Концентрация - это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
- увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
- развития концентрации на основе диверсификации производства.
Концентрация производства может быть достигнута путем:
- увеличения количества оборудования на прежнем техническом уровне; применения оборудования с большей единичной мощностью; одновременного увеличения машин как прежнего технического уровня, так и более современного;
- развития комбинирования взаимосвязанных производств.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных фондов; среднесписочная численность работников.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли и т.д.
Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, рентабельность, производительность труда и т.д.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а потом могут ухудшаться.
Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции, независимо от того, по каким нормам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.
Зi = Ci + Ен • Ki → min,
где Ci - себестоимость продукции по i-ому варианту;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Ki - капитальные вложения по i-ому варианту.
Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.
В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис.1.
З |
П = А+В
Рис.1. Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции
от объема продукции.
А - внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции;
В - внепроизводственные затраты;
П - полные затраты на производство и реализацию продукции.
Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции (на графике этот минимум обозначен точкой К).
Давно известно, что концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определятся по методологии, принятой во многих развитых странах, она исчисляется по значению индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка.
HHI рассчитывается по следующей формуле:
|
где n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);
Xi - доля i-ro хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).
Величина ННI варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия).
Нормальная концентрация HHI < 1000 (рынок неконцентрированный).
Средняя степень концентрации: 1000 < HHI < 2000 (умеренно концентрированный рынок).
Высокая степень концентрации: HHI > 2000 (слабая конкурентная среда).
Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции в рамках одного предприятия (фирмы).
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного направления своей деятельности, но и направления их на освоение новых видов продукции и создание новых производств.
Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для условий в нашей стране диверсификация наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.
Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных (конкретных) технологических операций. Формы специализации в промышленности:
- предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (автомобили, станки, самолеты и т.д.);
- подетальная специализация. В этом случае предприятия специализируются на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов (например, подшипниковый завод);
- стадийная (технологическая) специализация. При данной форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса (например, сборочные производства в машиностроении).
- специализация вспомогательных производств. К данной форме специализации относятся предприятия, занятые выпуском тары и упаковки, а также выполняющие вспомогательные работы.
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую и межотраслевую специализацию.
Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса и, как правило, их рассматривают в единстве.
Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:
- предметное, или агрегатное, кооперирование - ряд предприятий поставляет разные изделия (например, генераторы, редукторы и т.д.) головным предприятиям, выпускающим оборудование;
- подетальное кооперирование - ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали (например, подшипники, втулки и т.д.);
- технологическое, или стадийное, кооперирование - выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным предприятиям.
Основными показателями уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
Косвенными показателями уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируют головные предприятия.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующих между собой предприятий различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:
- внутрирайонные (один экономический (административный) район);
- межрайонные;
- внутриотраслевые;
- межотраслевые.