double arrow

Покупка блока мест на условиях комитмента

Тема 3: Схема взаимодействия гостиниц и туроператора

Инженерно - техническая служба.

Административная служба.

Служба питания.

Служба безопасности.

Финансовая служба.

Служба приема.

Служба номерного фонда


Тема 2: «Туризм как специфическая форма торговли услугами»

Основные вопросы:

1. Понятие о туристской деятельности. Организационные формы и виды
туризма

2.Виды предприятий и их функций.

3.Лицензирование и сертификация туристской деятельности

4. Документальное оформление отношений туристской организации с туристом

5. Особенности туризма влияющие на учетную политику

1. В современных условиях все большее значение приобретает туризм, который позволяет сформировать рынок тур. услуг и тур. бизнес.

К субъектам туристской деятельности относятся:
1) туристские операторы (туроператоры);
2) туристские агенты (турагенты);
3) гиды (гиды-переводчики), инструкторы туризма, экскурсоводы;
4) туристы и их объединения;
5) экскурсанты;
6) иные объединения в области туристской деятельности;
7) государственные органы, регулирующие общественные отношения в области туристской деятельности.
Туристская индустрия - совокупность средств размещения туристов, транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туристскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов (гидов-переводчиков).
Виды услуг в туристской индустрии:
1) услуги по предоставлению туров;
2) услуги по предоставлению мест проживания;
3) услуги по предоставлению питания;
4) информационные, рекламные услуги;
5) транспортные услуги;
6) развлечения;
7) иные туристские услуги.

Объекты туристской деятельности - природные объекты и природно-климатические зоны, достопримечательности, исторические и социально-культурные объекты показа и иные объекты, способные удовлетворить потребности туриста во время путешествия.

Организационными формами туризма признаются международный и внутренний туризм.
1. Международный туризм включает:
1) въездной туризм;
2) выездной туризм.
Оказание туристских услуг, связанных с организацией въездного туризма на территорию Республики Казахстан, является экспортом туристских услуг.

2. Внутренний туризм.

Видами туризма являются:

- социальный,

- экологический,

- приключенческий

- спортивный,

- деловой,

- конгрессный,

- лечебно-оздоровительный,

- культурно-познавательный,

- религиозный


2.Под туристской организацией понимается юридическое лицо, основным видом деятельности которых является туристская деятельность. Организация с правами юридического лица, осуществлений фомирование, продвижение и реализацию услуг туристам, а также другие вспомогательные хоз. деятельности, не запрещенные законодательством и предъявленные его уставом.

Тур. предприятия делятся на две категорий:

Туристская агентская деятельность (турагентская деятельность);

Туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность);

Отличие между ними состоит в том,что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации тур. продукта, еще и формируют тот продукт.

Туроператорской деятельностью вправе заниматься только юридические лица Республики Казахстан. Туристские организации вправе открывать свои филиалы и представительства.
Иностранные юридические лица и их филиалы, представительства, созданные на территории Республики Казахстан и осуществляющие турагентскую деятельность, подлежат лицензированию на таких же условиях и в том же порядке, что и туристские организации Республики Казахстан.
Туристские организации не могут использовать наименования других туристских организаций, зарегистрированных в органах юстиции.

Туроператоры и турагенты, являющиеся юридическими лицами, иные организации туристской индустрии в целях координации их профессиональной деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан

Тур - комплекс туристских услуг, включающий путешествие по определенному маршруту в рамках определенных сроков.

В структуре тур. услуг различают основные и дополнительные услуги:

- Основные:

· услуги по организацию перевозки;

· размещение;

· питание туристов

- Дополнительные:

· услуги организации экскурсий;

· услуги по стр/ию туристов;

· услуги гидов, гидов – переводчиков;

· услуги по ремонту техники и прокату;

· обмен валюты;

· телефон, почта;

· услуги перевозки тур. от места его прибытия в страну до места размещения и обратно;

· у бытового обслуживания

Услуги, вкладываемые в осн. программу и оформ/ые путевкой, относят к основным. Дополнительные услуги ТТ приобретает сам/но в месте пребывания, они не входят в ст/ть путевки.

Туристские организации по желанию клиента может разработать и сформировать специальный тур. по индивидуальному заказу. Такой комплекс услуг получения название эксклюзив – тур.

Имущественное право на тур, пред/ое для реализации туристу, наз/ся туристский продукт (турпродукт)

К основным функциям туроператора относятся:

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и тур. программы;

2. Составление перспективных программ обслуживания туров;

3. Взаимодействие с поставщиками услуг;

4. Расчет стоимости тура и определение цены;

5. Реализация туров;

6. Метод. обеспечение туров;

7. Обеспечение туристов необходимым инвентарем и специальными снаряжением;

8. Подготовка, подбор и назначение специалистов на маршруты путешествий;

9. Рекламно-информационная работа по продвижению турпродукта к потребителям;

10. Контроль за качеством, надежностью и безопасностью туристского обслуживания

ТО предприятия чаще всего организуют связь с потребителями их продукта через ТА-в. ТА на договорной основе получают права от ТО на реализацию сформированного турпродукта.

Набор функций ТА зависит от соглашения с ТО предприятием. В некоторых случаях большинство функций ТО может вып/ся агентским п/п.

2. Лицензирование тур. деятельности согласно закону «О туристской деятельности в РК» ст.15 осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов. Лицензированию подлежат ТО, ТА, экскурсионная деятельность, услуги инструктура туризма.

Лицензирование – это м/м, с помощью которого государство влияет на уровень обслуживания туристов.

Лицензирование прощ/ся в соот/ии с постановлением, ут/ым прав/вом РК «Правила лицензирования тур. деятельности» от 14.09.2001 №1213. Данные о лицензиях, о туроператорах и тура вносятся в гос. реестры тур. отрасли. Для получения лицензии приказом председателя Агенства РК по туризму и спорта от 09.01.2002 г. №06-2-2/3 утверждены формы д/тов для лицензирования тур. деятельности.

Для получения лицензии ТО и ТА должны заключить договор страхования гражданско-правовой ответственности и внести стр. Сумму не менее 10000 МРП

Для получения лицензии на осуществление ТО, ТА, экономической деятельности необходимы в общем следующие документы: заявление, документ подтверждающий уплату лицензионного сбора, нотариально заверенная копия устава, документ подтверждающий наличие офиса, список работников, образцы договора с туристами, копия договора о страховании, копия договора с перевозчиком, копия тур.путевки, рекламно-информационный материал, реестр тур. маршрутов.

Выдача лицензии производится субъекту или его уполномоченному представителю на основании доверенности.

Лицензия выдается в одном экземпляре. После получения лицензии заявитель ТО обязана в течении семи месяцев с момента выдачи лицензии получить сертификаты соот/ия на оказываемые тур. услуги.

При реогганизации, изменении наименования юр. Адреса, утраты лицензии обязан в течении первого месяца подать заявление о переоформлении лицензии.

Сертификация тур.услуг проводится в соответствии с правилами сертификации тур. индустрии ТП для получения сертификата соот/ия предоставляют в орган сертификации заявку.

Сертифицированная проверка осуществляется в следующей последовательности:

1. Проверка наличия и экспертиза документов, пред/х ТП.

2. Устранений замечаний и недостатков по пакету документов, предоставленные ТП.

3. Оценка комиссий процесса предост/ия ТУ

Наличие сертификата соот/ия является обязательным условием функционирования ТП.

ТП при положительных результатах серификации параллельно с сертификатом соот/ия выдается лицензия на право применения знака соот/ия.

Инспекционный контроль осущ/ся в течении всего срока действия сертификата не реже 1 раза в год в форме период/х и внеплановых проверок.

Отказ ТО и ТА от обязательной сертификации ТП –та или отриц. Рез/те сертификации влечет приостановление или пректащение действия лицензии на ТД.

3. Осуществление туристских операций предполагает опр/ые отношения между туристами и тур.фирмами, а также отношения последних с различными организациями, обеспечивающими иск. Услуг.

Важным элементом обслуживания клиента является д/ое оформление взаимоотношений. При этом д/ты м/б разделены на три группы:

1. Д/ты для заказа з/з, лист бронирования, подтверждение бронирования

2. Д/ты для клиента (д/р, путевка, памятка, страх. полис, билет на транспорт)

3. Д/ты, утверждающие личность туриста (паспорт, доверенность на детей)

Перечень д/тов применительно к конкрет туру зависит от множество факторов: набор услуг, вид тура, страна назначения, индивидуальный или групповой тур, наличие малолетних детей и должен соответствовать нормативно-праваовым требованиям д/там РК и страны пребывания.

Заявка туриста на бронирование тура д/б оформлена на специальном бланке. Заявка содержит сведения о намерении приобрести те или иные туруслуги.

Мест бронирования является заявкой тура на предоставление тур.услуг ТО.

Согласно закону «О туристической деятельности в РК» реализация турпродукта осуществляется на основе договора.

Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РК. В нем отражается следующая информация:

- О ТО и ТА,включая данные о лицензии;

- Сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- О потреб/х свойствах тур.продукта;

- Дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- Порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

- Розничная цена ТП и порядок его оплаты;

- Минимальное количество туристов в группе и сроки инф/ия;

- Порядок и сроки предъявления претензии туристом.

Неотъемлемым приложением к д/ру с клиентом при поддержке тура, в соответствии с выше указанным законом, является тур. путевка.

Тур. путевка – это документ подтверждающий факт передачи тур. продукта

Тур. ваучер – документ, уст/щий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающие факт их оказания.

Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам- инд/лам или руководителю группы как подтверждение их права получить от принимающий фирмы перечисленные в нем услуги.

По прибытии туриста в пункт прибытия ваучер передается принимающей стороне.

Кроме того туристам должна предоставляется достоверная и полная инф/ия о предстоящем путешествии и вкл/ся в комплект обязательных д/тов, выдаваемых клиенту инф/ый листок и др. необ/ые документы (программа, маршрут пребывания, проспекты, каталоги, карта метро)

4. В условиях хозяйствования субъекты тур. бизнеса должны четко осуществлять систему бух учета, своевременно и достоверно составить и предоставлять пользователям финансовую отчетность, своевременно получать сведения о состоянии активов и обязательств.

Правила ведения бух учета в тур бизнесе регламентируются граж.кодексом, законом «О туристской деятельности». В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности выдаются две группы принципов:

- Основные принципы (начисления и непрерывной деятельности)

- Качественные характеристики инф/ции (понятность, уместность, надежность и сопоставимость)

Учетная политика в тур. бизнесе имеет свою специфику. Порядок учеа и н/о тур. предприятия в наибольшей степени зависит от выбора вида д/ров, исп/х в туризме и заключаемых со сторон. Предприятием ПС прав на отдельные виды пиобретенных тур. предприятием услуг, с одной стороны и туристами и ТА-ПК готовых турпродуктов.

ТО должен определить по какому д/ру он б/т реализовывать тур. путевки, которые находятся Д/Р на туроб/ие. Именно точное определение исправленного вида д/ра позволяет правильно оформить д/ты, верно определить момент реализации и период нал. платежей.

В бух учете оплата турпродукта отражается как предоплата, а это влияет на порядок отражения дохода от реальной продукции. При этом тур. предприятия должно отследить процесс оказания ТТ входящих в ТП услуг всеми сторонними организациями.

Деятельность ТА, реализующих ТП по посред/им д/рам отражается в бух учете тур фирм по обычной поср/ой схеме с офор/ием соответ/х документов.

В бух учете отражение выручки от реализации ТП осущ/ся тур фирмой в тот отчетный период, в котором произошла продажа имущественного права на тур или передачу турпродукта.

В учете факт получения претензии от т/та к п/те т к/ву уже потребленного им ТП не может отражатся как уменьшение ВРП, поскольку реал/ия этого продукта произошла в момент его реализации, возможно в другом отч. Периоде. И эти суммы денежных средств, выплат будет отражатся как дебиторская задолженость по д/ру. При этом ТФ должна переадресовать претензию ст. орг. И потребовать возмещения убытка в результате поставки некачественной продукции.


Основные вопросы:

1. Документация, регламентирующая отношения туроператора с гостиницей

2. Процесс аренды отеля

3. Работа на условиях бронирования и квотирования

4. Покупка блока мест на условиях комитента и элотмента.

5. Работа на условиях стандартной и повышенной комиссии.

1. Взаимоотношения турфирм с гостиничными организациями определяются в основном тремя документами:

1) Соглашение о квоте мест с гарантией заполнения 30 - 80%.

2) Соглашение о текущем бронировании.

В любом случае независимо от используемого вида перечисленных выше соглашений турфирме следует оговаривать с гостиницей следующие условия:

- стоимость номеров и бронирования;

- тип номеров и их необходимое количество;

- продолжительность обслуживания;

- свободные периоды;

- графики заездов туристов;

- сроки и продолжительность разового обслуживания;

- набор входящих услуг;

- количество (пансион) и форму организации питания;

- время предоставления питания для туристов;

- специальные или дополнительные условия обслуживания туристов;

- языки, на которых необходимо говорить персоналу;

- сроки подтверждения заездов туристов (бронирования);

- сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;

- штрафные санкции по величине и срокам отказа;

- скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;

- материальную ответственность за недозаезд (количественный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.;

- специфические вопросы обслуживания.

3) Договор. Договора с турфирмами гостиницы заключают трех видов:

1. Агентские;

2. Комиссионные;

3. Корпоративные.

Предметом агентского и комиссионного договоров является предоставление клиентам фирмы гостиничного обслуживания в соответствии с действующими генеральными тарифами гостиницы, являющимися неотъемлемой частью такого договора. С учетом планируемого объема заказываемых услуг турфирме предоставляется скидка от базовой цены. В случае невыполнения или перевыполнения фирмой оговоренного годового объема стоимости проживания гостиница увеличивает или уменьшает размер скидки по итогам 11 месяцев действия договора, согласно системе скидок с цен генеральных тарифов.

Туроператорам (крупным компаниям, создающим пакеты из отдельных туруслуг, имеющим собственную турагентскую сеть и вкладывающим средства в маркетинг и продвижение турпродукта) гостиница устанавливает цену как минимум с 20%-ной скидкой от максимальной цены, а в ряде случаев цена может быть близка к себестоимости (например, «Marriott» дает туроператорам 30%-ные скидки и выше).

В соответствии с агентским договором гостиничные услуги оплачиваются турфирмой, а обслуживание туристов осуществляется согласно ваучерам. Все дополнительные услуги оплачиваются клиентом через кассу и не входят в планируемый годовой объем стоимости проживания.

Согласно комиссионному договору, гостиница ежемесячно, не предоставляя скидку, выплачивает турфирме комиссионное вознаграждение. Размер комиссии соответствует размеру скидки, указанной в договоре. Сумма комиссионного вознаграждения определяется на основании актов выверки, ежемесячно предоставляемых фирмой, и после получения от фирмы счета перечисляется ей в течение оговоренного срока, при этом днем платежа считается дата зачисления сумм на счет турфирмы. В обеспечение своего права продажи ваучеров на индивидуальное гостиничное обслуживание фирма ежемесячно перечисляет авансы на счет гостиницы в размере месячной квоты, причем первый перевод должен быть осуществлен в оговоренный срок после даты подписания договора. Аванс за последующий месяц фирма перечисляет в оговоренный срок с учетом остатка средств фирмы на счетах от предыдущего месяца или их недостатка.

Авансовые платежи за размещение групп, делегаций, участников различных мероприятий осуществляются в соответствии с условиями генеральных тарифов с обязательной ссылкой на номер договора. Платежи по безналичной форме оплаты производятся фирмой на расчетный счет гостиницы в банке, указанный в договоре, при этом датой платежа считается дата платежного поручения банку. В случае возникновения разногласий по вопросу произведенной оплаты турфирма предоставляет копии банковских платежных поручений.

Турфирма несет перед гостиницей ответственность за обеспечение положительного сальдо в размере месячной квоты до наступления каждого следующего месяца. В случае непоступления авансов на расчетный счет гостиницы в сроки, зафиксированные в договоре, гостиница вправе не принимать ваучеры на обслуживание, выданные турфирмой. При этом оплата за проживание осуществляется клиентом наличными без скидки, указанной в договоре, через кассу гостиницы без последующей выплаты турфирме комиссионного вознаграждения.

Гостиница оставляет за собой право в отдельных случаях, в силу объективных обстоятельств (отсутствие свободных номеров), отказать клиентам турфирмы в размещении. Текущая выверка взаимных расчетов производится сторонами в рабочем порядке по мере необходимости. Официальная двусторонняя выверка расчетов осуществляется один раз в месяц.

Корпоративный договор имеет более благоприятные для турфирм условия и заключается после длительного сотрудничества с гостиницей при условии перспективного и выгодного для обеих сторон сотрудничества. Предметом такого договора является предоставление номеров в гостинице для размещения клиентов фирмы по корпоративным ценам и дополнительного обслуживания, предоставляемого гостиницей, при условии обеспечения фирмой гарантированного числа ночей (например, не менее 100 номеро- ночей в год). В стоимость номера может быть включен завтрак, подноска багажа в гостинице по прибытии и отбытии, пользование сейфом, услуги спорткомплекса и т.д.

Корпоративные договоры заключаются гостиницей как с турфирмами, так и с компаниями, представители которых постоянно пользуются услугами данной гостиницы и обеспечивают ей постоянный поток туристов.

При заключении корпоративных договоров турфирмы нередко выступают посредниками между корпорацией и гостиницей. Цены для корпоративных туристов должны быть как минимум на 10% ниже базовых цен и зависят от количества гарантированных ночей. Минимальная корпоративная цена предоставляется для привлечения транснациональных корпораций и поощрения фирм, обеспечивающих постоянный поток клиентов, Авансовый платеж за размещение менее 10 клиентов фирмы должен быть осуществлен за 7 дней до заезда туристов в размере 100% стоимости заказанного обслуживания, за исключением случаев оплаты клиентом услуг гостиницы самостоятельно, по ценам, указанным в договоре. Авансовый платеж за размещение групп (более 10 туристов) турфирма должна перевести не позднее чем за 15 дней до заезда группы.

Остаток средств турфирмы оформляется актом в установленном порядке, согласовывается двумя сторонами и учитывается при дальнейшем гостиничном обслуживании клиентов данной турфирмы.

Турфирма направляет туристов в гостиницу по предварительной письменной заявке, в которой указываются:

§ вид заявки (первоначальное резервирование, изменение, аннуляция);

§ номер факса, адрес электронной почты фирмы;

§ название фирмы; фамилия туриста или туристов;

§ цель поездки; дата приезда;

§ дата отъезда; тип номера.

§ В случае если по подтвержденным гостиницей заявкам на размещение туристов произошли изменения или аннуляция (сделанные менее чем за 24 ч до подтвержденной даты прибытия), турфирма оплачивает гостинице стоимость одних суток проживания. За неприбытие туриста фирма также оплачивает гостинице стоимость одних суток проживания.

§ Турфирма обязана нести финансовую ответственность за отказ своего клиента от оплаты счетов за услуги, предоставленные гостиницей. В случае неоплаты клиентом турфирмы дополнительных услуг гостиница списывает сумму неоплаченных услуг с остатка аванса турфирмы, извещает об этом фирму и направляет ей счета клиента, которые подлежат оплате.

§ Таким образом, самые льготные условия обслуживания гостиницы предоставляют тем турфирмам, которые зарекомендовали себя добросовестными партнерами, обеспечивающими большой поток клиентов и своевременно выполняющими финансовые обязательства.
2. Аренда гостиничного предприятия является признаком наиболее развитого туроперейтинга, поскольку решившийся на столь рискованное предприятие оператор должен не только обладать довольно солидными финансовыми ресурсами, необходимыми на оформление договора аренды гостиницы, но и иметь реальные возможности для эффективной и как можно более скорой продажи комнат в течение срока аренды.

Аренда отеля подразумевает обмен права хотельера на пользование гостиничными номерами на уплачиваемую туроператором (разово или периодически) сумму арендной платы. Экономический смысл этой сделки не только в приобретении туроператором права пользования гостиничными номерами от своего имени и согласно собственной политики ценообразования, но и в переносе риска коммерческой деятельности хотельера (прежде всего, связанного с угрозой простоя комнат) в полном объеме на оператора, что требует от владельца гостиницы серьезного дисконта в цене каждой комнаты. В ряде случаев стоимость продаваемых оператору на условиях аренды гостиницы комнат может быть на 40-60 % ниже планировавшейся цены стойки отеля в соответствующем сезоне.

Во время аренды отеля хотельер обязан продолжать управление гостиницей, контролировать оказание заявленных услуг постояльцам (уборка номеров, смена белья, room-сервис, работа всей гостиничной инфраструктуры по оказанию дополнительных услуг), оплачивает в полном объеме коммунальные платежи, налоговые сборы и т. д. Единственным исключением из обыденной работы является его полное невмешательство в процедуру бронирования номеров и расчетов с постояльцами.

Функции службы бронирования арендованного отеля в течение всего срока аренды сводятся к получению от туроператора информации о датах грядущих заездов, количестве и личных данных заезжающих, об условиях их поселения в отель (категория номеров, система питания, перечень необходимых для поселения документов). Все же остальные службы отеля (расселения, эксплуатации, сервиса, безопасности, питания) работают в привычном режиме, выполняя закрепленные за ними функции.

Размер арендной платы, выставляемой хотельером, зависит от ряда факторов:

· класс отеля, его месторасположение и популярность;

· категории арендуемых гостиничных номеров;

· размер номерного фонда арендуемого отеля;

· срок аренды. Чем он дольше, чем больше несезонных или меж сезонных дней он охватывает, тем меньше будет размер арендной платы;

· условия оплаты арендной платы хотельеру. (владелец гостиницы заинтересован в скорейшем получении максимального размера арендных платежей);

· оговоренное количество и качество дополнительных услуг;

· динамичность предлагаемого туроператором графика заезда постояльцев;

· степень участия туроператора в усовершенствовании гостиничного сервиса.

Получив в аренду отель, туристический оператор приступает к реализации гостиничных номеров, пользуясь собственной агентской сетью. Эта торговля может строится тремя способами:

1. Реализация комнат на рынке туроператора в составе предлагаемых им турпакетов..

2. Реализация только услуг арендованного отеля на рынке туроператора в качестве так называемого наземного обслуживания, включаемого в туры других операторов.

3. Реализация комнат непосредственно при самом отеле. Это наименее выгодный и наиболее рискованный способ продажи гостиничных номеров.

В мировой практике существует и сотрудничество туроператоров с отелями на основе бронирования и квотирования.

1) Безотзывное резервирование – это резервировании туроператором определенного количества комнат на сравнительно небольшой временной период (чаще всего, на праздничные, либо на другие пиковые даты) с указанием в заявке крайнего срока оплаты брони. При этом отказ туроператора от забронированных номеров без уплаты им штрафных санкций невозможен (безотзывное бронирование).

Безотзывное бронирование бывает трех видов:

§ строго фиксированное;

§ пролонгируемое бронирование

§ приоритетное бронирование

2) Квотирование является своеобразной привилегированной безрисковой схемой сотрудничества туристических операторов и гостиничных предприятий.

Любой блок мест имеет следующие характеристики:

· количество номеров и их категория (то есть перечень комнат с
указанием их категорийной принадлежности, право пользования которыми принадлежит оператору);

· длительность блока мест (указание даты начала и окончания покупаемых туроператором койко-мест, срока, в течение которого
оператор имеет право от своего имени торговать комнатами);

· размер дисконта, предоставляемый хотельером (величина скидки с каждого койко-дня проживания, объясняемая переходом
риска простоя номеров с хотельера на туроператора)

Б лок мест в для удобство ведения сотрудничества деляться по определенным признакам:

1. В зависимости от условий продажи, блоки подразделяют на несколько видов:

§ строго фиксированные

§ свободно фиксированные

2. В зависимости от степени принимаемого туроператором риска блоки можно классифицировать:

· жесткий блок мест в отеле подразумевает полную материальную ответственность туроператора за продажу заявленного и
оплаченного блока в течение всего срока блокирования.

· под мягким блоком мест подразумеваются условия работы туроператора, дающие возможность отказа за определенное время до планируемого заезда (обычно 7-14 дней) от части или от
целого блока, в случае, если реальный объем продаж туроператора оказался значительно меньше планировавшегося.

3. В зависимости от размера приобретаемых блоков они могут быть:

· эксклюзивные - размер блока превышает половину номерного фонда отеля;

· крупные - размер блока 30-50 % номерного фонда отеля;

· значительные - размер блока 15-30 % номерного фонда отеля;

· незначительные - до 15 % номерного фонда.

Размер заявляемого блока зависит от субъективной оценки туроператором его собственных возможностей по дальнейшей реализации комнат, а также от его возможности изъять из оборота необходимые для приобретения блока мест средства. Комитмент-условия приобретения блоков комнат состоят в полной или частичной (не менее 50 %) предоплате заявленного количества номеров непосредственно перед сезоном, а также в практической невозможности туроператора отказаться от заявленного блока до истечения срока комитмента. Риск реализации комнат целиком ложится на туроператора, любой простой номеров хотельером не компенсируется, а выплаченная оператором сумма не возвращается ни в каком виде.

2) Покупка блока мест на условиях элотмента. Данная схема взаимной работы туроператора и хотельера специфична для операторов, либо не имеющих возможности для оплаты комитмента, а тем более для аренды отеля, либо реально осознающих собственный риск, связанный с не обеспечением рентабельной загрузки приобретенных комнат. В случае элотмента оператор заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, однако не оплачивает его предварительно, а получает возможность вносить оплату хотельеру непосредственно перед каждым заездом поставляемых туристов. Работать на условиях элотмента обычно соглашаются либо малоизвестные, либо непопулярные среди туристов отели, либо отели в низкий сезон. При элотменте стороны договариваются о планируемом блоке, хотельер ставит номера оператора в постоянную резервацию. Деньги за зарезервированные комнаты отель получает непосредственно перед каждым новым заездом туристов (график заездов туристов - наиболее распространены заезды, кратные неделе проживания, - также согласовывается сторонами при подписании договора). Это значит, что до истечения оговоренного срока (обычно, это 7-14 дней) до момента заезда туристов, оператор информирует хотельера, передает информацию о личности заезжающих и необходимую сумму оплаты за резервирование комнат. В случае жесткого блока мест, размер оплаты за элотменты постоянный, не зависящий от реального количества заезжающих (оператор просто оплачивает свой блок комнат за срок типового заезда).

Работа на элотмент-условиях менее выгодна хотельеру (владельцы популярных отелей в пиковые сезоны никогда не соглашаются на элотмент), поскольку риск простоя комнат остается на нем. С другой стороны, элотмент позволяет работать с отелями мелким туроператорам, не имеющим финансовой и рыночной возможностей для аренды гостиницы или приобретения комитментов, давая им возможность зарабатывать пусть гораздо меньшие, но все-таки деньги.

В практике работы туроператоров с отелями комитмент и элотмент условия зачастую сочетаются и дополняют друг друга. Так, оценивая собственные возможности по отправке туристов, оператор, может приобретает комитментов на 20-30 % от размера регулярных отправлений, добирая остальной объем элотментами.

5. Работа на условиях повышенной комиссии туроператором не является схемой сотрудничества хотельера и оператора, основанной на принятии последним полностью или частично риска по реализации заявленного количества комнат. Повышенная комиссия - это резервирование и оплата комнат под конкретного, согласного с условиями тура, внесшего предоплату или даже полностью оплатившего стоимость услуг клиента туроператора. Это исключает риск в работе туроператора (далее в случае отказа клиента от тура, штрафные санкции туроператора перекладываются на отказавшегося), хотя и значительно сокращает размеры скидок хотельера. В этих случаях принято говорить не о дисконте, а о простом комиссионном вознаграждении оператора со стороны хотельера.

Комиссионное вознаграждение (комиссия) - есть определенный размер (обычно в процентном выражении) стоимости номера, устанавливаемый хотельером, формирующий доход туроператора с каждого проданного койко-места. Сущность комиссионного вознаграждения состоит в следующем: комиссия позволяет туроператорам торговать гостиничными услугами по ценам, не превышающим цену стойки самого отеля в соответствующий сезон; явялется средством стимулирования торговой активности работающих с отелем туроператоров. Регулируя ее размер, хотельеры получают возможность не только мотивировать операторов к более активным продажам своих гостиничных услуг, но и привлекать новых операторов и их агентов.

Размер устанавливаемого хотельером комиссионного вознаграждения туроператорам зависит от объема поставляемых оператором клиентов. Например, отель А может увеличить комиссию с 10 % до 12 % при достижении оператором уровня продаж в 1 000 койко-мест за сезон, далее при достижении уровня в 1 500 койко-мест в течение того же самого сезона комиссия увеличивается до 15 % и т. д. Такой подход хотельеров называют прогрессивной комиссией.

Прогрессивная комиссия может быть двух видов:

§ Нарабатываемая прогрессивная комиссия изменяется в течение сезона в зависимости от количества поставленных оператором постояльцев. Так, в начале сезона она минимальная, к концу успешного с точки зрения роста объема продаж оператора, она может быть максимальная.

§ Стартовая повышенная комиссия операторам хотельер может предоставлять более высокую комиссию уже перед началом сезона. Такой индивидуализированный подход менеджмента гостиницы основывается на опыте работы с конкретным туроператором, объеме поставленных им клиентов в прошлом сезоне, личными симпатиями и связями руководства гостиницы и оператора.

2) Разовые заявки на условиях стандартной комиссии. Это наиболее примитивная форма сотрудничества отеля и оператора, не связанная ни с принятием оператором определенных обязанностей или риска, ни с предоставлением хотельером дополнительных скидок. Резервирование номера оператором происходит под желания конкретного клиента, либо внесшего предоплату, либо оплатившего гостиничную услугу полностью. Туроператором отсылает в службу бронирования заявку установленного образца, в которой сообщает хотельеру информацию о личности заезжающих, времени и дате заезда и выезда, количестве заезжающих, условиях их поселения в отель (категории и вместимость номеров), оказании дополнительных услуг (питание, трансфер и т. д.). Также в заявке производится расчет стоимости услуг гостиницы с учетом установленной хотельером комиссии (ее размер указывается в договоре о взаимном сотрудничестве сторон). Получив и обработав заявку туроператора, отель высылает ему подтверждение бронирования, а также счет на оплату гостиничных услуг с учетом комиссионного вознаграждения оператора.

Работа по разовым заявкам на практике может строиться двумя способами:

§ с оплатой услуг туроператору - оператор принимает от клиента полную оплату стоимости гостиничных услуг и до истечения установленного в подтверждении бронирования срока оплачивает счет хотельера, оставляя себе размер своих комиссионных.

§ с оплатой услуг на месте - расчет клиента оператора и отеля происходит непосредственно на стойке гостиничного предприятия. При этом размер комиссионного вознаграждения автоматически зачисляется на специально открытый для туроператора счет в отеле. По истечении определенного срока (обычно раз в месяц) работниками оператора и отеля составляется акт сверки выполненных работ, в котором отмечается сумма комиссионного вознаграждения туроператора за истекший период. Обозначенная сумма либо переводится на счет туроператора, либо может накапливаться и далее.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: