Социологическое понятие культуры

Литература.

Темы рефератов.

Тема №7

Культура как фактор социальных изменений (2 часа).

План:

1.Понятие и элементы культуры.

2.Формы и разновидности культуры.

3.Культура как фактор социальных изменений.

4.Взаимодействие культуры, политики и экономики.

1.Культура, как фактор, определяющий образ жизни людей и эфферкивное взаимодействие в обществе.

2.Развитие и механизмы распространения культуры.

1. Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Борцов, Ю. С. Социология: учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М.: Инфра-М, 2012. - 351 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 384 с.

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспита­ние, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура — это система социально значи­мых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведе­ния, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

коммуникативная (функция социального общения);

* образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям и культурному наследию); • регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения); • интегрирующая (объединение людей, поддержание стабильности общества). В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное значение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динаминку. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая — развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Материальная культура — это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила, образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другoe — все то, что возникает в сознании людей и опреде­ляет их стиль жизни. Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии.

Это понятие ввел в научный оборот американский социолог: и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универ­салий — общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.

Культурные универсалии не исключают богатого разно­образия культур, которое может проявляться буквально во» всем — в приветствиях, манере общения, традициях, обы­чаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отноше­нии к жизни и смерти. В связи с этим возникает важна социальная проблема: как люди воспринимают и оценива­ют другие культуры. И здесь социологи выделяют две тен­денции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм — это тенденция оценивать другие куль­туры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру; попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т.д.) В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разруши­тельную роль, порождая ксенофобию и воинствующий) национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой соли­дарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое* и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способству­ет поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональ путь развития и восприятия культуры в обществе сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: