Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Социальная роль как динамический аспект социального статуса




Социальная роль это модель поведения, ориентирован­ная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как дина­мический аспект социального статуса. Если статус стати­чен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен, вести себя человек, обладаю­щий тем или иным статусом. Между статусом и ролью су­ществует важное промежуточное звено— ожидание, «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экс-пектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, п несколько ролей. Так, статус университетского профес­сора предполагает такие роли, как преподавание, воспи­тание студентов, научное исследование, проведение экс­пертизы в соответствующей области, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному ста­тусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к кото­рым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполне­ние этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повсед­невной жизни человеку приходится исполнять также множе­ство ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, поку­пателя, зрителями т.д.).

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:

описание типа поведения, соответствующего данной роли;

предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;

оценка выполнения данной роли;

меры поощрения или наказания, стимулирующие пра­вильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен вы­полнять все ролевые требования, закрепленные за этой со­циальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует от­личать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполни­теля конкретной роли. И здесь многое зависит от личност­ных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.




По мнению некоторых отечественных социологов, про­цесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;

• личностный образец, определяющий комплекс пове­денческих-характеристик, необходимых для успешного вы­полнения роли;

• характер принятой в группе роли и особенности со­циального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

• структура группы, ее сплоченность и степень иденти­фикации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут возни­кать определенные трудности, связанные с необходимос­тью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению соци­альных ролей, к возникновению между ними противоре­чий и конфликтных отношений. Социологи выделяют сле­дующие виды ролевых конфликтов:

внутриролевые конфликты — это конфликты, при ко­торых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

межролевые конфликты — конфликты, возникающие и ситуациях, когда требования одной роли противоречат тре­бованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);



личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, кото­рые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологи­ческому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей»— перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что представители структурного функ­ционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно-ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объедине­ния людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, главное — от конкретного содержания социальных стату­сов и ролей, возникает множество социальных групп и сис­тем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова.

Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет опи­сывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом.





Дата добавления: 2014-02-13; просмотров: 1833; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8890 - | 7574 - или читать все...

Читайте также:

 

3.94.129.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.