Идентификация рисков проекта
Цель процесса идентификации рисков состоит в определении потенциальных рисков, способных повлиять на успех проекта. Идентификацию рисков выполняют члены команды проекта и эксперты по вопросам управления рисками, в ней могут принимать участие заказчики, участники проекта и эксперты в определенных областях. Это итеративный процесс, поскольку по мере развития проекта в рамках его жизненного цикла могут обнаруживаться новые риски.
Для идентификации рисков используют следующие методы.
Таблица 48
Сравнение методов идентификации рисков
Метод идентификации | Описание | Преимущества | Недостатки |
Мозговой штурм | Целью мозгового штурма является создание подробного списка рисков проекта. Список рисков разрабатывается на собрании, в котором принимает участие 10-15 человек – члены команды проекта, часто совместно с участием экспертов из разных областей, не являющихся членами команды. Участники собрания называют риски, которые считают важными для проекта, при этом не допускается обсуждение выдвинутых рисков. Далее риски сортируют по категориям и уточняют. | Способствует взаимодействию членов группы. Быстрый. Недорогой | Может проявиться преобладание одной личности. Можно сосредоточиваться только в конкретных областях. Требует сильного ведущего. Для оценки необходимо контролировать склонности группы |
Метод Delphi | Аналогичен методу мозгового штурма, но его участники не знают друг друга. Ведущий с помощью списка вопросов для получения идей, касающихся рисков проекта, собирает ответы экспертов. Далее ответы экспертов анализируются, распределяются по категориям и возвращаются экспертам для дальнейших комментариев. Консенсус и список рисков получается через несколько циклов этого процесса. В методе Дельфи исключается давление со стороны коллег и боязнь неловкого положения при высказывании идеи. | Нет доминирования одной личности. Может проводиться дистанционно, через электронную почту. Исключается проблема ранней оценки. Требует участия каждого члена группы | Занимает много времени. Высокая загрузка ведущего |
Метод номинальных групп | Позволяет идентифицировать и расположить риски в порядке их важности. Данный метод предполагает формирование группы из 7-10 экспертов. Каждый участник индивидуально и без обсуждений перечисляет видимые им риски проекта. Далее происходит совместное обсуждение всех выделенных рисков и повторное индивидуальное составление списка рисков в порядке их важности. | Уменьшается эффект доминирующей личности. Обеспечивает взаимодействие участников. Дает упорядоченный список рисков | Требует много времени. Высокая загрузка ведущего |
Карточки Кроуфорда | Обычно собирается группа из 7-10 экспертов. Ведущий сообщает, что задаст группе 10 вопросов, на каждый из которых участник письменно, на отдельном листе бумаги, должен дать ответ. Вопрос о том, какой из рисков является наиболее важным для проекта, ведущий задает несколько раз. Каждый участник вынужден обдумать десять различных рисков проекта. | Быстрый. Легко реализуется. Должен участвовать каждый член группы. Вырабатывается большое количество идей. Можно проводить с группами больше обычного размера. Уменьшает эффект доминирующей личности | Меньшее взаимодействие между участниками |
Опрос экспертов | с большим опытом работы над проектами. | Используется прошлый опыт | Эксперт может быть предвзятым. Требует много времени |
Контрольные списки | Контрольные списки представляют собой перечни рисков, составленные на основе информации и знаний, которые были накоплены в ходе исполнения прежних аналогичных проектов. | Конкретный и упорядоченный. Легко использовать | Предвзятость. Может не содержать конкретных элементов для данного проекта |
Метод аналогии | Для идентификации рисков этот метод использует накопленные знания и планы по управлению рисками других аналогичных проектов. | Использует прошлый опыт для исключения проблем в будущем. Подобные проекты содержат много сходных черт | Требует много времени. Легко получить результаты, не подходящие для данного случая. Аналогия может быть некорректной |
Методы с использованием диаграмм | К методам отображения рисков в виде диаграмм относятсядиаграммы причинно-следственных связей и блок-схемы процессов, которые позволяют проследить последовательность событий, происходящих в данном процессе. | Ясное представление участвующих процессов. Легкость построения. Для них имеется много компьютерных инструментов | Иногда вводит в заблуждение. Может занимать много времени |
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (анализ SWOT). | Цель проведения анализа – оценить потенциал и окружение проекта. Потенциал проекта, выраженный в виде его сильных и слабых сторон, позволяет оценить разрыв между содержанием проекта и возможностями его выполнения. Оценка окружения проекта показывает, какие благоприятные возможности предоставляет и какими опасностями угрожает внешняя среда. |
Идентифицированные риски документируются в так называемых реестрах рисков.