КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что представляет собой объект социологии?
2. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии?
3. Сформулируйте понятие предмета социологии.
4. Какова структура социологии?
5. Какое место занимает социология в системе наук?
6. Каковы функции социологии в обществе?
7. Какие методы использует наука об обществе?
8. Когда и как зародилась социология?
9. В чем сущность закона трех состояний О. Конта?
10. Что представляет собой закон классификации наук и как он сочетается с законом о трех состояниях?
11. Каковы основные положения материалистического направления в науке об обществе?
12. Назовите принципы позитивизма.
13. Каковы взгляды на общество Г. Спенсера?
14. Что такое социальный дарвинизм?
15. Назовите основные положения географического направления в позитивистской социологии.
16. Какова философская основа антипозитивизма?
17. В чем сущность «понимающей социологии»?
18. Что такое антропологическое направление в антипозитивистской социологии?
19. В чем заключается психологический подход в социологии?
20. Перечислите направления психологического подхода и дайте характеристику каждому из них.
21. Назовите принципы неопозитивизма и его основных представителей.
22. Назовите основные этапы развития социологии в России.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)
1. Учение Аристотеля об обществе.
2. Идеи социальной справедливости в раннем христианстве.
3. Воззрения на характер общественного устройства гуманистов эпохи Возрождения.
4. Социальная доктрина О. Конта.
5. Социальная доктрина Г. Спенсера.
6. Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины.
7. Психологические школы в социологии.
8. К. Маркс и М. Вебер — общее и различное в понимании общества.
9. Достоинства и недостатки марксистской социологии.
10. Проблемы социокультурной динамики в социологии П.Сорокина.
11. Характеристика позитивистско-натуралистических течений социологии (И. Кэри, Освальд, Ш. Воден, Г. Монтескье, Ж. Бокль, Гобино и др.).
12. Критическая социология Франкфуртской школы.
13. Ф Фрейдизм и неофрейдизм в социологии.
14. Школа французского структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида).
15. Роль интеллигенции в возрождении России (по работам С. Булгакова, И. Ильина, Л. Карсавина).
16. Социология XX в.: эмпирия и теория.
17. Современный период развития социологии: ее парадигмы.
18. Перспективы социологической науки.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
3. ВеберМ. Избранные произведения. М., 1994.
4. Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
6. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.
7. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.СПб., 1997.
8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
9. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск, 1997.
10. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1993.
11. Комаров М. С. Введение в социологию. М.,2004. Гл. 2.
12. Медушевский А.Н. История русской социологии: Учебное пособие. М., 1993.
13. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиция, перспективы. СПб., 1992.
14. Осипова Е.Г. Огюст Конт и возникновение позитивной социологии. М., 1995.
15. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
раздел 2. Общество как социокультурная система
1. Понятие общества и системы.
2. Функционирование и динамика социальных систем.
3. Типология социальных систем.
4. Сущность и основные характеристики традиционного и современного общества
5. Социальные изменения. Формирование мировой системы. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.