double arrow
I. Основные начала функционирования политической систем

Политика может весьма существенно влиять на существование экономики: либо способствовать развитию, либо ставить различные ограничения.

Обычно политическую систему определяют как взаимодействия государственных и негосударственных органов и организаций в процессе осуществления власти. выражается в закрепленных непосредственно в конституции принципов. Они закрепляют источник, принадлежность власти, ее систему органов, особенности разграничения полномочий во властной структуре. Каждому типу государства присущ свой набор принципов. Но можно выделить парные принципы, закрепляющие один и тот же институт, но с разных сторон. Например:

1. Принцип республиканизма и принцип роялизма. По сути, это закрепление формы государственной власти, но это также может быть не всегда (фиктивные выборы, символичная монархия).

2. Принцип народовластия (народного суверенитета) и принцип божественной сакральности. В одних странах источником власти является народ, в других – она исходит от бога. И здесь может иметь место фиктивность –вместо демократии имеет место партократия.

3. Принцип разделения властей и принцип нераздельности, монолитности власти, сосредоточенной в руках правителя.

4. Принцип верховенства конституции и права и принцип верховенства идеи, воли правителя. Например, принцип чучхе в КНДР.

5. Принцип политического плюрализма, многообразия и принцип политического монизма.

6. Принцип признания естественных прав человека (именно признает эти права) и принцип государственного патернализма (государство именно наделяет своих граждан теми правами, которые считает необходимыми). Право можно закрепить, но не обеспечить. В государственном патернализме парадокс закрепляется в том, что государство закрепляет именно те права, которые оно может обеспечить. С другой стороны этот патернализм приводит к тому, что человек начинает надеяться на государство, которое ему всегда поможет, теряет способность к самообеспечению, рассчитывая, что умереть ему точно не дадут.




Каждая отдельно взятая страна выстраивает свою политическую систему на основе этих принципов. В последнее время в конституциях, в начале, стала закрепляться политическая, конституционная формула государства. Например, конституция Франции, Испании. Таким образом, эта конституционная формула, как правило., выражает форму правления, форму устройства и политический режим. В некоторых конституциях стали закрепляться девизы государства.



1. Институциональный элемент.

Система государственных и негосударственных элементов, взаимодействующих друг с другом в процессе государственных функций. Главное место – государство. В современном мире – политические партии. Это такие организации, которые создаются специально для участия в государственной деятельности, для завоевания конституционными методами государственной власти и проведения своих целей. В совокупности с государственностью образуют партийную систему. Выделяют:

По количеству

· Многопартийные

Ø Много партий, но фактически доминирует только одна. Пример: Япония.

Ø Двухпартийные системы. Фактически только две партии сменяют друг друга в системе власти. Например, США, Великобритания.

Ø Реальные многопартийные системы. Десяток партий реально активно участвует в политической жизни. Например, Франция, Италия, Германия.

Ø Квази-многопартийные системы. Формально – много, они представительствуют в парламенте, все законы изменены, но представители одной партии занимают лидирующие посты в государстве. Например, в Китае есть КПК, а остальные 8 партий признают ее лидирующую позицию.

· Однопартийные

2. Нормативный элемент.

Система правовых норм, которые регулируют взаимодействие институтов политической системы. Важнейшие нормы – в конституции.

3. Функциональный элемент.

Взаимодействие элементов политической системы.

a) Демократический режим. Широкое участие, возможности для участия народа в осуществлении государственной власти. при всех положительных чертах, возникает много вопросов и к нему: как правильно трактовать народовластие, насколько широко оно действительно должно осуществляться. Во многих странах демократия начинает трансформироваться в партократию.

b) Недемократический режим. Реальное, фактическое, скрытое отстранение народа от участия в государственной власти.

На Кубе режим начинает либерализоваться – при весьма широком количестве прав и свобод остается достаточно сильное закрепление.

В последнее время у политологов появилась новая разновидность режима – управляемая демократия. Арбузкин: для того, чтобы существовала подлинная демократия, правители должны быть честны, а народ должен обладать определенным уровнем политического сознания.

4. Идеологический элемент






Сейчас читают про: