Органы государственного управления охраной труда
Государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство РБ, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.
Президент РБ определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией РБ, Законом РБ "Об охране труда", Трудовым Кодексом и иными законодательными актами.
Государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях:
· республиканском;
· отраслевом;
· территориальном.
На республиканском уровне – Правительство РБ непосредственно или уполномоченные им республиканские органы государственного управления обеспечивают проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяют полномочия республиканских органов управления подчиненных Правительству РБ в области охраны труда, осуществляют иные полномочия в области охраны труда возложенными на них Конституцией РБ, законами РБ и актами Президента РБ.
|
|
На отраслевом уровне – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.
На территориальном уровне – местные исполнительные и распорядительные органы.
Общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде осуществляется на основании:
Трудового кодекса РБ, статья 463;
Закона РБ от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона РБ от 14 января 2000 г.), статья19;
Указа Президента РБ от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;
Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 23 октября 2000 г. № 1630 (с последующими изменениями и дополнениями);
Инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации (утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 г. №179).
Общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде осуществляется только профсоюзами, другие общественные объединения, политические партии таким правом не наделены.
Общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства РБ о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда.
|
|
Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.
Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.
Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке.
Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:
беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;
запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;
осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, участвовать в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью – приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;
требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;
устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора.
Общественным инспекторам по охране труда также предоставлено право осуществлять проверки, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т.д.
В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.
Представления правовых и технических инспекторов труда являются обязательными для исполнения, а представления общественных инспекторов по охране труда – для рассмотрения.
Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РБ о труде.