ТЕМА 3.3. культура как фактор социальных изменений. социальная регуляция, социальный контроль и девиация

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
    Каждый ли человек личность? Какая личность XX века, на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему?
  2. Какова структура личности?
  3. Каковы основные социологические теории личности?
  4. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?
  5. Каковы функции личности? Что такое «социальный статуе» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?
  6. Что вы знаете о статусно-ролевой концепции личности. Какие противоречия видите в этой концепции?
  7. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?
  8. Чем по 3. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.

10. Как специфика переходного периода развития обществ отражается на уровне индивидуального и группового сознания поведения?

  1. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе? Как человек становится личностью? Что такое социальная зрелость?
  2. Что изучает валеология?
  3. Существуют ли резервные возможности и ресурсы в ус­ловиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы.

2. Понятие личности в социологии и психологии.

3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности.

4. Социальный статус и социальные роли личности: компоненты структуры социальной роли.

5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. Личность и социальные роли.

6. Социализация личности, ее формы. Агенты социализации.

7. Формирование личности в семье.

8. Самореализация личности.

9. «Отчуждение» личности, формы отчуждения, проблемы ее преодоления.

10. Культура самосознания.

11. Проблемы социализации личности в современном обществе.

12. Гражданские права и свободы, механизм их реализации в демократическом обществе.

13. Проблемы взаимоотношения личности и общества.

14. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований.

15. Валеология — наука о социальном поведении человека в экстремальных ситуациях.

16. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.

17. Пути и средства гармонизации интересов личности и об­щества.

18. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение об­щественного развития.

19. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл. Социология личности.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М, 1998.

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001.

4. Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.

5. Кравченко А.И. Социализация // Введение в социологию. М., 1995. Гл. 4.

6. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

8. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М, 2000.

9. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

10. Скиннер Б. Технология поведения // Американская социо­логическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

11. Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структура. Понятие роли // Социология. М., 1994.

12. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990.

13. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 2002.

14. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1997

  1. Культура как объект социального познания. Элементы культуры.
  2. Типы и взаимодействие культур (субкультура, контркультура, этноцентризм и культурный релятивизм).
  3. Социальные функции культуры. Взаимодействие экономики, социальных отношении

культуры.

  1. Социальное изменение и социальное развитие. Социальные движения. Концепция социального прогресса. Прогресс и регресс. Реформы и революции.
  2. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Теория культурно-исторических типов.
  3. Понятие социального контроля. Социальные нормы и ценности. Нормативные функции в обществе.
  4. Социальные санкции и их типология.
  5. Система социального контроля и его методы. Агенты формального и неформального контроля.
  6. Понятие отклонения, девиантное и делинквентное поведение. Виды и формы

девиации.

  1. Основные теории девиантного поведения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: