Функции маркетинга.
ЛЕКЦИИ ПО МАРКЕТИНГУ.
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложениям чего-либо взамен.
Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения, обладающего ценностью товаров, услуг и обмена ими другими людьми.
Концепция маркетинга – достижение корпоративных целей за счет лучшего, чем у конкурентов удовлетворения и предвосхищения потребностей клиента.
Задача маркетинга – сведение к минимуму усилий по сбыту.
Цель маркетинга – достижение такого уровня знаний и понимания нужд и потребностей клиента, при которых предлагаемый товар и услуги будут полностью им соответствовать и сами продавать себя.
|
|
Маркетинг – создание того, что мы можем продать, а не сбыт того, что мы можем изготовить.
Маркетинг – процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворения цели отдельных лиц и организаций.
Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.
Цель маркетингового исследования – информационно-аналитическая база для принятия маркетинговых решений – снижение уровня неопределенности, связанной с ними.
Маркетинговая информация – цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Система маркетинговой информации – постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной своевременной и точной информации, для использования ее специалистами с целью совершения, планирования, осуществления и контроля за маркетинговыми мероприятиями.
Система сбора внешней текущей информации – это набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.
О конкурентах можно узнать:
1) Приобретая их товары
2) Посещая специальные выставки
3) Читая публикуемые ими отчеты
4) Беседуя с бывшими и нынешними служащими, поставщиками
5) Собирая их рекламу, читая соответственную прессу:
|
|
5.1. Специальные маркетинговые исследования (посвящены определенной маркетинговой проблеме и предусматривает сбор определенных данных, необходимых для решения проблем – исследование популярного товара и пр.)
5.2. Регулярные маркетинговые исследования (периодический опрос определенной категории респондентов).
Типы маркетинговых исследований.
1) предварительное исследование (предшествует разработке программы основного исследования, позволяет выдвинуть гипотезу). Цель предварительного исследования – четко определить проблему, используя неформальный анализ).
2) описательное \ дискриптивное исследование (константа реальных фактов, событий, полученных в результате сбора информации)
3) экспериментальное исследование (проводится с целью проверки выдвинутой гипотезы)
4) аналитическое (казуальное) исследование (выявление и моделирование связей деятельности фирмы с факторами окружающей среды)
Объект исследования может быть:
§ имидж фирмы
§ товар
§ рекламная кампания
§ потребитель
§ целевой рынок
Предмет – конкретная сторона объекта.
Определение проблемы – формулировка предмета маркетингового исследования.
Хорошее выполнение этой операции ориентирует на сбор и анализ конкретной информации, нужной для принятия решения.
Гипотеза исследования – ответ на этот вопрос – предположение, выдвигаемое для объяснения ситуации.
План исследования – использование как первичных, так и вторичных данных.
Вторичные данные – уже существующая в определенной форме информация, полученная в каких-то отличных от наших целей (материалы форм, журналы, публикации).
«–»: - информация может быть устаревшей
- неполной
- может не подходить для целей исследования
«+»: - дешевле
- быстро доступна
Первичные данные не собираются до завершения тщательного поиска вторичной информации.
Первичные данные – информация, собираемая с конкретной целью при осуществлении конкретного проекта.
Методы исследования – способы сбора данных: опрос, наблюдение, эксперимент.
Опрос – систематический сбор информации от опрашиваемых лиц посредством контактов с ними лично.
Техника: опрос (анкетный) или интервью.
Семантический дифференциал – перечень противоположных утверждений со шкалой разрядов, позволяющей опрашиваемым выбирать точку, соответственную направленности и интенсивности их чувств.
Качественные исследования.
1) Сборочные ассоциации
2) Сравнение с другими видами объектов
3) Завершение приложения
4) Тематический апперцепционный тест
Метод глубокого интервью.
1) Участники – интервьюирумые лица
2) Гипотетически важный элемент, характер и общественная структура ситуации, предварительно проанализированные социологами из основ чего выдвинуты гипотезы.
3) На основе гипотез составляется план проведения исследования, в котором фокус направлен на субъективные переживания индивида по поводу заранее проанализированной ситуации.
4) Используя проектные технологии – свободные ассоциации, сравнение торговой марки с другими видами объектов, завершение предложения, завершение рассказа (нарисованный портрет), тематический апперцепционный тест (показывают картинки, просят придумать рассказ о том, что, по его мнению, на ней происходит или может произойти)