double arrow
Социальная роль как динамический аспект социального статуса

Социальная роль это модель поведения, ориентирован­ная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как дина­мический аспект социального статуса. Если статус стати­чен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен, вести себя человек, обладаю­щий тем или иным статусом. Между статусом и ролью су­ществует важное промежуточное звено— ожидание, «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экс-пектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, п несколько ролей. Так, статус университетского профес­сора предполагает такие роли, как преподавание, воспи­тание студентов, научное исследование, проведение экс­пертизы в соответствующей области, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному ста­тусу, определяют как «ролевой набор».




В ролевом наборе можно выделить основные роли, к кото­рым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполне­ние этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повсед­невной жизни человеку приходится исполнять также множе­ство ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, поку­пателя, зрителями т.д.).

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:

описание типа поведения, соответствующего данной роли;

предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;

оценка выполнения данной роли;

меры поощрения или наказания, стимулирующие пра­вильное выполнение роли.



Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен вы­полнять все ролевые требования, закрепленные за этой со­циальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует от­личать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполни­теля конкретной роли. И здесь многое зависит от личност­ных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению некоторых отечественных социологов, про­цесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;

• личностный образец, определяющий комплекс пове­денческих-характеристик, необходимых для успешного вы­полнения роли;

• характер принятой в группе роли и особенности со­циального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

• структура группы, ее сплоченность и степень иденти­фикации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут возни­кать определенные трудности, связанные с необходимос­тью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению соци­альных ролей, к возникновению между ними противоре­чий и конфликтных отношений. Социологи выделяют сле­дующие виды ролевых конфликтов:

внутриролевые конфликты — это конфликты, при ко­торых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

межролевые конфликты — конфликты, возникающие и ситуациях, когда требования одной роли противоречат тре­бованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, кото­рые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологи­ческому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей»— перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что представители структурного функ­ционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно-ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объедине­ния людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, главное — от конкретного содержания социальных стату­сов и ролей, возникает множество социальных групп и сис­тем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова.

Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет опи­сывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом.






Сейчас читают про: