double arrow

Идеи управления в рамках досоциологического этапа

ТЕМА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Социология управления прошла сложный путь, прежде чем превратилась в современную отрасль социологического знания. Первый этап, досоциологический, охватывает длительный исторический период возникновения и развития социологической мысли. Его начало исследователи обычно ведут от древнейших времен, временем же окончания можно считать появление социологии как науки (1830-1840-е гг.).

Потребность в управленческих идеях возникла в обществе в связи с организацией совместного труда, развитием обмена его результатами и распределением производственных продуктов деятельности. Переход от присваивающей экономики к производящей и зарождение первых древних цивилизаций стимулировали отделение управленческой деятельности от производственной и превращение ее в самостоятельную сферу труда – как в отношении планирования, организации и контроля выполнения производственных работ, так и в связи с необходимостью осуществления руководства сложными процессами жизни государства.

Таким образом, уже в древних цивилизациях (Древняя Вавилония, Древний Египет, государства Ближнего Востока, Древний Китай, Древняя Индия) управленческая деятельность развивается в двух основных ипостасях – как управление производством (менеджмент) и как государственное управление. Эти процессы вызвали необходимость разработки принципов управления, воплощенных, например, в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э. Изучив опыт своих предшественников, Хаммурапи счел недостаточным управлять только на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента).

Вершиной управленческой мыли древнего мира стали идеи Платона и Аристотеля. Именно они впервые обосновали необходимость государственной власти и управления, охарактеризовали основные формы правления – монархию и республику, причем последнюю как аристократическую, так и демократическую («Государство» Платона, «Политика» Аристотеля).

В Средневековье (V-XV вв.) к проблемам управления подходили с теологических позиций (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Управление на земле, управление миром и людьми рассматривалось как воплощение божественной воли. Бог трактовался не только как творец, но и как управитель мира.

Новое время породило новые управленческие идеи. Они были связаны, прежде всего, с ранним утопическим социализмом («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы). В социальных утопиях XIV-XV вв. создавались проекты будущих государств, базировавшихся на идеях справедливого социального управления в обществе, осуществляемого меньшинством в интересах большинства.

В эту же эпоху появились знаменитые труды итальянского социального мыслителя Н. Макиавелли «Государь» и «Искусство войны», в которых ставился вопрос о необходимости сильной центральной государственной власти и провозглашалась идея управления как искусства, требующего своего развития. Итальянский мыслитель сформулировал несколько важных идей и принципов, оказавших заметное влияние на последующее развитие теорий власти и управления. Среди них – принципы разграничения властей (в первую очередь политической и религиозной) и относительности управления. Согласно последнему принципу выбор средств управления должен соответствовать возникшей ситуации, оценка результата – использованным средствам.

Большое внимание проблемам управления уделяли английские и французские философы XVII-XVIII вв. – Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескьё. Основой развития государства и управления в обществе они считали идеи естественного права. Их продолжила теория общественного договора, в соответствии с которой государственная власть – результат соглашения между людьми, заинтересованными в управлении, способном обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав, защиту жизни, свободы и частной собственности. В работах названных философов ставились также проблемы обеспечения социального порядка в обществе с помощью разумной системы управления.

Положения, высказанные мыслителями эпохи Просвещения, во многом предвосхитили управленческие идеи, появившиеся в условиях капитализма, способствовали возникновению новых взглядов на место и роль социального управления. Не затрагивая по существу проблем управления производством, философские концепции оказались сконцентрированными на социальных аспектах управления обществом. В этом отношении идеи просветителей можно рассматривать в качестве теоретической предпосылки будущих социологических концепций социального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: