Налоги на потребление наряду с походным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджеты развитых стран. К налогам на потребление относятся:
общие налоги на потребление (НДС);
налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы). Решающую роль среди налогов на потребление в развитых странах в
современный период играет НДС. Причины популярности НДС:
стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление НДС имеет потенциально широкую базу обложения;
предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг.
В связи с указанными причинами несомненный интерес, особенно для России, представляет анализ опыта развитых стран в использовании НДС как части системы налогов на потребление.
Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954 г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967 г. I и III Директив ЕС, в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран-членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.
|
|
Можно сформулировать три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара, аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
НДС является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость означает налогообложение товаров при каждом переходе права собственности на товар. Некоторые ученые выделяют «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС - это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС - это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно взаимосвязаны между собой.
|
|
Взимание «НДС горизонтального» осуществляется методом частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком).
«Вертикальный НДС» формируется на основе горизонтального налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: «входной НДС», «выходной НДС» и НДС, подлежащий уплате в бюджет.
При определении итоговой суммы вертикального налога, подлежащего уплате в бюджет, применяется, так называемый, зачетный метод по счетам, или косвенный метод вычитания, который формирует данный НДС как разность между «выходным НДС» (налогом, полученным от покупателей реализованных товаров) и «входным НДС» (налогом, уплаченным поставщикам материальных ресурсов). Вышеназванный метод иллюстрируется формулой:
VAT=RxS - RxC,
где
VAT - налог на добавленную стоимость, R - ставка налога,
S - стоимость реализованных товаров,
С - материальные затраты.
Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует только когда:
1) налог перечисляется между плательщиками сверх цены;
плательщик, заплативший за товар цену, формирует «НДС уплаченный» и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует «НДС полученный» и уплатит его в бюджет. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь механизма действия НДС;
все плательщики налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах. Из этих основных положений исходили авторы налога. При любом нарушении указанных положений экономический механизм взимания НДС полноценно функционировать не будет, а, следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.