одном здании цехи, однородные по технологическому процессу и имеющие тесную про­изводственную связь. Широкое распространение получила бло­кировка цехов в группы: литейную, кузнечную, деревообрабаты­вающую, механосборочную и др.

Цехи, которые однородны по характеру производства, пожар­ным и санитарно-техническим требованиям, необходимо по воз­можности располагать в определенной зоне. Цехи, выделяющие в атмосферу загрязняющие вещества следует размещать с под­ветренной стороны по отношению к другим зданиям.

При разработке генерального плана предприятия обычно уста­навливаются зоны горячих, обрабатывающих, деревообрабатывающих цехов, а также энергетических цехов (станций), общезавод­ских служб и учреждений.

Расположение зданий и сооружений на территории завода должно обеспечить возможность дальнейшего его развития без нарушений основной идеи генерального плана и без сноса ранее построенных объектов.

Пространственное размещение основных и вспомогательных служб влияет на экономику и организацию производства, опре­деляет эффективность использования площади, направление и про­тяженность транспортных грузопотоков. Так, эффективность использования площади участка предприятия характеризуется коэффициентом плотности застройки участка и коэффициентом использования площади участка, которые представляют собой соответственно отношение площади, занимаемой зданием и кры­тыми сооружениями, или площади, занимаемой зданиями, соору­жениями и всеми устройствами, к площади всего участка. Для новых заводов первый из этих коэффициентов находится в пре­делах 0,35-0,45, а второй - 0,45-0,55. Наилучшее использо­вание площади участка достигается при плотном расположении зданий; правильной конфигурации и соотношении размеров уча­стка; максимально возможной блокировке зданий; простоте их конфигурации; максимально допустимой этажности; рациональ­ной схеме расположения проездов, подъездных и железнодорож­ных путей.

Протяженность транспортных путей зависит от размещения цехов и вспомогательных общезаводских служб на территории предприятия; участков и вспомогательных общеучастковых, об­щецеховых служб на территории цеха; рабочих мест и вспомога­тельных общеучастковых служб на территории участка.

Учитывая многовариантность пространственной планировки, размещение подразделений предприятия, цеха и участка целесооб­разно осуществлять поэтапно.

Первоначально размещают цехи, общезаводские производствен­ные службы на территории предприятия; затем участки и обще­хозяйственные производственные службы на территории цеха и, наконец, рабочие места и общеучастковые производственные подразделения на территории участка.

В общем случае, оптимальный вариант размещения подразделений предприятия на его территории может быть выбран на основе решения экономико-математической задачи, предполагающей минимизацию общей величины грузооборота между этими подразделениями:

(4.4.1)

где n – общее число цехов предприятия;

m – общее число географических площадок;

xdb – значение логической (булевой) переменной, показывающее, закрепляется ли d -й цех за b -й площадкой или нет:

(4.4.2)
(4.4.3)
(4.4.4)

Gdb – величина грузооборота, возникающего между складами предприятия и его d -м цехом, в случае, если этот цех размещается на b -й площадке:

(4.4.5)

где k – общее количество складов, с которыми у d -го цеха установлены грузопотоки;

lsb – расстояние между s -м складом и b -й площадкой, на которой размещается d -й цех;

gsd – годовая масса грузов, поступающих с s -го склада в d -й цех:

(4.4.6)

где f – общее количество на именований грузов, поступающий с s -го склада в d-й цех;

Ni – годовая масса грузов i -го вида.

Сформулированная задача является типовой задачей о назначениях, решаемой стандартными экономико-математическими методами (в частности, симплекс-методом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: