Метод парных сравнений.
Метод парных сравнений
Метод расположения по достоинствам.
Испытуемому дают несколько объявлений и просят расположить в порядке очередности по убывающей. Сначала лучшее, на его взгляд, потом худшие.
Берутся пары объявлений и сравниваются два. Победитель в каждой паре отмечается. Процесс повторяется до тех пор, пока каждое объявление не будет сопоставлено со всеми в подборке. При ранжировании 8 объявлений будет сделано 28 сравнений. Это предел.
Образец оценочного листа сравнений. Буквами помечены карточки -отдельные объявления.
Оценочная карточка по парному сравнению объявлений
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | И | |
А | - | |||||||
Б | А | |||||||
В | В | В | ||||||
Г | А | Б | В | |||||
Д | Д | Д | В | Д | ||||
Е | А | Б | В | Г | Д | |||
Ж | Ж | Ж | В | Ж | Ж | Ж | ||
И | А | Б | В | Г | Д | И | Ж | - |
Порядок окончательного ранжирования определяется подсчетом числа побед каждого отдельно объявления. Для нашего оценочного листа ранжирование выглядит так:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | И | |
Число побед | ||||||||
Место в ряду |
Большая субъективность оценки снижает достоверность метода. Ими пользуются для проверки сильных и слабых сторон объявления.
Можно испытуемым задать серию вопросов:
1. о чем говорится в рекламе
2. что означает сказанное?
3. Какое влияние оказал контакт с рекламой на восприятие товара, если он вообще был действенным?
4. Придает ли реклама уникальность товару и если да, то в чем?
5. Существенно ли обращение с точки зрения нужд потребителей?
Прямые опросы особенно эффективны для предтестирования.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ
Отношение определяется как предрасположенность к реакции оценочного типа «нравится-не нравится» на определенный класс раздражителей.
Метод семантического дифференциала. Предлагают испытуемому дать несколько повторных оценок на основе биполярных прилагательных. Опрос проводится быстро, чтобы получить спонтанные реакции. Слабость теста – в простоте, набор прилагательных может не отражать характеристик оцениваемого предмета.
Метод трехмерного теста. Для сравнения большого числа возможных рекламных тем. Содержание каждой темы пишут на карточке. Карточки перемешивают и по одной дают испытуемому.. Просят оценить содержание по шкале на основе какого-то критерия (желательности характеристик и достоинств,), затем карточки перемешивают и снова дают оценить на основе уже ДРУГОГО критерия. (исключительности и уникальности). Потом на основе правдоподобия. Темя, набравшие наибольшую общую сумму баллов, считаются самыми перспективными.
Предпочтение марки. Служит мерилом отношения потребителя к товарному знаку, к самой фирме помимо желания приобретать товар.
1. Несколько сотен покупателей при случайной выборке (в магазине, по телефону, по почте и т.д.). Предлагается в качестве приза выбрать какой-либо марочный товар. Затем показывают 30-ти минутный филь, в который вмонтированы контрольные ролики. После просмотра – опрашивают. Затем показывают еще один фильм с другими марками. Затем просят еще раз выбрать марку в виде приза. Различия в выборе марки ДО начала эксперимента и после относят за счет увещевания.
3. Испытуемым дается журнал, надо прочитать его дома. Через день – опрашивают, выявляют действительно читавших. Потом предлагают рекламные объявления, которые они должны опознать и высказаться по поводу рекламируемых марок. Фиксируют изменения в предпочтениях..
Здесь слабость в виртуальности ситуации.
Метод узнаваемости. Метод Гэллапа-Робинсона.
Через несколько дней после рекламы берут 200 человек из целевой аудитории и показывают перечень торговых марок. Задается вопрос: «Помните ли Вы рекламу марок, которые показаны?»