double arrow

Научение поведению человека в орг-ции

Человек имеет 2 степени свободы в орг-ции.

1) Обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существование в орг-ции формы и нормы поведения.

2) Принимать или не принимать ценности орг-ции, разделять или не разделять её цель и фил-ю.

Выделяют 4 типа поведения ч/ка в орг-ции.

  Форма отношения в организации
Приемлет Не приемлет
Отношение к ценностям организации Разделяет Преданный, дисциплинированный сотрудник «Оригинал»
Не разделяет «Приспособленец» «Бунтарь»

Организация желает, чтобы все её сотрудники вели себя опред. образом: реш-е проблемы; подбор людей с опред. качествами.

1) Не всегда можно найти людей с опред. хар-ми.

2) Нет гарантии, что люди будут вести себя так, как желает орг-ция.

3) Требования к поведению людей могут меняться во времени.

Научение поведению - устойчивый по времени процесс изменения повед-я ч/ка на основе опыта, отражающего действия ч/ка и реакцию окружения на эти действия.

Выделяют 3 типа научения поведению:

1) связан с рефлекторным поведением ч/ка (услов./безусл. рефлексами).

2) осознанная корректировка и изменение своего поведения на базе предыдущего опыта.

3) обучение на основе наблюдения поведения.

Чему учится ч/к в орг-ции и какие стороны его поведения коррект-ся в процессе научения:

1) изучает свою функциональн. роль.

2) учится выполнению функционально-прцедурных действий

3) учится правильно понимать и занимать своё место в орг-ции.

4) учится тому, как решать собствен. задачи в орг-ции и добиваться своих целей.

Действия ч/ка, его поведение подвергается компенсации, т.е. внеш. реакции на его поведение.

Роль компенсации в научении поведению:

1) награждение за произведённый труд

2) средство удовлетворения потребностей

3) ср-во модификации повед-я ч/ка.

Для изм-я поведения ч/ка в желаемом д/орг-ции направлении важно правильно выбрать форму, тип и время компенсации.

Виды компенсации:

1) материальное вознаграждение

2) наказание

3) словесное одобрение/осуждение.

Тип компенсации (с позиции научения поведению различают 4 типа):

1) Положит. компенсация. Осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным д/ч-ка воздействиям.

Результат: закрепление желаемого поведения.

Форма вознаграждения различна, при этом вознаграждение чётко привязывается к желаемому поведению, следует за осуществлением желаемого поведения, соответствует потребностям ч/ка; индивидуально.

2) Отрицательная компенсация. Желаемое поведение сразу приводит к устранению не желаемых д/ч-ка обстоятельств или раздражителей.

Результат: закрепление желаем. поведения. Носит индивид. характер. Реакция окружения и руководства на поведение ч/ка должна наступать как можно быстрее.

3) Наказание. Ч/к получает негативные, неприятные д/него последствия поведения.

4) Гашение нежелательного поведения. Прекращение нежелательных действий при отсутствии на них положительной реакции.

Результат: устранение нежелательного поведения.

Время и частота компенсации. 2 подхода к выбору времени компенсации:

1) непрерывная: после каждого случая действия человека

2) переодическая: применяется д/закрепления устойчив. закрепл. поведения.

Различают 4 вида по частоте:

а) компенсация ч/з фиксированное время

б) ч/з переменный интервал времени

в) ч/з фиксир. нормы

г) в зависимости от объёма работ (перемен. нормы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: