Темы практических занятий
На практических занятиях студентам очной и очно-заочной формы обучения предлагаются следующие темы в рамках разделов читаемой дисциплины:
1 Предмет и метод теории МЭО
2 Причины формирования и основные характеристики международной торговли
3 Тарифные и нетарифные методы регулирования торговли
4 Международное движение капитала: сущность, структура, динамика
5 Международная миграция рабочей силы: сущность, структура, динамика
6 Международная экономическая интеграция
7 Международные валютно-кредитные отношения и платёжный баланс
8 Международное перемещение объектов интеллектуальной собственности
Проведение практических занятий требует от студентов дополнительной подготовки. Для этой цели необходимо самостоятельно познакомиться с вопросами, расположенными перед отдельными практическими занятиями, пользуясь приведенной в этих занятиях рекомендуемой литературой.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ МЭО
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Предмет исследования теории МЭО. Сущность МЭО и структура МЭ
2. Методологические и методические основы исследования МЭО
3. Специфика принятия хозяйственных решений в системе всемирного хозяйства
Литература для подготовки
Основная:
1. Гурова И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Тесты, упражнения, проблемные ситуации: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. Тема 1.
2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. М.: Магистр, 2008, Глава 15
3. Международные экономические отношения: Учебник./ А. И. Евдокимов и др. – М.: Велби, 2011, Главы 1 – 5.
4. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям./ [В.Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина. – 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, Главы 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10.
5. Мировая экономика. Практикум: учеб. пособие – М.: Проспект, 2009, Тема 1.
6. Сутырин С.Ф. Международные экономические отношения./ Учеб. пособие. – СПб., Изд-во СПбГУ, 1998, Блоки 1,2,3.
7. Сутырин С.Ф. Международные экономические отношения. Рабочая тетрадь - конспект. – СПб., ОЦЭиМ, 2003, Модуль 1.
8. Федосеева Г.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Практикум. – М.: ИНФРА-М, 2002, Ч. II. Тема 1.
9. Шимко П.Д. Международная экономика: учебник. – М: Высшая школа, 2006, Введение.
Дополнительная:
1. Волгина Н.А. Международная экономика: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006. Глава 1.
2. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч.I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. отношения. 1998, Введение, Главы 1 и 2.
3. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003, Глава 1.
4. Овчинников Г.П. Международная экономика. Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., Изд-во «Полиус», Глава 1.
1. Определение предмета экономической теории и теории МЭО. Привести примеры на рациональность решений. Объяснить рациональность потребителей и производителей.
2. Формы выхода на внешний рынок:
- эпизодический, а затем – постоянный экспорт;
- прямые зарубежные инвестиции;
- консорциумы;
- лицензионные соглашения;
- совместные международные предприятия;
- ТНК и МНК.
Охарактеризуйте их преимущества и недостатки.
3.Сопоставьте затраты и выгоды:
- прямого и косвенного экспорта как альтернативных вариантов реализации продукции на рынках зарубежных стран;
- основных вариантов стратегий выхода на новый зарубежный рынок.
4. Почему национальные экономики – исходный структурообразующий элемент МЭ (ее «несущие конструкции»).
5. Основные элементы структуры МЭ:
· национальные хозяйства, их сектора, отрасли и предприятия, иные экономические субъекты;
· МЭО;
· национальные и международные рынки, мировой рынок;
· торгово-экономические союзы государств.
Приведите примеры каждого структурного элемента МЭ.
6. Является ли мировой топливно-энергетический комплекс отраслью МЭ? Мировая сфера услуг? Мировой агропромышленный комплекс?
7. Между какими элементами МХ (МЭ) существует отраслевая и межотраслевая конкуренция? Привести примеры.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Вопросы для подготовки к занятию:
1 Сущность и основные характеристики международной торговли (МТ)
2 Причины формирования МТ
3 Теории МТ
4 Факторы, сдерживающие развитие МТ
Литература для подготовки
Основная:
1. Гурова И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Тесты, упражнения, проблемные ситуации: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. Тема 2.
2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. М.: Магистр, 2008, Главы 17.1 – 17.2.
3. Международные экономические отношения: Учебник./ А. И. Евдокимов и др. – М.:
Велби, 2011. Главы 6, 7, 9.
4. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям./ [В.Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина. – 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. Глава 11.1.
5. Мировая экономика. Практикум: учеб. пособие – М.: Проспект, 2009. Тема 2.
6. Сутырин С.Ф. Международные экономические отношения./ Учеб. пособие. – СПб., Изд-во СПбГУ, 1998. Модуль 2.
7. Сутырин С.Ф. Международные экономические отношения. Рабочая тетрадь -конспект. – СПб., ОЦЭиМ, 2003, Тема 2.
Дополнительная:
1. Мировая экономика и международные экономические отношения. Рабочая тетрадь – конспект. Учебно-методическое пособие/ Рук. Авт. колл.: д.э.н., проф. Сутырин С.Ф., к.э.н., доц. Назарова М.В. – СПб.: ОЦЭиМ, 2009. Лекция 8.
2. Волгина Н.А. Международная экономика: Учебное пособие. –М.: Эксмо, 2006, Главы 2– 4.
3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч.I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. отношения. 1998. Главы 3 – 5, 8.
4. Кокушкина И.В., Воронин М.С. Международная торговля и мировые рынки: Учебное пособие.- СПб.: Техническая книга, 2007. Главы 1, 2.
5. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – Главы 2 – 6.
6. Овчинников Г.П. Международная экономика. Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., Изд-во «Полиус», Глава 2, 3.
7. Шимко П.Д. Международная экономика: учебник. – М: Высшая школа, 2006. Главы 1, 2
1. На основе использования критерия происхождения и назначения произведенной продукции классифицируйте импортные операции. Постарайтесь оценить, какая из разновидностей импорта может оказать наиболее благоприятное воздействие на экономику современной России.
2. Выберите правильный вариант ответа на вопрос о том, как соотносятся между собой два приведенных ниже тезиса, и обоснуйте свою позицию.
Тезис 1. Международное разделение труда является фактором, способствующим ускорению экономического роста.
Тезис 2. Экономический рост является фактором, способствующим углублению международного разделения труда.
Варианты ответа:
а) тезисы 1 и 2 являются взаимоисключающими, при этом правильным является тезис 1:
б) тезисы 1 и 2 являются взаимоисключающими, при этом правильным является тезис 2;
в) тезисы 1 и 2 не являются взаимоисключающими, при этом оба они неверны;
г) иное.
3. Выберите тот вариант придаточного предложения, который правильно соответствует смыслу главного.
Если и величину экспорта, и величину импорта рассчитывать в ценах FOB, то:
а) общий объем мирового экспорта, как правило, должен превышать общий объем мирового импорта;
б) общий объем мирового экспорта должен быть меньше, чем общий объем мирового импорта;
в) общий объем мирового экспорта всегда будет либо больше, либо меньше общего объема импорта;
г) иное.
4. Постарайтесь привести примеры ситуации, при которой разделение труда не сопровождается установлением рыночных отношений.
5. В чем могут заключаться негативные последствия закрепления за национальной экономикой определенного места в системе МРТ.
6. Какие выводы можно сделать из того факта, что на основе МРТ отдельные национальные экономики оказываются связанными между собой в рамках единого всемирного хозяйства?
7.Постарайтесь определить, в чем состоит принципиальная разница между положением отдельных самостоятельных предприятий в рамках национальной экономики и суверенных государств в рамках ВМХ.
8. Объясните, в чем может состоять различие между приведенными выше терминами? (Международная торговля ¹?=Внешняя торговля¹?=Мировая торговля)
9. Дайте ответ на вопрос, можно ли для оценки величины оборота МТ использовать формулу:
ОМТ - оборот международной торговли,
åХ - общий объем мирового экспорта,
åМ - общий объем мирового импорта.
10. Для отдельно взятой национальной экономики объемы экспорта и импорта чаще всего не совпадают. Дайте ответ на вопрос, является ли такое несовпадение правилом или исключением в рамках всемирного хозяйства, взятого в целом?
11. Почему страны устанавливают между собой отношения купли-продажи?
12. От чего зависит конкретный вариант МРТ, складывающийся в каждый данный период времени?
13.Оцените, какие выводы относительно природы международной торговли и оптимальных условий ее осуществления можно сделать на основе предпосылок меркантилистов?
14. В чем заключаются основные недостатки разработанной А.Смитом концепции международной торговли?
15. Существуют ли политические, социальные, культурные факторы, которые могут препятствовать развитию МТ? Обоснуйте свою точку зрения и приведите соответствующие примеры.
16. Если происходит перемещение капитала из страны с развитой экономикой (СРЭ) в развивающуюся страну (PC), а перемещение рабочей силы в обратном направлении, то какое влияние подобный вариант международной миграции факторов производства окажет на перспективы развития внешнеторговых связей между этими государствами? Будет ли отличаться ответ на поставленный выше вопрос в зависимости от характера временного периода (короткий период или длительный период), применительно к которому оценивается ситуация?
Задачи
17. Соотношение издержек производства двух товаров в России и Германии в расчёте на единицу использованных ресурсов следующее:
Производство товаров, кг | Россия | Германия |
Гвозди | ||
Сыр |
Определите, в производстве какого товара следует специализироваться каждой из стран. Рассчитайте выигрыш от торговли для каждой страны при обмене 1 кг гвоздей на 2,5 кг сыра.
Решение задачи 17.
Сравнительные издержки | ||
Производство товаров, кг | Россия | Германия |
Гвозди | 2 кг сыра за 1 кг гвоздей | 4 кг сыра за 1 кг гвоздей |
Сыр | 0,5 кг гвоздей за 1кг сыра | 0,25 кг гвоздей за 1 кг сыра |
А) Поскольку гвозди дешевле в России (2 кг сыра против 4 кг в Германии), а сыр – в Германии (0,25 кг гвоздей против 0,5 кг в России), то гвозди следует производить в России, а сыр – в Германии.
Б) Если цена 1 кг гвоздей = 2,5 кг сыра, то Россия выиграет 2,5 кг – 2,0 кг = 0,5 кг сыра, а Германия - 4 кг – 2,5 кг = 1,5 кг сыра.
18. Используя теорию «сравнительных преимуществ», определите (применительно к условиям модели «2х2») при каком из указанных ниже вариантов соотношения цен на мировом рынке торговля окажется взаимовыгодной, если страна А имеет возможность произвести в расчете на единицу используемых ресурсов либо 8 кг. зерна, либо 12 м ткани, страна Б - либо 6 кг зерна, либо 2 м ткани.
19. Затраты труда (в часах) на производство сыра и трикотажа в России и Франции следующие:
Россия | Франция | |
Сыр (кг в час) | ||
Трикотаж (кв. м в час) |
А. В производстве какого товара Россия имеет абсолютное преимущество? В производстве какого товapa Франция имеет абсолютное преимущество? Почему?
Б. Подсчитайте выигрыш от торговли соответственно России и Франции, если они обменяют 5 кг сыра на 3 кв. м трикотажа.
В. Подсчитайте выигрыш от торговли соответственно России и Франции, если они обменяют 5 кг сыра на 5 кв. м трикотажа.
20. Россия и Франция производят по два товара каждая — велосипеды и очки. В России общее количество труда, расходуемое на их производство, составляет 1000 часов, а во Франции — 1200. В России необходимо затратить 5 часов на производство каждого велосипеда и 2 часа — на каждые очки. Во Франции и на велосипед, и на очки требуется по 3 часа.
А. Покажите графически границу производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для России и для Франции.
Б. Подсчитайте относительную цену велосипедов, выраженную через цену очков, в России и во Франции.
В. Изобразите графически расширение возможностей потребления и велосипедов и очков в России и во Франции в результате торговли.
21. Затраты труда (в часах) на производство теннисных мячей и теннисных ракеток в России и во Франции следующие:
Мячи | Ракетки | |
Россия | ||
Франция |
A. В производстве какого товара Россия имеет относительное преимущество и почему?
Б. Рассчитайте альтернативную цену ракеток, выраженную через цену мячей, для России и для Франции.
B. В каком интервале будет располагаться равновесная цена на ракетки в случае развития торговли между двумя странами?
Г. Если относительная равновесная цена на ракетки в результате торговли составит 2, на каком из товаров будет специализироваться каждая из стран и почему?
Д. Подсчитайте выигрыш Франции от торговли, если она будет специализироваться на производстве мячей.
22. Затраты рабочего времени в России и во Франции на производство товаров A—Г следующие:
Товары | Франция | Россия |
A | ||
Б | ||
В | ||
Г |
А. По каким товарам Франция имеет наибольшее и наименьшее абсолютное преимущество перед Россией?
Б. Если французская зарплата в 8 раз выше российской, какие товары будут производиться во Франции, а какие — в России?
В. Покажите выгодность торговли для каждой из стран.
Г. Как изменится торговля, если разница в зарплатах сократится до 6 раз?
23. Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего максимально может использовать 400 часов труда и 600 га земли. Производство 1 т пшеницы требует 10 часов труда и использования 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 часов труда и 8 га земли.
А. Какие факторы, производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы? Какие — для молока?
Б. В состоянии ли ферма произвести 50 т молока и 90 т пшеницы?
24. Телевизоры являются относительно трудоемким товаром, требуют для производства 20 часов труда и 4 га земли и продаются за 60 долл. каждый. Рис — товар, требующий относительно больших затрат земли. На производство 1 т риса требуется 1 час труда и 4 га земли, при этом 1 т риса можно продать за 4, долл.
А. Если в России 120 млн. работников и 200 млн. га земли, а во Вьетнаме — 40 млн. работников и 50 млн. га земли, то в каком соотношении будет происходить торговля двумя товарами между Россией и Вьетнамом?
Б. Почему специализация в реальной торговле может быть совершенно иной, чем следует из теории соотношения факторов производства?