double arrow

К СУДЬЯМ. ПОРЯДОК ИХ НАЗНАЧЕНИЯ


СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ. ТРЕБОВАНИЯ

ВЛАСТИ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СООТНОШЕНИЕ СУДОВ С ДРУГИМИ ВЕТВЯМИ

В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.

В различных странах, в том числе в России действует множество различных юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными(например, прокуратура), другие имеютигосударственный, и частный характер (государственные и частные нотариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся общественную организацию. Особое место среди юридических органов занимает суд.

Все Конституции мира содержат разделы (главы) о судебной системе, причем судебная власть признается составной частью государственной власти.

Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений – судов оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы конкретно-определенны-ми юридическими мерами, установленными законами.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе применять на себя осуществление правосудия.




Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. В Конституции РФ термин «судебная власть» раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов.

В соответствии со ст. 10 и 11 Конституции РФ судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы пользуются самостоятельностью.

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент, он не занимается исполнительной деятельностью.

Действуя в особой процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между юридическими и физическими лицами; административные (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть.

В 90-е гг. в РФ произошла значительная демократизация судебной системы. В 1996 г. был принят ФКЗ «О судебной системе РФ», в 1997 г. ФЗ «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ», в 1998 г. ФЗ «О мировых судьях в РФ», в 1999 г. ФЗ «О финансировании судов в РФ», «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», в 2001 г. был принят «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (18.12.2000 г. № 174-ФЗ), в 2002 г. ФЗ «О третейских судах в РФ (24.07.2002 г. № 102-ФЗ) в эти дни был принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ (24.07.2002 г. № 95-ФЗ), Гражданский процессуальный кодекс РФ (14.11.2002 г. № 139-ФЗ).



Эти законодательные акты способствуют развитию судебной системы, распределяют функции государственной власти между тремя ветвями власти, устанавливают их самостоятельность и взаимную уравновешенность. Суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, т.е. добиваться их правильного исполнения, а также в отношении назначения судей на их должности. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом РФ по представлению Председателя соответствующего Верховного суда и заключения квалификационных коллегий, с учетом предложений представительных органов субъектов РФ.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти (Федеральная служба исполнения наказаний).



Согласно Конституции РФ судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;

- гражданского;

- административного;

- уголовного.

Каждому из них соответствует свой кодекс (Уголовно-процес-суальный кодекс (УПК), Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) и др.).

Граждане (физическое или юридическое лицо) вправе обжаловать в суде действия (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти. Таким образом, функции и полномочия судебных органов служат своеобразным противовесом в отношениях двух других ветвей власти, и в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Существующий принцип разделения властей необходим для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью.

Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти, а судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в деятельность исполнительной власти.

Положение суда в обществе весьма противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении обществом и государством, обладает широкими полномочиями, которых лишена законодательная и исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и в ряде стран даже жизни, отобрать у физического или юридического лица имущество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный или муниципальный орган отменить принятое решение, возместить или лишить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить родителей родительских прав и т.д. С другой – судебная власть не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (Прокуратура, МВД, Министерство Юстиции).

Судебные приставы – аппарат не судов, а Министерства Юстиции. Будучи органом государства, суд может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает действия государства, способствуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенников, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают и политическую стабильность, наказывая участников террористических организаций, партий, цели которых противоречат конституционному строю.

Даже краткий перечень проблем, подлежащих рассмотрению в судах, свидетельствует о необходимости иметь в стране их совершенную и разветвленную систему.

Судебная система – это совокупность судов и судебных учреждений, должностных лиц с их компетенцией и полномочиями.

В РФ в соответствии с Конституцией РФ действуют Федеральные суды и Суды субъектов РФ.

Федеральные суды – это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные Суды в некоторых республиках РФ, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также Арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ – судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов, действующей Конституции РФ. Впервые был создан в РФ в 1991 г., а затем был реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и ФЗ 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». В состав данного суда входит 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи назначаются на 15 лет (в возрасте не моложе 40 лет), предельный возраст для пребывания в этой должности – 70 лет. Назначение на второй срок не допускается. Суд самостоятельно избирает на три года председателя, его заместителя и судью-секретаря. Конституционный Суд рассматривает дела и принимает решения в пленарных заседаниях и в заседаниях двух палат, состоящих из 9 и 10 судей. В пленарных заседаниях суд рассматривает дела о соответствии Конституций и Уставов субъектов РФ Конституции РФ, о выступлении с законодательной инициативой по предметам ведения суда и др.

Решения Конституционного суда подлежат опубликованию, а также направлению в адрес: Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Высшего Арбитражного суда (ВАС), Генерального прокурора, Министра юстиции и уполномоченного по правам человека РФ.

Решение суда: постановление, определение, заключение, послание парламенту, выступление с законодательной инициативой принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Конституционные (уставные) суды вправе осуществлять только последующий контроль, когда правовой акт уже вступил в законную силу. В функцию Конституционного суда входит разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти (между Государственной Думой и Правительством) или этих органов с органами Государственной власти субъектов РФ.

Наряду с судами Конституционной юстиции в России участвуют и суды общей юрисдикции: Верховный суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения (как в Москве), военные суды (в гарнизонах, военных соединениях).

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правонарушений. Они рассматривают дело по первой и второй инстанциям (по жалобе сторон, протесту прокурора и др.).

Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Непосредственно Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции: рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента РФ; Правительства РФ Федерального собрания; жалобы кандидатов на нарушение их прав в процессе выборов в Государственную Думу и на должность Президента. Верховный Суд осуществляет надзор за деятельностью других судов общей юрисдикции путем пересмотра дела в кассационном порядке, в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд действует в составе:

- пленума;

- президиума;

- судебной коллегии.

Другие суды общей юрисдикции создаются по территориальному признаку:

- в субъектах РФ;

- административно-территориальных единицах (районные суды);

- межмуниципальные суды;

- мировые суды участников.

Разновидностью судов общей юрисдикции являются:

- военные суды, которые создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений;

- суды с участием присяжных заседателей (судья и 12 присяжных);

- мировые судьи.

Мировые судьи – суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Они функционируют только при сохранении вертикали судебных органов снизу доверху. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями Субъектов РФ или избраны населением судебного участка на срок, который установлен законом соответствующего субъекта, но не более чем на 5 лет.

Арбитражные суды рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на имущество, об аренде, о правах в сфере хозяйственного управления).

В систему арбитражных судов входит:

- Высший Арбитражный суд РФ (ВАС);

- Арбитражные суды субъектов РФ;

- Арбитражные суды округов;

- Арбитражные апелляционные суды за номерами.

ВАС действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению судов, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Арбитражные суды не сажают в тюрьму.

Структура судебной системы РФ показана на рисунке 6.

Правосудие во всех видах судов осуществляют судьи, которые обладают единым высоким статусом. Определенными особенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Судьями среднего звена могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность и другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Конституцией РФ установлено, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов (общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом РФ в установленном федеральным законом.

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными органами соответствующих субъектов. Таким образом, весь судейский корпус (15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Статья 120 Конституции РФ однозначно гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону», т.е. они в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы.

Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи несменяемы, они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему. Для судей, впервые назначающихся на свои должности, установлен срок работы три года, по истечении которого могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.







Сейчас читают про: